| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.02 Нефедова Виктория Юрьевна Кривоплясова Елена Васильевна Абдрахманов Ильгиз Наильевич Микаелян Артюш Камович
Аннотация Ключевые слова: технология дистанционного обучения, информатика, логические задачи. ---------------- Victoria Yu.
Nefedova Elena V.
Krivoplyasova Ilgiz N.
Abdrakhmanov Artyush K.
Mikaelyan
Abstract Key words: distance learning technology, informatics, logical exercises. ---------------- Одним из приоритетных направлений совершенствования образования является внедрение моделей непрерывного обучения. В процессе формирования личности человека одной из ключевых потребностей обучающихся выступает необходимость творческой самореализации средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Рассматривая образовательный процесс с такой позиции, его неотъемлемой частью становится дистанционное обучение. Кроме того, актуальность обращения к проблемам дистанционного обучения определяется современным состоянием и темпами развития общества. В условиях пандемии, связанной с COVID-19, в закон об образовании (ФЗ № 273 [1]) были внесены изменения, позволяющие школам осуществлять дистанционно-электронное обучение. Перечисленные положения подтверждают, что в теории и методике обучения, в том числе в курсе информатики и ИКТ в школе, формируются новые актуальные проблемы, требующие разностороннего исследования. Проблемой дистанционного обучения занимались многие исследователи. Так, например, Э. Г. Скибицкий, Л. П. Давыдов, О. Б. Журавлева [2] представляли его как вид заочного обучения. Е. С. Полат - как особую форму организации образовательного процесса, в основе которой лежит осуществление обучения на расстоянии с применением интерактивных технологий и сохранением компонентов, присущих учебному процессу [3] и т.д. Технология дистанционного обучения несет положительный потенциал как для отдельного обучающегося, так и для образовательной организации в целом. Развивается познавательная деятельность обучающегося, его умение работать с информацией, а образовательная организация получает возможность обеспечения гибкой организационной структуры для каждого субъекта обучения. Не теряют своей актуальности прежние учебники и учебные пособия, однако меняются подходы к организации занятия, поэтому используемые средства обучения должны быть интегрированы в информационно-образовательную среду. Для эффективности дистанционного обучения информатике необходимо разработать в достаточном объеме методические материалы, позволяющие в полной мере показать положительное влияние представленной технологии обучения [4]. Организация дистанционной работы требует выполнения ряда условий - у учащихся должен быть сформирован в достаточной степени навык самостоятельной работы, должны быть спроектированы индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, логика управления их самостоятельной работой по освоению содержания учебного материала, должен быть произведен выбор платформы для представления теоретического и задачного материала, платформы для контроля и оценки качества знаний [5]. Комплексное сочетание платформ, таких как Moodle, Zoom, MathCad, MicrosoftTeams, LearningApp, Kahoot и других создает возможность разработки среды обучения информатике. Выбор методик и технологий обучения происходит в соответствие с соблюдением общих дидактических принципов к которым относят: принцип научности, принцип последовательности и цикличности, принцип сознательности усвоения деятельности, принцип доступности содержания; активность и самостоятельность, индивидуализация и коллективность обучения, эффективность учебной деятельности, связь теории и практики, принцип наглядности [6]. Рассмотрим более подробно принцип наглядности и его обеспечение при организации дистанционного обучения информатике. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В отношении предмета «Информатика и ИКТ» обеспечение принципа наглядности можно продемонстрировать на примере решения логических задач табличным методом. Приведем фрагмент методической разработки урока информатики в 5 классе по теме «Табличный способ решения логических задач» [9]. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления обучающихся приобретает особую актуальность. Развитие логического и алгоритмического мышления необходимо обучающимся в условиях обнаружения и преодоления противоречий, для обеспечения доказательства теоретических утверждений. Роль информатики в развитии логического мышления можно охарактеризовать как достаточно значимую. Решение логических задач способно развивать логическое мышление школьников, что оказывает значительное влияние на восприятие теоретического материала других учебных предметов и развитие математической культуры обучающихся. Изучение раздела «Логика» в курсе информатики и ИКТ является одним из основополагающих. Несмотря на то, что изучение логических задач имеет место при изучении информатики в 5 классе, знакомство с логическими операциями неразрывно связано с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных, представляющих актуальные вопросы для изучения. В основе урока лежит групповая работа обучающихся средствами обмена информацией на платформе Google Sheets [10] или Google Таблицы. Урок организован в форме дидактической игры, преобладает групповая работа. Для обмена информацией и обсуждения решения для обучающихся созданы чаты с учителем. Обучающимся каждой группы предлагается решить по 3 логических задачи табличным методом, все таблицы, необходимые для работы, заранее заготовлены учителем. Тип урока – урок-путешествие. На мотивационно-целевом этапе урока, который организован в форме онлайн-конференции, обучающимся сообщается основная цель дидактической игры. Условия задач подобраны таким образом, что решение каждой из них позволяет обучающимся узнать новую информацию, соответствующую цели дидактической игры. Задачи предлагает интернет-бот, при необходимости эту деятельность может выполнять учитель. Ответы и решения обучающиеся отправляют боту или в чат с учителем и получают новые задания или подсказки. Заполнение таблицы требует анализа находящейся в ней информации, умения сравнивать и сопоставлять. Учитывая, что Google Sheets является сетевым сервисом, педагог контролирует процесс решения задач, может координировать деятельность обучающихся в течение урока, комментировать ошибки. Приведем формулировки условий задач. Задача 1. Вам предстоит спасти планету «Информатикус» от пришельцев. Расстояние от планеты Земля до Информатикус составляет 390000 км. До нее можно добраться только на одной из ракет. Ракеты имеют одинаковую форму и размер, но отличаются по цветам (зеленый, желтый, красный и синий). Ракета «Конъюнкция» – зеленого цвета – способна преодолеть не более 370000 км. «Дизъюнкция» – не зеленого и не синего цвета – преодолевает расстояние в 400000 км. Синяя ракета «Импликация» не способна превзойти зеленую. Желтая «Инверсия» неисправна. Выберете ракету, на которой вы сможете совершить полет. В ответе укажите цвет этой ракеты. Задача 2. Прежде чем освободить «Информатикус», вам предстоит отыскать пришельцев на планете. Среди основных территорий на планете есть Главное строение, Пещера Логики, Площадь Алгоритмов и Дерево Истинности. Известно, что Первый пришелец не любит пещеру и никогда не бывал на площади Алгоритмов. Второй разместился рядом с Деревом Истинности. Третий мечтает оказаться в Пещере Логики. Определите положение каждого из пришельцев. Решение представлено на рис. 1.
Рис.1. Решение задачи 2. Задача 3. Для того, чтобы спасти «Информатикус» от пришельцев, вам нужно победить их в решении задач. Известно, что каждый из пришельцев умеет выполнять только одну из арифметических операций: сложение, вычитание, умножение и деление. На вопрос «Что ты умеешь делать лучше всего?» Первый ответил «Не делить и не умножать»; Второй сказал: «Вычитать», а Третий заметил, что он никогда не пробовал умножать. Какую арифметическую операцию лучше всего выполняет каждый из пришельцев? Условия задач, составленные в единстве с основной идеей дидактической игры, позволяют повысить мотивацию обучения и способствуют наилучшему восприятию обучающимися табличного метода решения логических задач. Говоря об организации дистанционного обучения, стоит отметить преимущественные возможности сервиса Google Класс, предназначенного для управления образовательным процессом. Сервис позволяет создавать учебные классы, отправлять и оценивать задания, организовать для обучающихся обратную связь. Апробация результатов исследования была проведена в процессе производственной педагогической практики на базе ЧОУ «СОШ «Ор-Авнер» г. Оренбурга. В ходе практики была обнаружена эффективность выбранных методик и технологий. Литература
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2021, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |