Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2023

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3226

 2023 г., выпуск  № 3 (март)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Р.Е.Пономарев. Взаимное влияние моды и образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. №3 (март). ART 3226. URL: http://emissia.org/offline/2023/3226.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.01

Пономарев Роман Евгеньевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, г. Москва
p-re@mail.ru


Взаимное влияние моды и образования

Аннотация
В статье рассматривается вопрос характере взаимного влияния моды и образования. Автор опирается на концептуальные представления о моде, сложившиеся в гуманитарных науках. Мода предстает как один из механизмов социального регулирования. При этом подчеркивается ограниченный характер влияние моды на образование. Утверждается, что мода действует там, где нет жестких предписаний, регламентирующих образовательный процесс. При этом институт образования сам оказывает влияние на моду, осуществляя подготовку дизайнеров и других участников модного процесса.

Ключевые слова: образование, мода, механизм социального регулирования, творчество, модный знак, непосредственное и опосредованное влияние моды.

----------------

Roman E. Ponomarev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Educational Technologies, Lomonosov Moscow State University, Moscow
p-re@mail.ru


Influence of fashion and education

Abstract
The article deals with the question of the nature of the interaction between fashion and education. The author relies on the existing concepts of fashion, the fashion process. Fashion appears as one of the mechanisms of social regulation. At the same time, the limited nature of the influence of fashion on education is emphasized. It is argued that fashion operates where there are no strict regulations governing the educational process. At the same time, the institution of education itself influences fashion by training designers and other participants in the fashion process.

Key words: education, fashion, mechanism of social regulation, creativity, fashion sign, direct and indirect influence of fashion.

----------------

Не столь часто в педагогических работах при осмыслении действительности образования используется понятие моды. Хотя давно известно, что мода выступает одним из механизмов социального регулирования, оказывает воздействие на принятие решений, а, соответственно, и на поведение людей [1, 2]. Её влияние простирается и на отдельных индивидов, и на социальные группы, классы и даже на целые народы.

Ученики и учителя, преподаватели и студенты, а также и другие участники образовательного процесса живут не изолированно от общества. Они включены в самые разнообразные социальные процессы, среди которых имеет место и влияние моды. При этом у них есть не только возможность, но и право участвовать в процессе управления образованием. Соответственно, педагогической науке как науке об образовании приходится обращать внимание на эту сторону педагогической действительности.

Данные обстоятельства актуализируют вопрос о характере влияния моды на образование, с одной стороны, а также сферы образования на моду, с другой. Конечно, в настоящей статье мы говорим о моде не в бытовом понимании, которое обычно связывается с одеждой, со стилями в архитектуре или живописи. И если о сути образовательного процесса можно прочитать в любом учебнике по педагогике, то на существенных характеристиках моды остановимся чуть более подробно.

Понятие моды уже не одно столетие обсуждается и находит отражение в философских, социологических, психологических текстах. В данной работе мы опираемся на ключевую и предельно общую мысль в отношении моды, высказанную ещё Г.В.Ф. Гегелем: "Разумность моды следует видеть в том, что она осуществляет право вновь и вновь изменять преходящее и временное" [3, с. 143].

Разумность моды в философии Гегеля не следует понимать так, что она существует только в пределах разума. Онтология Гегеля предполагает тождество бытия и мышления. Хорошо известна его мысль: что действительно, то и разумно, а что разумно, то и действительно. Действительность и функция "изменять преходящее и временное" - важнейшие характеристики для философского осмысления моды.

Модным потенциально может стать любой объект. Это могут быть и философские учения, и просто их наименования, и отдельные способы поведения, коммуникации, и материальные объекты (одежда, произведения живописи, архитектура) и др. Важно понимать, что быть модным, это ещё не внутреннее свойство объекта самого по себе, оно возникает или не возникает в системе социальных отношений. Объекты "становятся модными, оказываются "в моде" тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями, т.е. выступают в качестве знаков моды" [2, с. 11-12].

О только что созданном продукте нельзя с уверенностью сказать станет он модным, выступит в качестве модного знака или нет. Свойство модного знака у продукта возникает на всем его движении: от создания, через отбор и включение в систему распространения к потреблению и приобретению этим продуктом популярности. Здесь мы имеем дело с удвоением процесса. На одном уровне происходит движение самого продукта, на другом, параллельно с первым, осуществляется переход от знака индифферентного моде к модному знаку. Условно движение самого произведенного продукта можно разделить на три достаточно типичных стадии: производства, распространения и потребления.

На начальном этапе создается продукт, который потенциально может стать модным. Его изготовление далеко не всегда ориентировано на модность, а значит возникновение модного качества может произойти как стихийно, так и осознанно. Только в первом случае свойство "быть модным", если и возникает, то как дополнительный эффект к запланированному, например, утилитарному результату. Во втором - целенаправленно, т.е. создание нового продукта изначально предполагает появление у продукта свойства "быть модным".

Вне зависимости от представленных вариантов творчество автора является неотъемлемой составляющей рассматриваемого этапа. Человек меняется в любой деятельности, и, конечно же, в творчестве. Участие в данном процессе оказывает образовательное влияние и на дизайнера, и на тех людей, которые в этот процесс вовлекаются, например, в качестве помощников, подмастерьев или практикантов, проходящих соответствующую профессиональную подготовку.

Модные знаковые формы оказываются востребованными в самых различных сферах, в том числе и в образовании. Конечно, влияние моды здесь имеет ограниченный характер. Нормы морали и нравственности, правовые акты, традиции, устоявшиеся ценности и привычки регулируют деятельность института образования. В этих условиях мода реализует две возможности. Во-первых, она действует там, где нет жестких предписаний и есть возможность у участников образовательного процесса проявить свои индивидуальные, в том числе и вкусовые предпочтения. Во-вторых, мода может запустить изменения в других механизмах социального регулирования, и то, что ещё недавно казалось легкомысленным или даже недопустимым вдруг оказывается нормой поведения и деятельности. В образовательную моду могут войти новые концепции, профессии, программы подготовки и образовательные организации в целом. Модным может оказаться любой элемент, имеющий отношение к действительности образования.

Так, в 90-х годах ХХ столетия вошли в моду профессии экономистов и юристов, вопрос о переизбытке которых затем обсуждался неоднократно. Мода оказала влияние на педагогическое мышление и коммуникацию, и мы сегодня нередко вместо слов "форма" и "содержание" произносим "формат" и "контент". В педагогический дискурс попадают слова "спикер", "модератор", "коач", "тимбилдинг" и многие другие.

Модные тенденции оказывают непосредственное влияние на воспитательную сторону педагогического процесса. Учитывая, что основу российского образования составляют традиционные ценности, на сегодняшний день оно сохраняет устойчивость к некоторым новомодным западным тенденциям, например к тем, которые пропагандируют множество гендеров и гей-парады. Однако имеющийся своего рода иммунитет не отменяет данного воздействия.

Мода как механизм социального регулирования может способствовать созданию и распространению не только негативных, но и позитивных форм поведения и деятельности. Функции университетов, выступающих флагманами современного образования не ограничиваются двумя основными: осуществлением образовательного процесса и научными исследованиями. Их деятельность и её элементы служат ориентирами, образцами для других организаций высшего образования. И перенимая опыт ведущих университетов, участники образовательных отношений других вузов хорошо осознают, что это и полезно для дела, и, как это сейчас говорят, находится в тренде. Пока ещё немодно называть модное в образовании модой.

Создание модных знаков, образцов в образовании важно не только для ведущих университетов. Последнее время можно слышать критические высказывания о заимствовании "чужеземного" или "чужеродного", начиная от критики неоправданного использования англицизмов в профессиональном общении до организации деятельности системы высшего образования в рамках болонского процесса.

В общем и целом данная проблема совсем не нова. Ещё в 70-годах ХХ века наш советский философ В.И.Толстых по поводу зарубежного влияния моды аккуратно писал: "Таким образом, вопрос о восприимчивости к «чужеродному» есть всего лишь отрицательная форма постановки вопроса о наличии или отсутствии «своего» [1, с. 31]. По-сути, если уделяется недостаточно внимания созданию своих модных знаковых конструкций, участники образовательных отношений будут ориентироваться на чужие.

Попытка решить данную проблему запретами, на наш взгляд, может только замедлить продвижение процесса принятия "чужеродных" ориентиров. В некоторых случаях этого замедления может оказаться достаточно, например, чтобы выиграть время для позитивного решения проблемы. А для этого необходимо работать над созданием собственных знаковых конструкций, которые сами и добровольно выберут люди в качестве собственных модных ориентиров.

Это могут быть и модные концепции проводимых социальных изменений, модная повестка в образовании, модные методики и даже отдельные педагогические и ученические неологизмы. Модные в данном случае не означает - принятые и утвержденные на соответствующем уровне управления, т.к. это будет свидетельствовать о действии нормативно-правового механизма социального регулирования. Модные в данном случае означает массово и добровольно поддерживаемые участниками образовательного процесса.

Тем не менее влияние моды на образование может осуществляться не только непосредственно, но и опосредованно. Если спросить и начинающих, и опытных педагогов о том, почему они что-то изменяют в своей деятельности, то ответ во многих случаях будет указывать не на моду, а на нормативные акты. При этом сами решения вышестоящих структур могли быть обусловлены модными тенденциями. Опосредованное влияние моды на образовательный процесс происходит и когда модные тенденции обеспечивают изменения в производственной сфере: мода влияет на производство, производство изменяется, и как следствие, изменяются требования работодателя к системе профессионального образования.

Опосредованность влияния моды на участников образовательного процесса во многих случаях позволяет не обращать на нее внимание. Значимость учета непосредственного влияния моды в системе образования возрастает в ситуациях, когда учащиеся или студенты начинают массово демонстрировать незапрещенные, но и непринятые формы поведения и взаимных отношений. Возникают новые педагогические проблемы, требующие соответствующих решений.

Актуальность учета не только влияния, но и возможностей модного процесса возникает и на управленческом уровне, например, в ходе решения задач привлечения абитуриентов на основные образовательные программы или потенциальных слушателей на программы дополнительного профессионального образования. В частности, продумываются названия курсов, образовательных программ, которые не только (иногда, и не столько) отражают существенные стороны образовательного процесса, они позволяют решить вопросы создания нужного впечатления, вызывать желаемый интерес.

Но не только мода оказывает влияние на образование. Именно от института образования зависит подготовка соответствующих специалистов для индустрии моды. От сферы образования зависит и творческий потенциал дизайнеров, и профессионализм экспертов. Сегодня любой пользователь сети интернет имеет доступ к информации производителей самой разной продукции, он имеет возможность провести отбор самостоятельно и поделиться своей точкой зрения в социальных сетях. При таком распространении информации модный процесс зависит от уровня образования каждого пользователя сети. В этом смысле и модные тенденции оказывают влияние на образовательный процесс и от института образования также зависит осуществление модного процесса [4].

Для более глубокого понимания взаимного влияния образования и моды важное значение имеют следующие детали. Во-первых, влияние моды на образование имеет ограниченный характер. Мода действует там, где нет жестких предписаний и есть возможность у участников образовательного процесса проявить свои индивидуальные, в том числе и вкусовые предпочтения. При этом, мода может запустить изменения в других механизмах социального регулирования, привести к корректировке нормативно-правовых актов, к возникновению обычаев, традиций, новых тенденций в образовании. Во-вторых, в ходе создания модного продукта происходит образование самих участников модного процесса. В-третьих, модные образцы могут создаваться для сферы образования. При этом не только внешние структуры, но и организации внутри системы образования, например, ведущие университеты, могут производить модные образцы для всех остальных. И, наконец, в-четвертых, сфера образования сама оказывает влияние на моду, осуществляя подготовку дизайнеров и других участников модного процесса.


Литература

  1. Толстых, В. И. Мода как социальный феномен / Мода: за и против. М.: «Искусство», 1973. С. 7–39.

  2. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994. - 160 с.

  3. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - Т.3. - М.: Искусство, 1969. - 621 с.

  4. Пономарев, Р. Е. Модные тенденции и дизайн образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 115–127.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Tolstykh, V. I. Moda kak sotsial'nyy fenomen / Moda: za i protiv. M.: «Iskusstvo», 1973. S. 7–39.

  2. Gofman, A. B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. - M.: Nauka, 1994. - 160 s.

  3. Gegel', G.V.F. Estetika: V 4 t. - T.3. - M.: Iskusstvo, 1969. - 621 s.

  4. Ponomarev, R. E. Modnyye tendentsii i dizayn obrazovatel'nogo protsessa // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoye obrazovaniye. 2022. № 1. S. 115–127.
     


Copyright (C) 2023, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100