Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3110

 2022 г., выпуск  № 8 (август)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
А.В.Сарже, О.А.Карелина, Н.Д.Козина. Особенности преподавания творческой дисциплины "Дизайн-проектная деятельность" в смешанном формате // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №8 (август). ART 3110. URL: http://emissia.org/offline/2022/3110.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.08 (13.00.08)

Сарже Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологического образования, институт информационных технологий и технологического образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
sarzheav@mail.ru

Корелина Ольга Алексеевна
доцент кафедры технологического образования, институт информационных технологий и технологического образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
corelina.olga@yandex.ru

Козина Наталия Дмитриевна
ассистент кафедры технологического образования, институт информационных технологий и технологического образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
nkozina@herzen.spb.ru


Особенности преподавания творческой дисциплины «Дизайн проектная деятельность» в смешанном формате

Аннотация
В статье представлен опыт преподавания творческой дисциплины «Дизайн-проектная деятельность» студентам, обучающимся по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технологическое образование». Рассмотрено сочетание традиционных и цифровых технологий в рамках учебного процесса. Выполнен анализ понятия «фирменный стиль», разобраны основные его составляющие. Представлены различные направления совместной проектной работы студентов в смешанном формате.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, электронный учебный курс, проектная деятельность, технологическое образование, смешанный формат обучения.

----------------

Anna V. Sarzhe
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Technological Education, Institute of Information Technology and Technology Education, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
sarzheav@mail.ru

Olga A. Korelina
Associate Professor of the Department of Technological Education, Institute of Information Technology and Technology Education, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
corelina.olga@yandex.ru

Nataliya D. Kozina
Assistant lecturer at the Department of Technological Education, Institute of Information Technology and Technology Education, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
nkozina@herzen.spb.ru


The features of teaching the creative discipline "Design-project activity" in a blended learning format

Abstract
This paper presents the experience of teaching the creative discipline "Design-project activity" to students studying under the undergraduate program 44.03.01 Pedagogical Education, profile "Technological Education." The combination of traditional and digital technologies within the framework of the educational process is considered. The analysis of the concept of "corporate identity" is carried out, its main components are disassembled. Various areas of joint project work of students in a blended learning format are presented.

Key words: design engineering, e-learning course, project activities, technology education, blended learning.

----------------

Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования сегодня является одной из задач, реализуемых в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (национальный проект «Образование») [1]. В период развития цифровой экономики изменения коснулись и предметной области «Технология». Современный учитель технологии должен обладать не только традиционными профессиональными технологическими навыками, но и уметь использовать цифровые ресурсы в проектной деятельности.

С этой целью был разработан и внедрен в образовательный процесс электронный учебный курс (ЭУК) "Дизайн-проектная деятельность" (в соответствии с учебным планом по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технологическое образование»). Цель курса – освоение композиционных приемов и инструментария дизайн-проектирования для дальнейшей педагогической деятельности. В рамках курса студенты изучают дизайн-проектную деятельность на примере разработки и реализации авторских изделий под собственным логотипом. Проектная деятельность студентов организована в форме смешанного обучения: дистанционные видеолекции на базе платформы Moodle; лабораторные занятия в аудитории и организация внеаудиторной самостоятельной работы на базе платформы Moodle с выходом в цифровую среду поддержки проектной деятельности (дистанционно). Всего часов на теоретическое обучение студентов 72, из них 14 часов выделено на лекционные занятия, 22 часа – лабораторные занятия, 36 часов – самостоятельная работа. Краткое содержание программы курса представлено в Таблице 1 [2].

Таблица 1

Эффективность вовлечения студентов в реализацию проектной деятельности с применением цифровой среды поддержки

№, Тема Содержание, время Осваиваемые цифровые инструменты
1. Введение в дизайн - проектирование. Вид графической деятельности - графический дизайн Виды и взаимодействие сфер дизайнерской деятельности.

Понятие коллажа, построение традиционного и цифрового коллажа. Понятие дизайн-макета, этапы создания.

Общее знакомство с разными цифровыми дизайнерскими инструментами, используемыми в графическом дизайне, выполнение традиционного и цифрового коллажей – 10ч.

Графический редактор Carel Draw; приложение для отработки навыка построения графической композиции Bomomo; приложение для определения цветовой гармонии Сolor Scheme.
2. Понятие дизайн-проекта. Основные этапы создания проекта Понятие проекта, дизайн-проекта. Основные этапы реализации проекта. Постановка цели и разработка концепции проекта. Планирование реализации проекта. Предпроектное исследование и ресурсное обеспечение проекта. Изучение программ и сервисов для планирования проектной деятельности – 10ч. Онлайн-сервис для планирования деятельности Todoist, Google Keep и Google Календарь, TickTick; кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva; онлайн-сервис «Белая доска» Conceptboard.
3. Понятие фирменного стиля. Методы и приёмы создания Функции и основные компоненты фирменного стиля. Методический аспект работы над фирменным стилем в цифровой среде. Основные стадии разработки фирменного стиля. Виды компьютерной графики.

Создание цифрового дизайн-макета изделий из текстильных или конструкционных материалов на базе разработанных коллажей – 8ч.

Графический редактор Carel Draw; электронные базы шрифтов Fontfabric, Paratype, Google Fonts.
4. Дизайн - мышление. Изображение – как презентация идей Основы дизайн-мышления, преимущества визуального представления информации. Цвет в инфографике.

Композиционные решения и базовые законы восприятия в инфографике. Особенности дизайн-мышления в цифровой среде. Изучение интеллект-карт, анализ их возможностей. Разработка в стиле инфографики графического листа, отражающего реализованные этапы работы над проектом – 8ч.

Сервисы для создания нтеллект-карт Mindmeister, Draw.io; кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva; онлайн-сервис «Белая доска» Conceptboard, социальный интернет-сервис Pinterest.
5. Создание логотипа. Композиционные решения Понятие логотипа, основные композиционные группы логотипов. Этапы создания и проектирования логотипа. Технические особенности создания логотипа в профессиональных графических редакторах.

Разработка авторского логотипа в монохроме и цвете. Изучение сервисов для проведения опроса. Участие в опросах для выбора лучших цветовых решений логотипа – 8ч.

Графический редактор Carel Draw; кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva; мобильные приложения для редактирования и работы с изображениями PicsArt, Bazaart; сервисы для проведения опроса Google Forms, Typeform.
6. Способы нанесения и использования логотипа. Авторский логотип в декорировании текстильных изделий Композиционные приёмы в декорировании текстильных изделий, теоретические основы разработки комплекта одежды с авторским логотипом или принтом. Способы нанесения и использования логотипа. Создание цифрового дизайн-макета сумки-шоппер на базе разработанного авторского логотипа. Создание комплекта изделий из текстильных или конструкционных материалов (древесина, пластик, керамика) на базе разработанного авторского логотипа. Представление созданных дизайн-макетов изделий в различных условиях (билборды, модный показ, журналы, буклеты) для дальнейшей презентации проекта – 12ч. Графический редактор Carel Draw; кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva; мобильные приложения для редактирования и работы с изображениями PicsArt, Bazaart; онлайн-сервис для разработки интерфейсов и прототипирования Figma; онлайн-сервис «Белая доска» Conceptboard.
7. Моушен-дизайн. Визуальное оформление дизайн-проекта Сферы применения моушен-дизайна, основные инструменты создания анимационной графики. Инструменты для создания и редактирования видео, графики и анимации, а также трехмерной графики и анимации. Общие принципы создания моушен-графики.

Создание рекламного ролика, отражающего этапы работы над фирменным стилем (на базе разработанных дизайн-макетов «Авторский логотип», «Сумка-шоппер», «Авторский логотип в декорировании изделий») – 12ч.

Видеоредакторы Сrello, Moovly, Wideo; мобильные приложения для редактирования и работы с видео: Inshot, VN Video Editor Maker; редакторы для создания анимированных элементов и трехмерной графики TVPaint Animation Pro, Blender; кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva.

Особенностью методики преподавания творческой дисциплины является обсуждение, поиск образа, выбор приемов и технологий работы, разработка композиции, выполнение эскизов в аудитории; с дальнейшим выполнением работы в материале, а также в цифровом формате. Это даёт возможность обучающимся более тесно взаимодействовать с преподавателем (лично и дистанционно), что значительно увеличивает время для обсуждения и реализации дизайнерских проектов, и, как результат, повышает качество работ. Также, в формате видеолекций можно посмотреть и проанализировать информацию по данной теме, ознакомиться с различными творческими работами, выполненными студентами старших курсов в рамках дисциплины.

Каждая видеолекция состоит из двух фрагментов длительностью 20 минут. В первом фрагменте изложен базовый теоретический материал. Во втором фрагменте, на примере практических работ студентов, отражены этапы разработки проекта, рассмотрены композиционные, цветовые, стилистические особенности работ. Количество просмотров видеолекций не ограничено, что позволяет обучающимся согласно своим потребностям изучать материал, неоднократно возвращаясь к необходимым фрагментам.

После просмотра видеолекций предусмотрены очные консультации с преподавателями, в ходе которых студенты могут задать вопросы по теме разрабатываемого проекта, уточнить композиционные детали, получить индивидуальную консультацию с разбором приёмов и технологий, применяемых в современном дизайн-проектировании изделий из конструкционных и текстильных материалов, в результате чего будущие педагоги смогут решать профессиональные задачи на высоком уровне.

Необходимо отметить, что в процессе изучения дисциплины на каждом этапе выполнения проекта ведется персональная работа с авторами, а именно:

  • проработка концепции;
     
  • подбор и изучение материала по теме проекта;
     
  • согласование основных этапов разработки дизайн-проекта;
     
  • подбор, согласование цифровых эффектов и графических приёмов;
     
  • подбор музыкального сопровождения рекламного ролика;
     
  • утверждение графической части и видеоряда;
     
  • просмотр, обсуждение и совместная рефлексия;

что позволяет выявлять и развивать индивидуальные творческие способности студента.

В основе методики проведения занятий по курсу заложена реализация следующих дидактических принципов:

  • Принцип сознательности и активности, который стимулирует активность и самостоятельность обучающихся в процессе изучения материала, позволяет вызвать у них желание работать и творчески подходить к решению задач.
     
  • Принцип научности, который заключается в научной обоснованности и актуальности предоставляемой информации, лежащей в основе их практической деятельности.
     
  • Принцип связи теории с практикой, заключающийся в гармоничном связывании теоретических основ дисциплины с развитием практических навыков.
     
  • Принцип системности и последовательности, при котором изучение материала и достижение результатов должно происходить в логическом порядке от простого к сложному, в соответствии с этапами формирования знаний, умений и навыков проектной деятельности.
     
  • Принцип наглядности, заключающийся в использовании на занятиях наглядных средств обучения – презентаций, схем, видеороликов, натуральных образцов. Данный принцип способствует прочному закреплению знаний, а также развитию внимания и мышления обучающихся, иллюстрирует понятийный рад дисциплины.
     
  • Принцип доступности, при котором обучение должно осуществляться в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, а также наличием в свободном доступе средств обучения.

В рамках курса, студенты разрабатывают не только индивидуальные, но и командные проекты, которые дают отличную коммуникационную возможность проявить себя в различных направлениях, приобрести опыт их выполнения, что способствует развитию методической компетенции в будущей профессиональной деятельности.

Важным аспектом подбора содержания дисциплины является то, что данный курс предоставляет возможность попробовать себя в различных видах дизайнерской деятельности: графическом, промышленном, транспортном, средовом дизайне, а также в дизайне костюма. Это особенно ценно в подготовке будущего учителя технологии, который в своей профессиональной деятельности должен быть способен организовывать и сопровождать проектную деятельность школьников в различных технологических сферах в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Сегодня сферы дизайнерской деятельности пересекаются и активно взаимодействуют. Например, графический дизайн от традиционных визиток, буклетов и рекламы перемещается в область дизайна идентичности, брэндинга и мультимедиа. Средовой дизайн переходит от задач создания пространственных форм к организации комфортного, равнодоступного, современного пространства. Промышленный дизайн – от проектирования единичных изделий к разработке ассортимента предприятия и других системных объектов. Активно развивается и fashion- индустрия, совмещая достижения современных технологий в области промышленных материалов, it-технологий и художественной эстетики. В результате получается новый интересный дизайнерский продукт, который сочетает в себе функциальный компонент и модный тренд (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие сфер дизайнерской деятельности

В то же время, на первый план выходит стратегический дизайн и дизайн-мышление, в связи с чем, и происходит объединение специалистов различного профиля. Особое внимание уделяется фирменному стилю, изучаются основные направления и композиционные приемы.

Фирменный стиль — это один из наиболее востребованных и современных видов подачи информации и рекламы собственного бренда, продукции и услуг. Он является одним из способов маркетинговых приёмов. Фирменный стиль включает в себя цветовые, графические, шрифтовые и другие компоненты, в совокупности объединяющие информацию и создающие визуализацию фирмы, бренда, товара. Важным элементом является единый композиционный подход к оформлению, цветовому решению и символике, используемой для оформления упаковки, рекламы, документации, авторских изделий и коллекций. В свою очередь, логотип, фирменные цвета и другие элементы стиля помогают сформировать конкретный образ в массах, тем самым, облегчив процесс продвижения товаров и услуг на рынке [3].

Функции фирменного стиля:

  • Имиджевая. Включает в себя создание образа компании, бренда, товара. Знак успешной компании даёт большие возможности в бизнесе. Как результат, - гарантия качества, а значит, - выше стоимость.
     
  • Идентифицирующая. Повышается узнаваемость образа компании, бренда, товара.
     
  • Дифференцирующая. Различие, разграничение и выбор товаров и услуг среди аналогов, представленных на рынке, т.к. является «информационным носителем» данной фирмы или компании. Узнаваемый фирменный стиль – залог успеха фирмы, компании или товара, т.к. логотип, цвет, шрифт, фирменный слоган повышают эффективность рекламы, обеспечивают результативность, запоминаемость, а также определяют гарантию качества продукта.

В фирменный стиль входит:

  • товарный знак;
     
  • логотип;
     
  • фирменный блок;
     
  • фирменный лозунг (слоган);
     
  • фирменная цветовая гамма;
     
  • фирменный шрифт;
     
  • фирменные элементы.

Зная основные составляющие фирменного стиля, студент может профессионально обучить разработке либо разработать (в зависимости от поставленных задач) стиль полностью или фирменные элементы. Это интересное творческое задание, требующее знания основ и закономерностей в построении композиции, умения сочетать рациональный подход с художественными законами. Работа над фирменным стилем может проходить не только индивидуально, но и в команде, каждый участник которой отвечает за своё творческое направление. В результате и индивидуальной и коллективной работы получается уникальный творческий продукт с элементами новизны.

Основные способы, применяемые в дизайн-проектной деятельности в настоящее время, можно условно разделить на три вида:

  1. Традиционный способ, с использованием традиционных материалов и инструментов художника: карандаш, краски, фломастеры, тушь и т.п.
     
  2. Цифровой способ с использованием компьютерных программ, таких как: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и др.
     
  3. Смешанный способ, основанный на применении традиционных материалов и инструментов и цифровых технологий.

Изучение данных способов позволит студентам осознанно выбирать способы дизайн-проектной деятельности в своей будущей профессиональной деятельности.

Разработанный курс «Дизайн-проектная деятельность» был апробирован в рамках подготовки будущих учителей технологии на базе ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена, по завершении которой проведено анкетирование студентов в онлайн-формате. В анкетировании приняли участие 52 студента. Результаты анкетирования показали, что для 78,6% участников ресурсы среды способствовали постановке целей проекта и развитию мотивации к реализации проекта. 14,3 % отнеслись к новым возможностям в обучении нейтрально (скорее да, чем нет), 7,1% не поддержали это нововведение. При этом 64,3% респондентов оценили достаточность информационных ресурсов среды для самостоятельной реализации всех этапов проектной деятельности на 4 балла по пятибалльной шкале, 35,7% поставили высший балл. На заключительный вопрос анкеты «Будете ли Вы использовать предложенные цифровые инструменты для организации проектной деятельности (белая доска, чек-листы, планировщики дел, сервисы для создания презентаций) в Вашей будущей профессиональной деятельности?», - 71,4% ответили положительно; 21,4 % считают, что скорее да, чем нет и 7,1 % выбрали ответ скорее нет, чем да [2].

Опыт показал, что в результате обучения студенты умеют сочетать традиционные графические приёмы с новыми компьютерными технологиями. Это позволяет быть конкурентоспособными как в профессиональной педагогической деятельности, так и в творческой. Получаются интересные, творческие работы с неожиданными новыми композиционными решениями и эмоциональным воздействием на зрителей. Например, использование в работах различных шрифтов и авторских слоганов в сочетании с правильно подобранным цветовым решением. Смешанный формат обучения предоставляет широкие возможности для творческой деятельности. Появляется свобода выбора для воплощения своих идей в реальный дизайнерский продукт, возможность работать не только индивидуально, но и в команде единомышленников. Обмениваясь знаниями, информацией, креативными приемами решения творческих задач, студенты расширяют свою подготовку в данной области. В то же время, важно раскрыть индивидуальность студента, помочь найти свой авторский стиль, на основе полученных знаний и умений научить создавать новые, интересные, авторские работы, которые в дальнейшем, могут быть конкурентноспособными на рынке труда. Реализуя проект, будущие педагоги осваивают инструментарий дизайн-проектирования для дальнейшей профессиональной деятельности.


Литература

  1. Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ [Дата обращения 01.08.2022]

  2. Носкова, Т. Н., Козина, Н. Д. Цифровая среда поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование» в высшей школе / Т. Н. Носкова, Н. Д. Козина. — Текст : непосредственный // Общество. Коммуникация. Образование. — 2021. — № Т. 12, № 3. — С. 81-92. DOI: 10.18721/JHSS.12307

  3. Цурри О.Г. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании [Текст]. / О.Г. Цурри // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. – 2016. - №1 – С. 91-96.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ [Data obrashcheniya 01.08.2022]

  2. Noskova, T. N., Kozina, N. D. Cifrovaya sreda podderzhki proektnoj deyatel'nosti studentov bakalavriata profilya «Tekhnologicheskoe obrazovanie» v vysshej shkole / T. N. Noskova, N. D. Kozina. — Tekst : neposredstvennyj // Obshchestvo. Kommunikaciya. Obrazovanie. — 2021. — № T. 12, № 3. — S. 81-92. DOI: 10.18721/JHSS.12307

  3. Curri O.G. Firmennyj stil' v sozdanii blagopriyatnogo imidzha kompanii [Tekst]. / O.G. Curri // Al'manah teoreticheskih i prikladnyh issledovanij reklamy. – 2016. - №1 – S. 91-96.
     


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100