Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3017

 2021 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Н.С.Авдонина. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов-журналистов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №12 (декабрь). ART 3017. URL: http://emissia.org/offline/2021/3017.htm

_________ Шифр научной специальности 13.00.08

Авдонина Наталья Сергеевна
кандидат политических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
natalia.avdonina1987@gmail.com


Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов-журналистов

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формированя медиаграмотности у обучающихся по направлению "журналистика" посредством использования различных медиатекстов. В условиях распространения недостоверной информации, информационного шума особую значимость приобретают умения не только создавать медиатекст, но и проанализировать его, проводить верификацию информации, обнаруживать недостоверные сведения.

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медиаграмотность, медиатекст, журналистское образование, проблемное обучение.

----------------

Natalia S. Avdobina
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk
natalia.avdonina1987@gmail.com


Media text as the means of forming media literacy among journalism students

Abstract
This article examines the formation of media literacy among students in the field of "journalism" through the use of various media texts. In the context of the spread of inaccurate information, information noise, the ability to not only create media text, but also to analyze it, verify information, and detect inaccurate information is of particular importance.

Key words: media culture, media education, media literacy, media text, journalism education, task-based approach.

----------------

В 2000-е г. в медиасфере произошла третья коммуникационная революция, которая обеспечила общество новыми видами связи и каналами передачи данных. Совокупность этих технологий сделала доступным распространение контента в режиме реального времени с минимальными затратами [1]. В обиход вошли понятия «медиатекст», «медиапродукт», «медиареальность», «медиакультура». Под последней понимают общество, на все стороны жизни которого, в том числе на личную жизнь граждан, оказывают значительное влияние средства массовой коммуникации и информации, в том числе социальные и новые медиа, искусственный интеллект и нейросети.

При определении медиатекста мы будем исходить из понятия медиа. Медиа от лат. media, множественное от medium, означает каналы, средства, посредники. Medium — это любой канал передачи информации, если мы подразумеваем массовую информацию, то говорим: mass media.

Как поясняет Г. В. Лазутина, медиатексты сейчас многолики: «их столько же видов, сколько видов массового информационного производства» [2].

Приведем несколько определений медиатекста. Г. Я. Солганик полагает, что медиатекст — это «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию» [3, с. 14]. Т. Г. Добросклонская к медиатекстам относит тексты, объединенные схожими особенностями производства, канала распространения и лингво-форматными признаками. В совокупности эти характеристики включают:

  • способ производства текста;
     
  • форма создания и воспроизведения;
     
  • канал распространения;
     
  • функционально-жанровый тип текста;
     
  • тематика [4].

М. Ю. Казак видит в медиатексте три аспекта: 1) разновидность обычного текста (со ссылкой на Б. Я. Мисонжникова), 2) особенный, который отличается от других видов текста, 3) продукт средств массовой коммуникации и информации [5].

Мы видим, что общим во всех определениях медиатекста будет принадлежность к медиасфере, следовательно, под медиатекстом можно понимать текст, созданный в СМИ или для СМИ и с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

К традиционным жанрам медиатекстов относят: новость, интервью, репортаж и статью. У каждого из этих текстов есть своя жанровая опора: новость — это факты, интервью — сопоставление с героем, репортаж — эффект присутствия, статья — полемика.

Типологию медиатекстов можно в целом определить на основе коммуникационной модели Г. Лассуэлла: кто — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом. Следуя этой модели, выделим следующие типологические характеристики:

  • кто, автор медиатекста — может работать в государственных, частных, социальных СМИ. Это может быть один автор (в таком случае мы говорим о персональных медиа) либо работать в редакции или команде;
     
  • что, сообщение — медиатекст имеет функционально-жанровые, форматные характеристики;
     
  • канал распространения — печать, радио, телевидение, интернет;
     
  • кому, аудитория — массовая или персонализированная, нишевая;
     
  • эффект — функции медиатекста. Различают две базовые функции в журналистике: информационная и воздействующая, побуждающая к определенным действиям. Медиатекст также может иметь в зависимости от этого разную модальность: нейтральную, отрицательную, положительную.

Об образовательных возможностях медиатекстов можно говорить в контексте медиаобразования. Благодаря медиаобразованию люди понимают, как устроены средства массовой коммуникации и информации, как можно использовать медиа, как проверять публикуемую информацию. А. В. Федоров рассматривает медиаобразование «как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [6, с. 8].

Медиаобразование может быть частью как профессионального журналистского образования, так и любого другого. На занятиях можно объяснять основы журналистики, принципы функционирования СМИ, жанровую систему, особенности форматов и другие вопросы. Опираясь на определение Е. Л. Вартановой, под медиаобразованием в профессиональной сфере можно понимать процесс обучения студентов-журналистов с целью изучения организации СМИ, их сущности, функции и типологии; а также развитие навыков медиатворчества (создание, редактирование текстов и программ для СМИ) для активного участия в медиакультуре [7].

Медиаобразование способствует развитию критического мышления, пониманию социального, культурного, политического и экономического контекста, развитию коммуникативных навыков и творческого мышления. Критическое мышление позволяет индивиду задавать осмысленные вопросы, составлять обоснованные аргументы и принимать независимые решения. Человек с развитым критическим мышлением способен оценивать суждения, как свои собственные, так и предлагаемые другими людьми, выдвигать аргументированные суждения и гипотезы, формулировать выводы.

В России на данный момент есть несколько моделей медиаобразования:

  • образовательно-информационная модель, где происходит изучение теории и истории, а также самого языка медиакультуры;
     
  • практико-утилитарная модель, где занимаются изучением различных средств массовой информации;
     
  • эстетическая модель, которая ориентирована на развитие художественного вкуса и анализ материалов;
     
  • модель развивающего обучения, занимающаяся социокультурным, культурологическим развитием творческой личности. Развитием восприятия, анализа и критического мышления [8].

Ядром медиаобразования является работа с медиатекстом. Уровень развития и восприятия медиатекстов помогает преподавателю определить четкое представление об уровне развития обучающихся в области медиа. Развитие креативных умений помогает определить новые творческие возможности, которые предусматривают не только современные возможности, но и традиционные творческие задания, например, написание медиатекстов. После второго этапа можно переходить к развитию умений анализа медиаматериалов. Преподаватели разбирают логику авторского мышления, а также выявляют авторскую концепцию. Само медиаобразование базируется на различных творческих заданиях, то есть на практике. Потенциального читателя учат пересказывать содержание материала, определять контекст, анализировать медиатекст, а также формировать суждения о материале. Выполняя творческие задания, аудитория осваивает язык медиа, в который входят идея, тема, сюжет и т. д.

Одним из результатов медиаобразования является развитие медиаграмотности как способности идентифицировать различные типы медиа и понимать сообщение, которое они несут. Основой медиаграмотности является понимание причины, по которой тот или иной текст опубликован.

Автор в течение четырёх лет проводил экспериментальное исследование с целью апробировать разработанные практические задания для формирования медиаграмотности студентов САФУ имени М. В. Ломоносова, обучающихся по направлению "журналистика". Задания предлагались в рамках дисциплин "История зарубежной журналистики", "Профессиональное ориентирование", "Новостная интернет-журналистика". Среди практических заданий были:

  1. Верификация и фактчекинг. Верификация — это технология проверки информации на достоверность. Фактчекинг — это проверка достоверности фактов. Уместно подобные задания выдавать в виде профессиональной задачи. Например, в преамбуле будет описана история, желательно основанная на реальной ситуации, и даны несколько проблемных задач.
     
  2. Сравнение мейнстримных и альтернативных источников информации, как российских, так и зарубежных. Подобные задания способствуют формированию собственного мнения о проблеме, учат читать между строк.
     
  3. Изучение методов и приемов пропаганды и манипуляции.
     
  4. Изучение этических кодексов, регулирующих медиасферу, ситуаций, вызывающих этические и моральные дилеммы.
     
  5. Анализ медиа по ключевым параметрам: формат материалов; жанры; основные темы; герои материалов; стиль текстов; тональность материалов; периодичность; аудитория; бизнес-модель; привязка к сезонным поисковым запросам; верстка / дизайн.
     
  6. Создание оригинального медиатекста. Это может быть новость, интервью, репортаж, лонгрид, подкаст или видеосюжет на заданную преподавателем тему или выбранную обучающимися. Они могут работать индивидуально так и в команде.
     
  7. Анализ медиатекста. Для анализа можно выбрать медиатекст любого жанра, содержания и коммуникативной сферы или задачи. Работу с текстом можно построить по следующей схеме:

    • определить тему, идею, предмет отображения, жанр или формат, целевую аудиторию;

    • определить замысел автора;

    • установить основные функции медиатекста;

    • определить структуру медиатекста;

    • проанализировать мультимедийные средства выражения;

    • проанализировать языковые, стилистические особенности текста;

    • проанализировать содержание медиатекста: выявить фреймы, основные концепты, проявления авторского «я».
     
  8. Углубленное чтение с формулированием вопросов по медиатексту. Необходимость задавать вопросы к прочитанному побуждает студентов критически оценивать медиатекст и составлять именно те вопросы, которые заставляют задуматься или получить конкретную информацию.

Контрольная и экспериментальная группа были одной и той же. В начале обучения студентам предлагалось выполнить задания, позволяющие определить первоначальные умения работы с информацией, её поиском, проверкой, поиском авторитетных источников. На данном этапе исследования анализ результатов выполненных заданий показал, что студенты поверхностно ищут информацию в интернете, обращают внимание на первые страницы, не перепроверяют источник и экспертов (75% студентов).

На завершающем этапе эксперимента мы предлагали более сложные задания, связанные с созданием собственного медиатекста и написанием рецензии на медиатекст. Эта работа предполагает поиск авторитетных источников, проверку найденных фактов, осторожное обращение с собственным текстом (выражение своего мнения или интерпретация источников). Мы определили, что уровень медиаграмотности повысился и составил примерно 80%. Отметим следующие составляющие медиаграмотности: умение искать информацию (прирост показателя на 70%), умение находить экспертов (прирост показателя на 50%), умение различать факт и мнение (прирост показателя на 75%), умение определять смысл сообщения (прирост показателя на 65%), умение создавать медиатекст (прирост показателя на 85%). Можем зафиксировать положительную динамику развития медиаграмотности у студентов.

Таким образом, в ходе проведенного нами исследования было выявлено, что использование медиатекстов в образовании составляет сферу медиаобразования, главный результат которого – повышение уровня медиаграмотности аудитории. У последней развивается критическое и аналитическое мышление, аудитория понимает внутренние механизмы функционирования медиа, создания и распространения медиатекстов. Положительные результаты использования медиатекстов как обучающих ресурсов:

  • позволяет рассмотреть контекст актуальных событий, ситуаций и явлений с разных углов и перспектив;
     
  • способствует формированию умений и навыков самостоятельной работы;
     
  • способствует формированию медиаграмотности обучающихся как аудитории медиа;
     
  • позволяет сформировать у обучающихся медиакомпетенции;
     
  • позволяет сделать образовательный процесс более наглядным и динамичным.


Литература

  1. Гатов В. Будущее журналистики / Как новые медиа изменили журналистику / Гуманитарный университет; сост. С. Балмаева. — Екатеринбург, 2016. — С. 206-268.Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. (2003).

  2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. — М.: «Аспект Пресс», 2001 — 185 с.

  3. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. Ун-та. — 2005. — No 2. — С. 7-15.

  4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ, — М.: Флинта, 2008. — 263 с.

  5. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста [Электронный ресурс]. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml [Дата обращения 01.12.2021]

  6. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. — М.: МОО «Информация для всех», 2015. — 450 c.

  7. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели. // Информационное общество. — 2003. — № 3. — С. 5-10.

  8. Туоминен, С. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. — 127 с.

Рекомендовано к публикации:
Е.В.Пискунова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Gatov V. Budushcheye zhurnalistiki / Kak novyye media izmenili zhurnalistiku / Gumanitarnyy universitet; sost. S. Balmayeva. — Yekaterinburg, 2016. — S. 206-268.Vartanova Ye. L., Zasurskiy YA. N. (2003).

  2. Lazutina G. V. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista. Uchebnik dlya vuzov. — M.: «Aspekt Press», 2001 — 185 s.

  3. Solganik G. YA. K opredeleniyu ponyatiy «tekst» i «mediatekst» // Vestnik Mosk. Un-ta. — 2005. — No 2. — S. 7-15.

  4. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyy podkhod k izucheniyu yazyka SMI, — M.: Flinta, 2008. — 263 s.

  5. Kazak M. YU. Spetsifika sovremennogo mediateksta [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  6. Fedorov A. V. Mediaobrazovaniye: istoriya i teoriya. — M.: MOO «Informatsiya dlya vsekh», 2015. — 450 c.

  7. Rossiyskiy modul' mediaobrazovaniya: kontseptsii, printsipy, modeli. // Informatsionnoye obshchestvo. — 2003. — № 3. — S. 5-10.

  8. Tuominen, S. Pedagogicheskiye aspekty formirovaniya mediynoy i informatsionnoy gramotnosti — M.: Institut YUNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii, 2012. — 127 s.
     


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100