Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3123

 2022 г., выпуск  № 9 (сентябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
В.В.Кузнецова, О.А.Машкина. Политика скоординированного развития высшего образования в кластере "Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй" // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №9 (сентябрь). ART 3123. URL: http://emissia.org/offline/2022/3123.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.01 (13.00.01)

Кузнецова Валентина Вильевна
кандидат исторических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва
vkuz_55@mail.ru

Машкина Ольга Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, Институт стран Азии и Африки, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва
oliya-m@yandex.ru


Политика скоординированного развития высшего образования в кластере «Пекин –Тяньцзинь – Хэбэй»

Аннотация
В статье рассматривается политика КНР по обеспечению интеграции высшего образования-науки-производства на примере образовательного кластера трех административных субъектов Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй (ПТХ). Объединение университетских исследований на базе передовых научных лабораторий с производственными площадками ведущих предприятий в рамках разнообразных технопарков стимулирует переход страны к высокотехнологической модели развития, решение насущных задач высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, кластер Пекин–Тяньцзинь– Хэбэй.

----------------

Valentina V.  Kuznetsova
Candidate of Historical Sciences, School of Public Administration, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow
vkuz_55@mail.ru

Olga A. Mashkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Asian and African Countries, Lomonosov Moscow State University, Moscow
oliya-m@yandex.ru


Policy of coordinated development of Higher Education in the Cluster “Beijing–Tianjin–Hebei”

Abstract
The article analyzes China's policy of higher education-science-production integration on the example of the Beijing–Tianjin–Hebei educational cluster (BTH). Combining university research based on advanced scientific laboratories with the production sites of leading enterprises within a variety of technology parks is designed to stimulate the country's transition to an innovative, high-tech development model. The formation of educational clusters is designed to contribute, on the one hand, to the implementation of the course of the country's leadership to transform China by the middle of the XXI century "into a powerful power with a strong education" and a global leader in innovative development, and on the other hand, to solving complex current problems – the shortage of highly qualified university teachers, improving the quality of higher education, modernization of educational programs, the growth of innovative spirit, motivation and skills of continuous professional growth among students and graduates.

Key words: higher education, Beijing–Tianjin–Hebei cluster.

----------------

Введение

В планах социально-экономического развития Китая в 14-ю пятилетку (2021–2025) высшему образованию уделена ключевая роль в формировании модели инновационного высокотехнологического развития. Задача подготовки кадров, обладающих передовыми знаниями и инновационным мышлением, занимает важное место в программах развития практически всех административных субъектов страны. Однако повсеместно обеспечить соответствующую подготовку кадров страна не способна, поэтому в настоящее время упор сделан на моделирование интеграции образования-науки-производства в нескольких приоритетных региональных зонах, призванных стать эталоном для дальнейшего развития всего Китая. Формирование образовательных кластеров призвано способствовать, с одной стороны, реализации курса руководства страны на превращение Китая к середине XXI в. «в мощную державу с сильным образованием» и глобального лидера в инновационном развитии, а с другой стороны, решению сложных текущих проблем – дефицита высококвалифицированных преподавателей вузов, необходимости повышения качества высшего образования, модернизации образовательных программ, привития студентам и выпускникам вузов навыков непрерывного профессионального и культурного роста.

Развитие высшего образования в кластере Пекин–Тяньцзинь– Хэбэй (далее ПТХ)

Всекитайская комиссия по реформе и развитию впервые обнародовала проект формирования кластера ПТХ в 2008 г., позднее он был включен в план 12-й пятилетки (2011–2015). План предусматривал оптимизацию использования и перераспределение экономических ресурсов административных субъектов в рамках кластера для ускорения перехода к производству большей части добавленной стоимости на территории кластера [1]. В 2019 г. в дополнение к предыдущему документу был опубликован «План действий по скоординированному развитию образования в Пекине, Тяньцзине и Хэбэе (2018–2020 годы)» [2]. Его цель – более рациональное размещение образовательных ресурсов, что позволит снять излишний прессинг с Пекина, который будучи столицей страны имеет множество функций; поднять образовательный потенциал мегаполиса Тяньцзинь на уровень, соответствующий его социально-экономическому развитию; стимулировать культурный и социально-экономический подъем пров. Хэбэй, занимающей центральную геополитическую позицию в стране.

Таблица 1

Состав организаций высшего образования кластера, в 2019 г. (ед.) [2: 135]

  Регулярные многопрофильные вузы Вузы
для взрослых
Негосударственные организации (миньбань)
Всего Вузы, реализующие программы бакалавриата
(бэнькэ)
Высшие профессиональные колледжи
(чжуанькэ)
Китай 2688 1265 1423 268 784
Пекин 93 68 25 23 64
Тянь-цзинь 56 30 26 14 0
Хэбэй 122 61 61 6 38

В 2019 г. на территории ПТХ действовал 271 регулярный многопрофильный вуз, или около 10% их численности в стране (в Пекине – 93, Тяньцзине – 56, пров. Хэбэй – 122). Во всех трех административных субъектах кластера преобладающей формой организаций высшего образования (ОВО) были комплексные и политехнические университеты. В Пекине они составляют 38,7%; в Тяньцзине – 57,1; в пров. Хэбэй – 64,7% от численности многопрофильных регулярных вузов. Остальные организации высшего образования (ОВО) это – высшие профессиональные колледжи, реализующие неакадемические специализированные программы с укороченным сроком обучения – 41,3% (112 вузов). Кроме того, как видно из табл. 1, здесь также функционируют вузы для взрослых, занимающиеся повышением общего и профессионального уровня образования работающего населения, и ОВО, созданные на средства населения (так называемые вузы «миньбань»). В большинстве случаев они не имеют права выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца.

Распределение образовательных ресурсов в кластере ПТХ отличает несколько явных неравномерностей:

  1. В рамках программы топ-университетов мирового уровня (так называемые университеты «дважды первые» «шуан–и–лю») наибольшее число элитных университетов, входящих в категорию университетов мирового уровня или реализующих первоклассные образовательные программы, сосредоточено в столице Китая [3]. Здесь расположены кампусы 34 такого рода университетов, из них 8 университетов входит в число мировых ТОП-100, а еще в 26 университетах преподаются дисциплины, относимые к топ-специализациям мирового уровня. По этим показателям Пекин оставил далеко позади остальные два субъекта кластера ПТХ: в Тяньцзине и пров. Хэбэй только 5 и 2 университета отнесены к группе «дважды первых» [2: 139].
     
  2. Распределение высоко квалифицированных преподавательских кадров между университетами кластера крайне неравномерно. Так, в 2019 г. из 1735 академиков АН Китая и Китайской академии инженерных наук 785 (или 45%) работало в университетах Пекина, тогда как в Тяньцзине и пров. Хэбэй – 33 и 10 академиков соответственно. Если в Пекине у 65,7% преподавателей ОВО была степень доктора наук, то в Тяньцзине и в пров. Хэбэй – только у 37,3%, и 17,5%. Хотя в провинции Хэбэй функционирует наибольшее число ОВО, 41,9% преподавателей обладают профессиональной квалификацией в объеме бакалавриата [2: 140–141].
     
  3. Неравномерность характерна внутри кластера и для распределения обучающихся студентов на уровнях бакалавриата и магистратуры. Наибольшее число учащихся бакалавриата сосредоточено в провинции Хэбэй (1474,1 тыс. чел.), больше, чем Пекине в 2 раза. А на ступени магистратуры ситуация иная: в Пекине число магистрантов в 6,7 раз больше, чем в Хэбэе (391,4 тыс. чел. против 58,3).
     
  4. Следующая неравномерность связана с распределением студентов по академическим и прикладным программам высшего образования: в Пекине 86% студентов обучается на академических программах, в Тяньцзине – 60%, в Хэбэе – только 50%. Но при этом во всех трех административных субъектах кластера распределение студентов по специальностям бакалавриата примерно одинаковое: около половины учащихся на программах бакалавриата получали образование всего по двум направлениям – инженерное дело и менеджмент: в Пекине – 50,25%, в Тяньцзине – 56,94%, в Хэбэе – 49,73% вне зависимости от типа ОВО. [2: 135–137].

Чрезмерный упор в учебных планах ОВО на подготовку инженеров и менеджеров, с одной стороны, отражает структуру экономики, во многом сложившуюся в административных субъектах кластера еще в дореформенный период. Зачастую нынешние выпускники вузов получают подготовку по специальностям, в текущих условиях невостребованным на рынке труда. Тем самым, сложившая структура вузовских специальностей не отвечает провозглашаемым китайским правительством целям развития кластера. С другой стороны, сложившаяся структура вузовских специальностей обусловлена профессиональным составом преподавательских кадров, среди которых преобладают специалисты именно по инженерному делу и менеджменту. Не последнюю роль играют и предпочтения семей, которые мечтают, чтобы их дети стали чиновниками или преуспевающими бизнесменами.

В годы 13-й пятилетки в городах кластера открывались новые ОВО, но их создание не сопровождалось подготовкой должного числа преподавателей, что неизбежно уже сказывается и будет влиять на качество образования студентов и направления их подготовки.

Заключение

Отмеченные проблемы осознаны в Китае. Руководством страны разрабатываются различные способы их разрешения: от заключения межвузовских соглашений по обмену преподавателями или предоставлению студентам возможности прохождения отдельных курсов в ведущих вузах кластера (программы «мобильности талантов») до создания совместных образовательных платформ. Но пока применяемые методы смягчения неравномерности распределения образовательных ресурсов в рамках кластера во многом носят фрагментарный характер. Усилия по развитию высшего образования до последнего времени по большей части были ориентированы на увеличение количественных параметров (численности вузов и студентов, в первую очередь получающих академические степени; роста объема научных публикаций в авторитетных, зарубежных изданиях; зарегистрированных патентов; увеличению площади кампусов; модернизации оборудования и т.п.). Решение проблемы воспитания молодого поколения, отвечающего потребностям инновационной экономики в условиях цифровизации и готовых внести свой вклад в процветание страны, еще предстоит найти.


Литература

  1. Preen M. The Beijing-Tianjin-Hebei Integration Plan // China Briefing, 2018, April 26. URL.: https://www.china-briefing.com/news/the-beijing-tianjin-hebei-integration-plan/ [Дата обращения 01.09.2022]

  2. 中国高等教育发展报告 (2020-2021. Ежегодный доклад о развитии высшего образования в Китае (2020-2021) - 北京:社会科学文献出版社. Пекин: Академическое издательство социальных наук – с. 306.

  3. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Проект «шуан и лю». Глобализация китайского высшего образования // «Образовательная Политика», 2019, №4, с. 76-90.

Рекомендовано к публикации:
Е.С.Заир Бек, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Preen M. The Beijing-Tianjin-Hebei Integration Plan // China Briefing, 2018, April 26. URL.: https://www.china-briefing.com/news/the-beijing-tianjin-hebei-integration-plan/ [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  2. 中国高等教育发展报告 (2020-2021) Ezhegodny`j doklad o razvitii vy`sshego obrazovaniya v Kitae (2020-2021) - 北京:社会科学文献出版社. Pekin: Akademicheskoe izdatel`stvo social`ny`x nauk – s. 306.

  3. Kuzneczova V.V., Mashkina O.A. Proekt «shuan i lyu». Globalizaciya kitajskogo vy`sshego obrazovaniya // «Obrazovatel`naya Politika», 2019, №4, s. 76-90.
     


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100