Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3021

 2021 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
В.Ф.Луговая, Е.В.Пискунова, Ю.В.Проект. Взаимосвязь опыта использования цифровых устройств и когнитивного развития детей младшего школьного возраста // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №12 (декабрь). ART 3021. URL: http://emissia.org/offline/2021/3021.htm

_________ Шифр научной специальности 13.00.01

Выполнение работы поддержано грантом РФФИ, проект № 19-29-14068 мк «Информационная антропология как методологическое основание сопровождения образовательного процесса в метапредметном поле цифрового контента».

Луговая Виолетта Федоровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
violetta_lugovay@mail.ru

Пискунова Елена Витальевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дидактики, институт педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
L_piskunova@mail.ru

Проект Юлия Львовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
proekt.jl@gmail.com


Взаимосвязь опыта использования цифровых устройств и когнитивного развития детей младшего школьного возраста

Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей между опытом использования цифровых устройств, уровнями когнитивного развития и академической успешностью детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь между успешностью распознавания пиктограмм мобильных приложений и когнитивным развитием ребенка.

Ключевые слова: младший школьный возраст, опыт, цифровые устройства, когнитивная сфера, уровни когнитивного развития, академическая успешность.

----------------

Violetta F. Lugovaya
Candidate of Psychological Sciences, Professor-Assistant of the Department of Psychology of Professional Activity, Institute of Psychology, A.l. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
violetta_lugovay@mail.ru

Elena V. Piskunova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Faculty of Didactics, Institute of Pedagogy, A.l. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
l_piskunova@mail.ru

Julia L. Projekt
Candidate of Psychological Sciences, Professor-Assistant of the Department of Psychology of Professional Activity, Institute of Psychology, A.l. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
proekt.jl@gmail.com


The relationship between the experience of using digital devices and the cognitive development of primary school children

Abstract
The article presents the results of investigation of association between the digital experience, cognitive development and learning outcomes of children. The study made it possible to reveal the relationship between the success of the recognition of icons of mobile applications and the cognitive development of the child.

Key words: primary school age, experience, digital devices, cognition, levels of cognitive development, learning outcomes.

----------------

Психическое и социальное развитие современных детей происходит в высокотехнологичной жизненной среде [1 - 6]. Большинство из них начинают пользоваться цифровыми устройствами раньше, чем учатся говорить. У некоторых из них собственные цифровые устройства появляются до того, как они идут в школу. Дети второго десятилетия XXI-го века не представляют себе мир без интернет-технологий, физическая и виртуальная реальность в их восприятии не дифференцирована [7; 8; 9]. Очевидно, что они активно используют цифровые технологии в решение жизненных задач и удовлетворении своих потребностей. Можно говорить, что в свете социокультурной теории развития Л.С. Выготского [10] цифровые устройства стали одним из наиболее влиятельных культурных инструментов, влияющих на развитие высших психических функций ребенка.

Фундаментальные изменения социокультурной ситуации взросления детей приводят к различным эффектам когнитивного и социального развития современных детей по сравнению с тем, как развивались их предшественники. Складывающаяся ситуация стала одной из наиболее обсуждаемых проблем в современной психологической литературе за последние десятилетия. Исследователи указывают, что изменения в психическом развитии детей выражаются в уменьшении числа детей со средним интеллектом и растущей поляризации уровней когнитивного развития детей [11; 12]. Техно-пессимисты предупреждают о снижении когнитивной активности, снижении мнемонических навыков и навыков внимания, а также о нарушении воображения [11-13; 14; 15]. В то же время, накопленные на протяжении последних двадцати лет эмпирические данные не подтверждают столь резких заявлений ученых, а являются скорее противоречивыми. В многочисленных исследованиях обнаружены чрезвычайно слабые связи между экранным временем и школьными достижениями детей [16; 17; 18). Исследования показали, что важен скорее контент просматриваемых телепередач. Обучающие телепрограммы, такие, например, как «Улица Сезам» оказывали позитивное влияние на развитие речи и мышления, и дальнейшую школьную успешность детей [19]. Обнаружены позитивные связи между использованием детьми интерактивных компьютерных обучающих программ и последующими успехами в школьном обучении [20; 21], между видеоиграми и развитием пространственного мышления, визуального внимания, скоростью реакции и различением объектов [22]. В целом, оценка влияния видео- и компьютерных игр на когнитивное развитие и успешность обучения часто носит спекулятивный характер, отражающий скорее убеждения исследователей, а не эмпирические факты. К примеру, Harold O’Neil, Richard Wainess, и Eva Baker [23] провели анализ более 1000 научных статей, посвященных развивающим возможностям компьютерных игр и опубликованных между 1990 и 2005 гг. Авторы аналитического обзора обнаружили только 19 исследований, содержащих качественные или количественные данные. Таким образом, ученые зачастую не располагают эмпирическими свидетельствами о когнитивных эффектах компьютерных игр.

Подобная ситуация свидетельствует о возрастающей потребности в изучении взаимосвязи между опытом использования цифровых устройств и когнитивным развитием детей. Важно отметить, что большинство исследований в этой области были проведены на подростковых выборках, эмпирические исследования детей младшего школьного возраста представлены значительно реже. В связи с вышесказанным, основной целью данного исследования стало изучение взаимосвязи между цифровым опытом детей, уровнем их когнитивного развития и академической успешности.

В исследовании приняли участие 235 детей в возрасте от 9 до 10 лет (110 девочек (46,8%), М=9,53 SD=0,51). Среди участников исследования 110 детей учились в 3-м классе (45,6% девочек), 125 детей были учащимися 4-х классов (48,00% девочек). Для оценки опыта использования цифровых устройств детьми использовались тест распознавания пиктограмм приложений [24]. Уровень развития когнитивной сферы диагностировался путем использования методик изучения зрительной непроизвольной и произвольной памяти, слуховой произвольной памяти (Шипицына Л.М.), методик изучения мыслительных процессов (методики «Четвертый лишний» (Шипицына Л.М.), «Последовательные картинки», «Нелепицы в картинках» (М. Битянова, О. Барчук)), методики Пьерона-Рузера, направленной на определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости. Также использовались методы исследования академической успешности ребенка (сведения об успеваемости за последнюю четверть по предметам «Математика», «Русский язык», «Чтение», методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л. А.).

Результаты дисперсионного анализа позволили выявить различия в характеристиках памяти детей с различным уровнем опыта использования цифровых устройств (см. рис. 1).

Рис. 1. График средних значений показателей памяти в зависимости от параметров цифрового опыта

Как видно из рисунка 1 дети c более высоким уровнем опыта использования цифровых устройств характеризуются большим объемом зрительной памяти (F=2,85; p<0,05). Их также характеризует более высокий уровень установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями (F=4,04; p<0,05; рис. 2).

Рис. 2. График средних значений показателя установления причинно-следственных связей
в зависимости от параметров цифрового опыта

Важно отметить, что и по параметру устойчивости внимания, дети с более богатым опытом использования цифровых устройств имеют более высокие значения, нежели их сверстники (F=4,04; p<0,05; рис. 3).

Рис. 3. График средних значений показателя устойчивости внимания в зависимости от параметров цифрового опыта

Далее мы провели корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена для выявления связей между индексом распознавания пиктограмм мобильных приложений и характеристиками когнитивного развития детей (см. табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между индексом распознавания пиктограмм мобильных приложений (РПМП) и характеристиками когнитивного развития детей (Обозначения: *p<0.05; **p<0.01)

Характеристики 1 2 3 4 5 6
1. Зрительная память -          
2. Слуховая память 0,29** -        
3. Генерализация -0,01 0,01 -      
4. Установление причинно-следственных связей 0,27* 0,16* 0,08 -    
5. Понимание 0,16* 0,13 0,10 0,16* -  
6. Устойчивость внимания 0,17* 0,25** 0,09 0,10 0,16 -
7. Индекс РПМП 0,23** 0,13 0,08 0,20** 0,07 0,08

Результаты корреляционного анализа показывают, что дети, имеющие более высокий объем зрительной памяти также лучше справляются с пониманием социальных ситуаций и построением дедуктивных выводов, их характеризует более высокий уровень устойчивости внимания. Такие дети распознают пиктограммы мобильных приложений в большем объеме, что свидетельствует о более высоком уровне опыта взаимодействия с цифровыми устройствами. В целом, проведенный анализ показывает, что когнитивные характеристики связаны между собой и опосредованы цифровым опытом ребенка.

В таблице 2 приведены коэффициенты корреляции между характеристиками академической успешности младших школьников и индексом РПМП.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между индексом распознавания пиктограмм мобильных приложений (РПМП) и характеристиками академической успешности детей (Обозначения: *p<0.05; **p<0.01)

Характеристики 1 4 5 6 7
1. Индекс РПМП -        
4. Навыки чтения 018* -      
5. Успеваемость – Русский язык 019** 052** -    
6. Успеваемость – Математика 028** 056** 076** -  
7. Успеваемость – Чтение 022** 062** 064** 064** -
8. Средняя успеваемость 026** 064** 090** 090** 086**

Корреляционный анализ свидетельствует о том, что успешность обучения в школе значимо связана с опытом использования детьми цифровых устройств.

В целом, проведенный анализ показал положительную связь между цифровым опытом и когнитивным развитием детей младшего школьного возраста. Значимые связи между индексом распознавания пиктограмм мобильных приложений, объемом зрительной памяти, устойчивостью внимания, мыслительными процессами могут отражать специфику связи психического развития ребенка и его цифрового опыта. Так, Г.У. Солдатова и А.Е. Вишнева полагают, что может быть найден некоторый оптимум – «золотая середина» в количестве времени использования Интернет детьми, способствующий их когнитивному развитию [25]. Результаты их исследования подтвердили тот факт, что недостаточность доступа детей к ресурсам Интернет, как и его переизбыток отмечаются у детей с менее развитыми когнитивными навыками.

Результаты данного исследования не являются подтверждением наличия причинно-следственных связей между цифровым опытом и когнитивным развитием ребенка. Можно только сказать, что когнитивное развитие сопровождается обогащением цифрового опыта, который становится его неотъемлемой частью в современной социокультурной ситуации.

Несмотря на все большее проникновение цифровых технологий в повседневный мир современного ребенка, остается еще немало открытых вопросов, связанных с взаимодействием детей с цифровыми устройствами. В этом исследовании мы выявляли связь цифрового опыта детей с когнитивным развитием и результатами обучения. Мы обнаружили, что обогащение цифрового опыта сопровождает когнитивное развитие детей, поскольку сам этот опыт основан на восприятии, исследовании и отражении ребенком окружающего мира. Получение знаний о цифровых устройствах, освоение виртуальной реальности не противоречит, а, скорее, способствует когнитивному развитию детей. Результаты этого исследования могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения процессов цифровизации и персонализации начального образования.


Литература

  1. Интернет в России. Москва: Типография «Форвард Принт», 2018.

  2. Byrne, J., Kardefelt-Winther, D., Livingstone, S., Stoilova, M. (2016) Global Kids Online Research Synthesis, 2015-2016. UNICEF Office of Research Innocenti and London School of Economics and Political Science.

  3. Chaudron, S. Beutel, M. E., Cernikova, M., Donoso Navarette, V., Dreier, M., Fletcher-Watson, B., ... Wölfling, K. (2015) Young Children (0–8) and Digital Technology: A Qualitative Exploratory Study across Seven Countries; Publications Office of the European Union: Luxembourg, DOI: 10.2788/00749.

  4. Cortesi S and Gasser U (eds) (2015) Digitally Connected: Global Perspectives on Youth and Digital Media. Harvard, MA: Berkman Center Research. DOI: 10.2139/ssrn.2585686.

  5. Livingstone, S., Haddon, L., Vincent, J., Mascheroni, G. and Ólafsson, K. (2014) Net Children Go Mobile: the UK report. London: London School of Economics and Political Science.

  6. Soldatova G, Rasskazova E, Zotova E, Lebesheva M, Geer M and Roggendorf P. (2014) Russian Kids Online: Key Findings of the EU Kids Online II Survey in Russia. Moscow: Foundation for Internet Development.

  7. Королева Н.Н., Цетлин С.Н., Проект Ю.Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета, №4 2013. – с. 91-98.

  8. de Souza e Silva A.: (2006) From cyber to hybrid: mobile technologies as interfaces of hybrid spaces. // J. Space & Culture. 9(3), 261–278.

  9. Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants Part 1, On the Horizon, Vol. 9 No. 5, pp. 1-6. URL: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 [Дата обращения 01.12.2021]

  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика 1983. 369 с.

  11. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2008. – 270 С.

  12. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования, 2011. - №1 (26). - С.44-45.

  13. Шnитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Манфред Шnитцер; пер. с немецкого А. Г. Гришина -Москва: АСТ, 2014. - 288 с.

  14. Buckingham, D.: (2000) After the Death of Childhood: Growing Up in the Age of Electronic Media. Polity Press, Oxford.

  15. Cordes, C., Miller, E. (Eds.) (2000) Fool’s Gold: A Critical Look at Computers in Childhood. Alliance for Childhood: College Park, MD.

  16. Howell, R. D., Scott, P. B., & Diamond, J. (1987). The effects of “instant” LOGO computing language on the cognitive development of very young children. Journal of Educational Computing Research, 3, 249–260. doi:10.2190/A0QKHB7A-RXQB-70NC.

  17. Powers, K. L., Brooks, P. J., Aldrich, N. J., Palladino, M. A., & Alfieri, L. (2013) Effects of video-game play on information processing: A meta-analytic investigation. Psychonomic Bulletin & Review, 20(6), 1055–1079. doi:10.3758/s13423-013-0418-z.

  18. Sala G, Gobet F. (2018) Cognitive Training Does Not Enhance General Cognition. Trends Cogn Sci. Elsevier Ltd; 23: 9–20. URL: https://doi.org/10.1016/j.tics.2018.10.004 PMID: 30471868 [Дата обращения 01.12.2021]

  19. Comstock, G.A. (1991) Television and the American child. Academic Press, San Diego.

  20. Borgh, K., Dickson, W.P.: (1986) Two preschoolers sharing one microcomputer: Creating prosocial behavior with hardware and software. In: Campbell, P.F., Fein, G.G. (Eds.) Young children and microcomputers, pp. 37-44. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

  21. Wenglinsky, H.: (1998) Does it compute? The relationship between educational technology and student achievement in mathematics. Educational Testing Service, Princeton, NJ. URL: https://www.ets.org/Media/Research/pdf/PICTECHNOLOG.pdf [Дата обращения 01.12.2021]

  22. Yuji, H. (1996) Computer Games and Information-Processing Skills. J. Perceptual and Motor Skills. 83, 643–647.

  23. O’Neil, H.F., Wainess, R., Baker, E. (2005) Classification of Learning Outcomes: Evidence from the Computer Games Literature. J. The Curriculum. 16, 455 474.

  24. Proekt Y., Khoroshikh V., Kosheleva A., Lugovaya V., Piskunova E. (2019) YouTube Generated: Mobile Devices Usage in Primary School Children. In: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Y., Koltsova O., Musabirov I. (eds) Digital Transformation and Global Society. DTGS 2019. Communications in Computer and Information Science, vol 1038. Springer, Cham DOI. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-37858-5_51 [Дата обращения 01.12.2021]

  25. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97–118. doi:10.17759/cpp.2019270307.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Internet v Rossii. — M.: Tipografiya «Forvard Print» (2018).

  2. Byrne, J., Kardefelt-Winther, D., Livingstone, S., Stoilova, M. (2016) Global Kids Online Research Synthesis, 2015-2016. UNICEF Office of Research Innocenti and London School of Economics and Political Science.

  3. Chaudron, S. Beutel, M. E., Cernikova, M., Donoso Navarette, V., Dreier, M., Fletcher-Watson, B., ... Wölfling, K. (2015) Young Children (0–8) and Digital Technology: A Qualitative Exploratory Study across Seven Countries; Publications Office of the European Union: Luxembourg, DOI: 10.2788/00749.

  4. Cortesi S and Gasser U (eds) (2015) Digitally Connected: Global Perspectives on Youth and Digital Media. Harvard, MA: Berkman Center Research. DOI: 10.2139/ssrn.2585686.

  5. Livingstone, S., Haddon, L., Vincent, J., Mascheroni, G. and Ólafsson, K. (2014) Net Children Go Mobile: the UK report. London: London School of Economics and Political Science.

  6. Soldatova G, Rasskazova E, Zotova E, Lebesheva M, Geer M and Roggendorf P. (2014) Russian Kids Online: Key Findings of the EU Kids Online II Survey in Russia. Moscow: Foundation for Internet Development.

  7. Koroleva N. N., Cejtlin S. N., Proekt Yu. L. Kognitivnoe i rechevoe razvitie rebenka v usloviyah sovremennogo rossijskogo obshchestva // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2013. № 4 pp. 91-98.

  8. de Souza e Silva A.: (2006) From cyber to hybrid: mobile technologies as interfaces of hybrid spaces.// J. Space & Culture. 9(3), 261–278.

  9. Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants Part 1, On the Horizon, Vol. 9 No. 5, pp. 1-6. URL: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  10. Vygotsky L.S. Problemy razvitiya psihiki. In: Vygotsky L.S. Sobranie sochinenij: v 6-t., T.3. Pedagogika, Moskva (In Russian) (1983).

  11. Smirnova, E.O.: Doshkol'nik v sovremennom mire. Drofa, Moskva (In Russian) (2006).

  12. Fel'dshtejn, D. I.: Glubinnye izmenenija sovremennogo Detstva i obuslovlennaja imi aktualizacija psihologo-pedagogicheskih problem razvitija obrazovanija. J. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 1(26), 45-54 (2011).

  13. Spitzer, M. Antimosg. Digital technologies and the brain. Moscow: AST (in Russian) (2014).

  14. Buckingham, D.: (2000) After the Death of Childhood: Growing Up in the Age of Electronic Media. Polity Press, Oxford.

  15. Cordes, C., Miller, E. (Eds.) (2000) Fool’s Gold: A Critical Look at Computers in Childhood. Alliance for Childhood: College Park, MD.

  16. Howell, R. D., Scott, P. B., & Diamond, J. (1987). The effects of “instant” LOGO computing language on the cognitive development of very young children. Journal of Educational Computing Research, 3, 249–260. doi:10.2190/A0QKHB7A-RXQB-70NC.

  17. Powers, K. L., Brooks, P. J., Aldrich, N. J., Palladino, M. A., & Alfieri, L. (2013) Effects of video-game play on information processing: A meta-analytic investigation. Psychonomic Bulletin & Review, 20(6), 1055–1079. doi:10.3758/s13423-013-0418-z.

  18. Sala G, Gobet F. (2018) Cognitive Training Does Not Enhance General Cognition. Trends Cogn Sci. Elsevier Ltd; 23: 9–20. URL: https://doi.org/10.1016/j.tics.2018.10.004 PMID: 30471868 [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  19. Comstock, G.A. (1991) Television and the American child. Academic Press, San Diego.

  20. Borgh, K., Dickson, W.P.: (1986) Two preschoolers sharing one microcomputer: Creating prosocial behavior with hardware and software. In: Campbell, P.F., Fein, G.G. (Eds.) Young children and microcomputers, pp. 37-44. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

  21. Wenglinsky, H.: (1998) Does it compute? The relationship between educational technology and stu-dent achievement in mathematics. Educational Testing Service, Princeton, NJ. URL: https://www.ets.org/Media/Research/pdf/PICTECHNOLOG.pdf [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  22. Yuji, H. (1996) Computer Games and Information-Processing Skills. J. Perceptual and Motor Skills. 83, 643 647.

  23. O’Neil, H.F., Wainess, R., Baker, E. (2005) Classification of Learning Outcomes: Evidence from the Computer Games Literature. J. The Curriculum. 16, 455 474.

  24. Proekt Y., Khoroshikh V., Kosheleva A., Lugovaya V., Piskunova E. (2019) YouTube Generated: Mobile Devices Usage in Primary School Children. In: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Y., Koltsova O., Musabirov I. (eds) Digital Transformation and Global Society. DTGS 2019. Communications in Computer and Information Science, vol 1038. Springer, Cham DOI. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-37858-5_51 [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  25. Soldatova G.U., Vishneva A.E. Features of the Development of the Cognitive Sphere in Children with Different Online Activities: Is There a Golden Mean? Counseling Psychology and Psychotherapy. Vol. 27, no. 3, рр. 97—118 (2019) doi: 10.17759/cpp.2019270307 (In Russ., аbstr. in Engl.)


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100