Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2020

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2915

 2020 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Е.Г.Жаркова. К вопросу о взаимодействии искусств в школьном музыкальном образовании советского периода (1917-1991 гг.) // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. №12 (декабрь). ART 2915. URL: http://emissia.org/offline/2020/2915.htm

_________ Шифр научной специальности 13.00.01

Жаркова Елена Геннадьевна
аспирант, Педагогический институт, кафедра педагогики, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
lelya_zharkova@bk.ru


К вопросу о взаимодействии искусств в школьном музыкальном образовании советского периода (1917–1991 гг.)

Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия искусств и то, как она решалась на протяжении XX века (1917–1991 гг.) в отечественном школьном образовании. Автор приводит периодизацию и выделяет качественные характеристики по отношению к каждому этапу, на примерах раскрывает их особенности и отмечает ученых, педагогов –теоретиков и практиков, внесших существенный вклад в развитие музыкально-эстетического образования на каждом из этапов.

Ключевые слова
взаимодействие искусств, музыкально-эстетическое образование, комплексные программы, межпредметные связи, интеграция.

_________

Elena G. Zharkova
Post Graduate Student, Pedagogical Institute, Department of Pedagogy, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia
lelya_zharkova@bk.ru


Interaction of Arts in School Musical Education of the Soviet Times (1917–1991)

Abstract
The article reviews the issue of interaction of arts and the way it was tackled in Russian school education in the run of the 20th century. The author focuses on the classification and specific features of education stages with numerous examples helping to reveal their properties. Moreover, the paper relates to the scholars, scientists and teachers who made their significant contribution into development of the musical-aesthetic education at each stage.

Key words
interaction of arts, musical-aesthetic education, complex programs, interdisciplinary relationships, integration.

_________

Музыкальное воспитание и обучение в советской общеобразовательной школе осуществлялось на уроках музыки (пения), во внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности, трактовалось как необходимый элемент школьной жизни и эстетического воспитания. С первых лет советской власти развитие теории и методики музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе шло с опорой на идеи творческого развития личности и взаимодействия искусств. Формировалась и развивалась идея взаимодействия искусств в школьном образовании, педагогике и художественном творчестве XX века достаточно интенсивно. В школьной практике музыкального образования разные виды искусства взаимодействовали друг с другом на разных уровнях сближения и взаимопроникновения: от отрывочных ассоциаций музыки с картинами или стихами до синтеза, интеграции в детских оперных постановках, музыкально-художественных импровизациях.

В нашем исследовании мы выделяем следующие этапы развития идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании в связи с развитием школы и педагогики:

  1. 1917–1931 гг. – взаимодействие искусств в музыкальном образовании на основе комплексного подхода в педагогике;
     
  2. 1931–1965 гг. – межпредметные связи предметов художественно-эстетического цикла как основа взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании;
     
  3. 1965–1991 гг. – взаимодействие искусств в школьном музыкальном образовании на основе междисциплинарной интеграции.

Не вызывает сомнений тот факт, что процесс развития идеи взаимодействия искусств был тесно связан с развитием общей педагогики и образовательной практики. Можно утверждать, что периодизация развития идеи взаимодействия искусств самым непосредственным образом «вписывается» в смену исторических этапов советского общего школьного образования, но имеет свои особенности и свою специфику.

Первый этап (1917–1931 гг.) развития идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании связан с реализацией принципа комплексности в программах ГУСа. Следует сказать, что М. М. Пистрак [1, с. 118], как современник и участник проводимых реформ, представил дробную (4 этапа) и не совсем четкую в обозначении границ периодизацию, но, тем не менее, указал принцип комплексности как ведущий в характеристике этого периода. Начиная с 1917 г. педагоги-музыканты активно включились в процесс реформирования школы, в поиск инновационных форм и методов. Б. В. Асафьев [2], П. П. Блонский [3], Н. Я. Брюсова [4], Б. Л. Яворский [5], формулируя принципы новой школы, полностью сходились во взглядах на организацию школьной жизни, которая бы стала «свободной радостью для детей» (Н. Я. Брюсова), пробуждала «творческий инстинкт» (Б. В. Асафьев), развивала фантазию и воображение (П. П. Блонский). В немалой степени такой перемене способствовало комплексное обучение, позволявшее двигаться «вокруг» темы и «от близкого к далекому».

Б. Л. Яворский обозначил основные формы практической работы, которые позднее стали разделами урока музыки и с успехом применялись его последователями. Важной особенностью раздела «слушание музыки» было то, что дети делали зарисовки. Целые альбомы были заполнены рисунками детских классов, «оригинально и с особой непосредственностью и свежестью отражающими силу детского музыкального восприятия» [6, с. 103]. Б. В. Асафьев в качестве приемов, помогающих пробудить творческий инстинкт детей, рекомендовал свободное сочинение подголосков, второго голоса, легких фигураций, аккомпанемента, музыкального иллюстрирования сказок. Яркий пример художественного синтеза приводится в трудах теоретика единой трудовой школы П. П. Блонского. Лучшие, по мнению ученого, уроки «на случай» – это уроки, будящие фантазию детей, вызывающие ассоциации. Учитель при этом задействует целый комплекс средств: открытки, изображение на экране, выразительный рассказ (излагаются сказки, легенды, предания), пение, элементы театрализации (например, эффектные паузы). Дети активно поддерживают такое импровизационное действо: поют, рисуют, лепят, дополняют рассказ учителя. Достаточно ярко взаимодействие искусств проявилось также в драматизации. В качестве примера «легкого внедрения музыки в сценарий игры» [7, с. 46] приводится сказка «Гадкий утенок». Отметим, что автор сценария не называет конкретных музыкальных произведений для сопровождения, оставляя решение этого вопроса организаторам игры в соответствии с имеющимися возможностями. В отечественной школе 1920-х годов была широко распространена ритмическая гимнастика Э. Жак-Далькроза [8]. Современников удивляло редкое сочетание в учебных упражнениях пантомимы, балета, гимнастики и оперы. В условиях советской школы темы упражнений меняли, адаптируя и привязывая их к новой действительности. Так, В 1918 г. ученица Далькроза Н. Г. Александрова «провела в Колонном зале Дома Союзов демонстрацию упражнений, игр и этюдов с изображением ритмизованных трудовых процессов (косьба, пилка дров, передача и укладывание предметов на конвейере)» [8, с. 13].

Второй этап развития идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании (1931–1965 гг.) характеризуется опорой на межпредметные связи. Жесткое распределение учебного материала по предметам, а также борьба с перегруженностью программ, осуществлявшиеся в связи с постановлением ЦК ВКП(б) 1931 г., формально отделили предмет «Музыка (Пение)» от других предметов эстетического цикла. Положение музыки в школе стало ухудшаться: ее место в учебном плане сокращалось от двух часов в неделю до одного часа в 1–4 классах (1937 г.). Акценты смещались на музыкальное образование в условиях внеклассной и внешкольной работы. Вполне отвечала требованиям времени примененная В. Н. Шацкой [9] форма филармонических лекций-концертов, во многом обращенная к возможностям взаимодействия искусств – музыки, литературы, живописи. К лекции-концерту непременно собиралась библиотека-передвижка; организовывались выставки; в фойе, во время антракта, проводились беседы; литературный текст-пояснение не только излагался художественно, но соответственно и читался.

В педагогике 1930-х годов на волне полемики с комплексной системой начинает внедряться требование к установлению межпредметных связей как важного условия к построению и отбору содержания урока. Неслучайно М. М. Пистрак подчеркивает: «Следующим моментом в разработке материала урока, в его плане является момент связи данного предмета с родственными дисциплинами» [1, с. 285]. Чаще взаимодействие искусств осуществлялось благодаря межпредметным связям художественно-эстетического (гуманитарного) цикла. В младших классах детям предлагалось использовать взаимодействие ритмики и пения в форме игры: «А кто быстрее и лучше всех повторил движение Оли – тот пойдет в середину круга, придумает свое движение и покажет его, когда все споют» [10]. У слушателей, включенных в переживания музыки возвышенного и героического, волевого и жизнерадостного характера, «легко устанавливаются естественные связи с учебной работой по литературному чтению» [9], – отмечала В. Н. Шацкая. Старшеклассники «проявляют наибольший интерес к изучению русской музыкальной классики в исторической последовательности» [там же]. При этом именно голос рассматривается как универсальный инструмент, который «всегда с тобой». На уроках дети поют не только вокальную (песни, кантаты, арии и ансамбли из опер), но также инструментальную музыку (пьесы, темы квартетов, концертов и симфоний) – получает распространение метод вокализации тем, введенный Н. Л. Гродзенской [11]. Т. И. Ильина указывает, что «в 1930–1950-е годы отдельные исследователи (М. Д. Сосницкая, В. Н. Шацкая) разрабатывали методики творческого развития учащихся средствами музыки, литературы, живописи, а позднее и театра. Однако для большинства исследователей этого периода комплекс искусств представлялся как механическое соединение искусств для создания наглядного образа в учебном процессе» [12]. Тем не менее, опора на межпредметные связи, несомненно, позволяла осмыслить учебный материал на более высоком уровне, подкрепить уже полученные знания новыми, а потому повысить качество усвоения знаний, умений и навыков, сократить время на их усвоение.

Начало третьего этапа было связано с определением и разработкой нового содержания среднего образования, и 1965 г. стал рубежным, так как ознаменовался переходом к новой программе, а школьный предмет «Пение» с этого года стал называться «Музыка». Началась подготовка учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов, и с середины 1960-х гг. молодые специалисты начали массово приходить в общеобразовательные школы. Период 1965–1991 гг. характеризуется тем, что взаимодействие искусств в школьном музыкальном образовании приобретает новое качество – интегративность. Таким изменениям способствовало появление теории развивающего обучения Л. В. Занкова [13], методов проблемного обучения А. М. Матюшкина [14], М. И. Махмутова [15] и других ученых. В содержание школьного музыкального образования включались материалы и дидактические средства, запускающие процессы обобщения, требующие системности художественного мышления. Э. Б. Абдуллин [16] предложил классификацию содержания музыкального образования, осуществленную в опоре на классификацию И. Я. Лернера [17] и М. Н. Скаткина [18]: музыкальный материал, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности. Формирование такого опыта во многом основывалось именно на интеграции музыки с другими видами искусства, что повлекло за собой формирование в методике новых видов музыкально-художественной деятельности: «акустический аккомпанемент», жестовая (пластическая) и двигательная наглядность, дирижирование и пр. Наметилась и вторая значимая линия в отечественной педагогике, заметно повлиявшая на развитие идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании. Речь идет о педагогике сотрудничества, которая как рефлексируемое педагогическое движение прослеживалась уже с 1980-х гг. (Ш. А. Амонашвили [19], В. Ф. Шаталов [20] и другие педагоги-практики).

О. А. Апраксина [21] говорит о важности опоры на знания из истории и литературы, а также на те, что получены благодаря радио, телевидению, кино, театру. В этой рекомендации учителям хорошо видна устремленность к содержательному художественному и интеллектуальному обобщению, опирающемуся на знаниевый, художественный, деятельностный опыт подростка или старшеклассника, преодолевающий границы конкретного вида искусства. В этом контексте показателен фрагмент «живого» урока музыки в IV классе московской средней школы № 734, проведенный в 1988 г. учителем музыки М. Ф. Головиной. Предлагая для сопоставления картину П. Пикассо «Герника» (1937) и отрывки из Симфонии № 8, III ч. (1943) Д. Б. Шостаковича и кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947) A. Шенберга, учитель просит не просто перечислять то, что школьники видят на полотне. Главная задача – свободно войти в мир искусства, «понять и пережить то, что переживают герои музыкального произведения, изобразительного искусства» [22]. Совместное обсуждение позволяет совершить скачок во времени, увидеть, услышать и принять образный строй сложнейшего для понимания искусства XX века.

Реформаторы школьного музыкального и художественного образования – Д. Б. Кабалевский [23; 24] и Б. М. Неменский [25] отказались от доминанты узкопрофессиональных задач в школе, чтобы решать более широкие задачи вхождения в мир искусства – акцент был сделан на знакомство с музыкальной классикой, на взаимодействие со всеми стилями и жанрами в искусстве. Новые программы по музыке были альтернативными и экспериментальными, и в 1970–1980-х гг. осуществлялось их внедрение в практику работы общеобразовательных школ. В рамках программ, разработанных на основе концепции Д. Б. Кабалевского, впервые были не только раскрыты, но и в достаточной степени использованы возможности интеграции искусств.

Таким образом, о первом периоде (1917–1931 гг.) можно говорить как о новаторском. Его своеобразие состоит в том, что основой для взаимодействия литературы, ритмики, драматургии с музыкой стали комплексные программы. Наблюдалось также тяготение к синтетическим видам искусства: опере, балету. Второй период (1931–1965 гг.) характеризует опора на межпредметные связи, поэтому музыка ярче проявляла себя во взаимодействии с изобразительным искусством, литературой, историей. Театр и ритмика в учебный план в качестве обязательных дисциплин включены не были. Третий период (1965–1991 гг.) характеризуется тем, что взаимосвязи искусств – музыки, литературы, театра, живописи, кино – приобретают новое качество – интегративность. Урок музыки видоизменяется, преобразовывается, становясь уроком искусства, который и выстраивается по законам искусства.


Литература

  1. Пистрак М. М. Педагогика: учебник для высших педагогических учебных заведений / М. М. Пистрак. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. - 354 с.

  2. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / О. А. Апраксина (сост.). Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия М.: Просвещение, 1990. — 207 с. – (Б-ка учителя музыки) – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/muz-vospit-1990.htm [Дата обращения 01.12.20]

  3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с.

  4. Брюсова Н. Я. Детское музыкальное творчество. (Опыт, проведенный в 1915-17 гг.) / Н. Я. Брюсова // Искусство в школе. 1929. № 6-7. – С. 40-60.

  5. Яворский Б. Л. Избранные труды: в 2 т. Т. 2. / Б. Л. Яворский. – М.: Сов. композитор, 1987. - 364 с.

  6. Зеликман М. С. Б. Л. Яворский и Киевская Народная консерватория // Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка. - Т. 1., 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1972. – 712 с.

  7. Розанов Л. Драматизация в школе I-ой ступени // Театр в школе: сб. ст. — Л.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, Сев.-Зап. обл. отд-ние, 1924. — 195 с.: ил. — (Дети и театр / под общ. ред. Н. Шер).

  8. Жак-Далькроз Э. Ритм [Перевод] / Э. Жак-Далькроз: [Предисл., коммент. и примеч. Ж. Панова]. - М.: Классика-ХХI, 2002. - 248 с.

  9. Шацкая В. Н. Музыка в средней школе / В. Н. Шацкая: Рукопись // Научный архив РАО: Ф. 106. Оп. 1. Ед. хр. 56. – л. 1.

  10. Балахонов Е. П. Родная песня: Букварь по пению для уч-ся 1 кл. / Е. П. Балахонов, О. В. Солоникова, Н. М. Шереметьева // Учебник. Книга для чтения 1 кл. - Ленинград, Учпедгиз, 1961. – 108 с.

  11. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку / Н. Л. Гродзенская // Ин-т худож. воспитания АПН СССР. - М.: Просвещение, 1969. – 77 с.

  12. Ильина Т. И. Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 СПб., 2007. - 247 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-iskusstv-v-obrazovatelnom-prostranstve-shkoly-iskusstv [Дата обращения 01.12.20]

  13. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. – 440 с.

  14. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. – 168 с.

  15. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. – 368 с.

  16. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

  17. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

  18. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин // Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1971. - 205 с.

  19. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983. – 208 с.

  20. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: «Педагогика», 1987. — 158 с.

  21. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение» / О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

  22. Фильм «Учитель музыки». Студия Центрнаучфильм. Режиссер: Н. Афанасьева. Кинодокумент № 48840 – URL: https://www.net-film.ru/film-48840/ [Дата обращения 01.12.20]

  23. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

  24. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

  25. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников / Рук. работы Б. М. Неменский. — М.: ВНИК «Школа», 1988. – 326 с.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Pistrak M. M. Pedagogika: Uchebnik dlya vissh.ped.ucheb.zavedenii / M. M. Pistrak. — Moskva: Gos.ucheb.-ped.izd-vo, 1936. - 354 s.

  2. Asafev B. V. Muzika v sovremennoi obsh'eobrazovatelnoi shkole / O. A. Apraksina (sost.). Iz istorii muzikalnogo vospitaniya. Hrestomatiya. — Moskva: Prosvesh'enie, 1990. (B-ka uchitelya muziki) – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/muz-vospit-1990.htm [Data obrashcheniya 01.12.20]

  3. Blonskii P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya / Sost. N. I. Blonskaya, A. D. Sergeeva; Akad. ped. nauk RSFSR, Moskva: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1961. – 696 s.

  4. Bryusova N. Ya. Detskoe muzikalnoe tvorchestvo/ Opit, provedennii v 1915-17 / N. Ya. Bryusova // Iskusstvo v shkole. 1929. №. 6-7. – S. 40-60.

  5. Yavorskii B. L. Izbrannie trudi. T. 2. / Moskva: Sov. kompozitor, 1987. - 364 s.

  6. Zelikman M. S. B. L. Yavorskii i Kievskaya Narodnaya konservatoriya. // B. Yavorskii Stati, vospominaniya, perepiska. - T. 1., izd 2. Moskva: Sov. kompozitor, 1972. – 712 s.

  7. Rozanov L. Dramatizaciya v shkole I-oi stupeni. // Teatr v shkole: sb. st. — Leningrad: Izvestiya CIK SSSR i VCIK, Sev.-Zap. obl. otd-nie, 1924. — 195 s.: il. — (Deti i teatr / pod obsh'. red. N. Sher).

  8. Zhak-Dalkroz E. Ritm [Perevod] / E. Zhak-Dalkroz // Predisl., komment. i primech. Zh. Panova. – Moskva: Klassika-HHI, 2002. - 248 s.

  9. Shackaya V. N. Muzika v srednei shkole lichnii / V. N. Shackaya: Rukopis // Nauchnii arhiv RAO: Fond 106. Op. 1. Ed. Hr. 56. – s. 9.

  10. Balahonov E. P. Rodnaya pesnya: Bukvar po peniyu dlya uch-sya 1 kl. / E. P. Balahonov, O. V. Solonikova, N. M. Sheremeteva // Kniga dlya chteniya 1 kl. - Leningrad: Uchpedgiz, 1961. – 108 s.

  11. Grodzenskaya N. L. Shkolniki slushayut muziku / N. L. Grodzenskaya // In-t hudozh. vospitaniya APN SSSR. - Moskva: Prosvesh'enie, 1969. – 77 s.

  12. Il'ina T. I. Vzaimodejstvie iskusstv v obrazovatel'nom prostranstve shkoly iskusstv: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. / Il’ina Tat'yana Ivanovna // Sankt-Peterburg, 2007. - 247 s. – URL: https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-iskusstv-v-obrazovatelnom-prostranstve-shkoly-iskusstv [Data obrashcheniya 01.12.20]

  13. Obuchenie i razvitie / Pod red. L. V. Zankova. - M.: Pedagogika, 1975. – 440 s.

  14. Matyushkin A. M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii. M.: Pedagogika, 1972. – 168 s.

  15. Mahmutov M. I. Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii. M.: Pedagogika, 1975. – 368 s.

  16. Abdullin E. B. Teoriya i praktika muzykal'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole. Posobie dlya uchitelya. — M.: Prosveshchenie, 1983. — 112 s.

  17. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. - 186 s.

  18. Sovershenstvovanie processa obucheniya: Problemy i suzhdeniya / M. N. Skatkin // Akad. ped. nauk SSSR. - Moskva: Pedagogika, 1971. - 205 s.

  19. Amonashvili Sh. A. Zdravstvujte, deti!: Posobie dlya uchitelya / Predisl. A. V. Petrovskogo. — M., 1983. – 208 s.

  20. Shatalov V. F. Tochka opory. Ob eksperimental'noj tochke prepodavaniya. — M.: «Pedagogika», 1987. — 158 s.

  21. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole: Ucheb. posobie dlya ped. in-tov po spec. 2119 «Muzyka i penie» / O. A. Apraksina. - M.: Prosveshchenie, 1983. - 222 s.

  22. Fil'm «Uchitel' muzyki». Studiya Centrnauchfil'm. Rezhisser: N. Afanas'eva. Kinodokument № 48840 – URL: https://www.net-film.ru/film-48840/ [Data obrashcheniya 01.12.20]

  23. Kabalevskij D. B. Vospitanie uma i serdca: Kn. dlya uchitelya. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Prosveshchenie, 1984. - 206 s.

  24. Kabalevskij D. B. Programma po muzyke (s pourochnoj metodicheskoj razrabotkoj) dlya obshcheobrazovatel'noj shkoly 1-3 klassy. – M.: Prosveshchenie, 1981. – 112 s.

  25. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya kak fundamenta sistemy esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov / Ruk. raboty B. M. Nemenskij. — M.: VNIK «Shkola», 1988. – 326 s.


Copyright (C) 2020, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100