| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 19.00.01 Веревкина Анна Борисовна
Аннотация Ключевые слова _________ Anna B. Verevkina
Abstract Key words _________ В начале XIX века литературоведение выделилось в самостоятельную науку. Основной предмет художественной литературы- человек, и, психология в сотрудничестве с литературоведением дает возможность глубже познать внутренний мир человека, объяснить процессы творчества. Интерес к изучению деятельности читателя, психологии чтения, влияние литературы в России начинается с отдельных просветителей, писателей, общественных деятелей, а к 1916 году позволяет Н. А. Рубакину сформулировать теории библиопсихологии − нового направления в психологии [1]. Н. А. Рубакин, будучи психологом, исследующим проблемы чтения, анализирует особенности восприятия художественного текста читающим. Он отмечал, что читатели не столько воспринимают содержание книги и слова, вложенные автором, сколько воспроизводят собственные проекции и смысл, который сами вложили в прочитанное. Сколько читателей у книги, столько и толкований ее смысла. Был предложен термин библиопсихология (от греч. biblion − книга и psyche − душа + logos – учение), который служит для обозначения функции специализированного раздела психологической науки, изучающей проблему восприятия текстов на основе теории восприятия художественного текста с учетом личностного аспекта участников процесса: автор − текст − читатель. Текст рассматривается как стимул для проекции психических феноменов и явлений у воспринимающих его читателей. Читатель интерпретируется не только по признакам интересов, обусловленной спецификой среды внешней принадлежности, но и на основании особенностей внутриличностных переживаний [1]. В работах К. И. Воробьевой осуществлен ретроспективный обзор становления и пути развития библиопсихологии с 20-х гг. ХХ в., когда происходило ее бурное развитие, через период затишья в 40-х – 50-х гг., до дифференциации исследований и возникновения интереса к психологии читателя в 90-х гг. ХХ в., как правило, с точки зрения личностного подхода или с позиции читательской деятельности. Автором библиопсихология представлена как самостоятельная область психологии и отмечено, что системный подход, изучающий читателя как субъекта читательской деятельности, важен для постановки будущих исследований [2]. В западном мире изучение психологии чтения и читателей относят к основным идеям рецептивной эстетики, которая получила активное развитие в 1960-1970-е гг. в Германии, а затем в 1970-1990-е гг. трансформировалась в еще одно направление современного литературоведения − американскую рецептивную критику (школу реакции читателя). В то время как в СССР отмечался значительный спад в развитии психологической науки в целом, и библиопсихологии в частности, западноевропейские и североамериканские исследователи уделяют значительное внимание изучению психологии чтения, читателя, источников текста и носителей информации. Открываются программы посвященные различным аспектам чтения мировых организаций т.к. ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Florida Center for Reading и пр.). Сегодня в психологии чтения можно выделить следующие направления. 1. Психологические исследования учебной (гносеологической) функции чтения. Будучи сложной и целенаправленной деятельностью, чтение включает в себя высшие психические функции, такие как: речь, смысловое восприятие, память, мышление и т. д. [3]. Нелинейная структура и многообразие чтения как мыслительного процесса затрудняет его освоение и исследование. Психология различает в обучении чтению два параллельных процесса: сенсомоторный и семантический. Отдельно можно выделить область формирования навыков чтения [4; 5; 6]; структуру восприятия и понимание литературы [7]; роль и особенности психических процессов при чтении [3]; психологические свойства личности, определяющие выбор и восприятие художественной литературы [8; 9]; направленность и закономерности жизненного пути личности в художественных произведениях [10; 11; 12]. Как «научающий» аспект чтения художественной литературы можно рассмотреть и формирование социальных компетенций и эмоционального интеллекта при чтении и анализе художественных произведений. Описывая эмоциональные реакции, возникающие при чтении произведения («чувство содержания» и «чувство формы»), Л.С. Выготский призывает произведения искусства, включая художественную литературу, рассматривать как систему стимулов, намеренно организованную для получения эстетической реакции. Он отмечает, что эмоциональность в учебном процессе способствует эффективности восприятия и запоминания [13]. Отмечается, что на каждом этапе усваиваются определенная информация, и уже для старшего школьного возраста характерен повышенный интерес к действительности. Когда приобретенные знания обобщаются и систематизируются, приобретение дополнительной информации начинает носить избирательный и осознанный характер. Знания подростков становятся не только более полными и систематическими, но и более обобщенными. Литературное произведение начинает рассматривается ими не только в его важной познавательной сущности, но и как художественная ценность [14]. В свою очередь, чтение классической литературы помогает формировать социальные навыки. Читая «качественную» литературу, можно научиться понимать не только собственные переживания и чувства, но и чувства других людей, и это понимание помогает объяснить поведение других. Более того, с помощью принципа сознания усваивается важный социальный факт, что не все думают и чувствуют так же, как мы [15]. Коммуникативная способность читателя рассматривается как часть социального интеллекта и называет необходимые характеристики, которые являются показательными для читателя, такие как: установка на диалог с автором произведения, умение вступать во взаимодействие, способность, предсказать дальнейшее развитие текста, выдвигать гипотезы, предположения, вникать в характеристики, оценивать текст, способность улавливать интертекстуальные характеристики произведения, погружаться в его общекультурный контекст, кроме того, иметь собственные ценностные ориентации, мотивы, читательские потребности и установки [16]. 2. Диагностика психического развития посредством анализа особенностей чтения художественной литературы. Не являясь методикой как таковой, чтение художественной литературы имеет большой потенциал как диагностическая система психологических особенностей личности. Значительный опыт диагностики общего уровня психического развития средствами художественной литературы накоплен педагогами дошкольных и младших школьных учреждений. Понимание ребенком условностей речи, уровень обобщения, словарный запас и уровень развития произвольности позволяют судить об уровне его общего психического развития [17]. В данном ключе рассматриваются также уровень самоконтроля и умение планировать свои действия / импульсивность. Дети, склонные к импульсивности, имеют выраженную тенденцию к использованию непродуктивных стратегий решения проблем, имеют менее высокий уровень метапамяти в виде интерспективного знания об особенностях собственных стратегий запоминания. Показатели их учебной успеваемости снижены, отмечаются наличие трудностей в чтении, незрелая речь, низкая выраженность вербального контроля за собственным поведением [18]. 3. Исследования терапевтической функции чтения. Библиотерапия − междисциплинарная отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы различных жанров, типов и разновидностей. Литературное произведение влияет на эмоции человека: смыслом слов, идеями, закодированными в тексте, вызванными зрительными образами, описанными действиями, мнениями и переживаниями героя, эмоциональным состоянием автора, его мировоззренческими установками, звучанием слов, иллюстрациями, шрифтом, качеством бумаги и оформления книги, а также другими характеристиками произведения, роль которых неоднозначно оценивается европейскими библиотерапевтами [19; 20; 21]. Люди с разным уровнем интеллектуальной, этической и эстетической развитости, к тому же находящиеся в разном психическом состоянии, не одинаково улавливают вышеназванное, а потому получение запрограммированного библиотерапевтического эффекта требует глубоких обследований как пациентов, так и рекомендуемых им книг [22]. 4. Исследование чтения художественной литературы как творческого процесса. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере. Чтение художественной литературы становится творческим процессом, когда через осознанное ценностно-смысловое восприятие и понимание произведения производится новый продукт − личностные изменения; при этом процесс осознания является актом сознания, предметом которого выступает сама деятельность. Психологический аспект творчества носит личностный и процессуальный характер. Этот процесс не всегда ровный и может иметь разную интенсивность, но всегда является процессом самоорганизации. Он предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, вдохновения, соотношения сознательного и бессознательного, эмоционально-волевую активность. Показано, что значительное влияние оказывает культурный уровень развития общества [8; 23]. В 2000-х годах возникает запрос на изучение смыслового чтения во всем мире. В 2012 году в рамках деятельностного подхода Л. А. Мосунова противопоставляет семантическому чтению, с точки зрения социальных значений, чтение смысловое, чтение с точки зрения личностных смыслов. В самой структуре смыслового чтения Л. А. Мосунова выделяет такие структуры как контекстуальность, интенциональность, значимость для субъекта и индивидуальная неповторимость [24]. А в работе И. С. Домбровской 2017 года мы видим попытку рассмотреть читателя с точки зрения продуктивной идеи Л.С. Выготского о культурно-историческом понимании психики. Автор отмечает, что хотя, согласно Л. С. Выготскому, мышление и речь неразделимы в своем онтогенезе [7] и феноменологически проявляют свое единство в форме сознания, работ, в которых проблема чтения рассматривалась бы на уровне сознания, нет. И свои задачи формулирует следующим образом:
Социокультурные тенденции связаны с глобализацией и информационной революцией. Эти процессы затрагивают как физические аспекты жизни (доступ к информации, носители и доступность), так и духовные (значительный поток информации, требующий критического осмысления, новые умения и навыки, ориентация на получение практического результата). Задачей исследователя в этой области является четкое определение своей методологической позиции, благодаря чему возможны и продуктивные эмпирические исследования. Так, в нашем исследовании роли художественной литературы в осмыслении жизненного пути личности в качестве теоретико-методологической позиции рассматриваются не только психология чтения, но и исследования в психологии жизненного пути, субъектный и ситуационный подходы, а также достижения психологии смысла и психологии понимания. Это позволяет изучить не только место чтения в структуре жизненного пути, в том числе в разных жизненных ситуациях, но и связать содержательные различия в читательских предпочтениях с уровнем осмысленности жизненного пути.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2021, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |