| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
_________ Баканова Анастасия Александровна
Аннотация Ключевые слова _________ Anastasia A. Bakanova
Abstract Key words _________ Становление человека, с точки зрения экзистенциальной философии и психологии – это ответы на онтологические вызовы, порождаемые столкновением с данностями бытия. Как пишет Н.В. Гришина, «бытие не дается человеку автоматически, оно выбирается им и нуждается в утверждении и подтверждении» [1, с. 62]. И если данности нашего существования «предзаданы» нам, то отношение к ним, их переживание и выстраивание своего жизненного мира на основе сделанных выборов отражает не только нашу свободу, но и способность к «самотворению». Фундаментальные проблемы человеческого существования в предметном поле экзистенциальной психологии обозначали Дж. Бьюдженталь [2], И. Ялом [3], В.В. Знаков [4] и другие исследователи. Так, И. Ялом выделил четыре «конечных данности», имеющие принципиальное значение для существования человека: смерть, свобода, экзистенциальная изоляция и бессмысленность [3]. Эти экзистенциалы, как пишет Н.В. Гришина, универсальны, имеют характер экзистенциальных проблем и требуют постоянного ответа, так как не могут быть решены раз и навсегда [там же, с. 82-86]. Более того, взяв за основу экзистенциальную модель взаимодействия человека с миром Н.В. Гришиной [там же, с. 258-261], мы можем видеть, что способы ответов на эти вызовы могут формировать экзистенциальную идентичность человека. Исследование разных аспектов отношения молодежи к экзистенциальным данностям (в частности, - к смерти и смыслам) можно встретить в работах Т.А. Гавриловой (2004; 2008; 2010) [5-7], Абдулгалимовой С.А. (2010) [8], Коваленко С.В. (2007) [9], Кормушиной Н.Г. (2011) [10], Шваревой Е.В. (2012) [11], Шутовой Л.В. (2005) [12], Чистопольской К.А. (2014) [13] и др. Однако явно недостаточно на сегодняшний день исследований, которые могли бы охватить отношение молодежи ко всем экзистенциальным данностям. К тому же, региональный аспект изучения экзистенциального портрета молодежи представляется наиболее сложной частью подобных исследований, несмотря на то, что есть некоторые публикации, рассматривающие отношение к тому или иному экзистенциалу на выборках из разных регионов (например, Гаврилова Т.А., 2004 [5]; Чистопольская К.А. и др., 2014 [13]). Таким образом, научная проблема может быть обозначена следующим образом: какова роль отношения к экзистенциальным данностям в становлении личности. Целью нашего исследования в рамках научной проблематики стало изучение особенностей отношения к экзистенциальным данностям у молодежи 25-30 лет, проживающей в Северо-Западном и Дальневосточном регионах. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики: «Актуальность экзистенциальных проблем» Цыдзик Л.А. (АЭП), методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика исследования жизненных смыслов Котлякова В.Ю., опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, опросник «Отношение к смерти» П. Вонга. В исследовании приняло участие 60 молодых людей 25-30 лет, из них 30 человек из Санкт-Петербурга (23 девушки и 7 юношей) и 30 человек из Хабаровска (23 девушки и 7 юношей). Материал был собран при участии Зверевой Л.И. Представим в данной статье лишь некоторую часть полученных результатов. Сравнительный анализ результатов двух групп, проведенный с помощью U-критерия Манна-Уитни, показал значимые различия между ними. Так, нами получены значимые различия по субъективному ощущению одиночества: у молодежи Санкт-Петербурга этот показатель значимо выше (см. табл. 1). Если результаты хабаровчан попадают в зону низких значений (¯х=10,87), то у петербуржцев – это средний уровень одиночества (¯х=24,00). Таблица 1 Значимые различия в актуализации экзистенциальных проблем и переживания одиночества у молодежи Санкт-Петербурга и Хабаровска
По результатам корреляционного анализа видно также, что у хабаровчан этот показатель взаимосвязан со всеми показателями методики АЭП (p=0,01), а также с когнитивными смыслами (r=-0,457, p=0,05), а у петербуржцев он демонстрирует независимость. То есть у хабаровчан можно увидеть достоверную связь между ощущением одиночества и ориентацией на когнитивные смыслы, а также актуализацией экзистенциальных проблем. Таким образом, переживание одиночества может выступать у хабаровчан «пусковым механизмом» для экзистенциальных поисков, а у петербуржцев, несмотря на значимо более высокий уровень этого переживания, - нет. Также из результатов табл. 1 видно также, что у молодежи из Санкт-Петербурга статистически большую озабоченность вызывает проблема свободы на фоне средней актуализации всех экзистенциальных данностей по методике АЭП. Это может говорить о том, что для молодежи Санкт-Петербурга в большей степени актуально переживание субъективных затруднений в реализации своей способности принимать решения и распоряжаться своей жизнью; чувство загнанности. Примечательно в этой связи, что по данным корреляционного анализа, высокая актуальность экзистенциальной проблемы свободы в группе петербуржцев взаимосвязана с низкой значимостью смыслов самореализации (r=0,417, p=0,05) и высокой значимостью коммуникативных смыслов (r=-0,393, p=0,05). Можно предположить два варианта объяснения полученных данных: либо переживание чувства несвободы «блокирует» смыслы самореализации, либо низкая значимость этих смыслов создает чувство невозможности быть свободным в своих выборах и, в том числе, - самореализации. Коммуникативные смыслы могут выступать своеобразным механизмом компенсации; социальным способом получения психологической помощи и поддержки. Наличие прямой взаимосвязи смыслов самореализации с возрастом указывает на то, что ближе к 30 годам они становятся менее значимыми (r=0,47, p=0,01), что может отражать приближающийся кризис середины жизни. Также примечательной является у петербуржцев обратная взаимосвязь актуальности экзистенциала свободы со страхом смерти (по методике П. Вонг, r=-0,442, p=0,05) и принятием-приближением смерти (r=-0,388, p=0,05). В свете выше сказанного можно предположить, что чувство загнанности и несвободы может субъективно снижать значимость танатической проблематики на фоне более актуального вопроса о том, что делать с собственной жизнью. Жизненные смыслы молодежи также имеют свои особенности (см. табл. 2). Во-первых, большинство смыслов можно отнести к категории нейтральных (средние значения суммы рангов в группах находятся в диапазоне от 10 до 17), что может говорить, скорее, о диффузной системе жизненных смыслов молодежи 25-30 лет. Единственное исключение составляют семейные смыслы у хабаровчан (¯х=7,67), которые можно отнести к категории ведущих. Таблица 2 Значимые различия в системе жизненных смыслов молодежи Санкт-Петербурга и Хабаровска
Во-вторых, из табл. 2 видно, что для петербуржцев более значимыми оказываются альтруистические, экзистенциальные и коммуникативные смыслы, а для хабаровчан – смыслы самореализации, семейные и статусные. Это может говорить о том, что молодежь Санкт-Петербурга в большей степени ориентирована в своей жизни на переживание чувства сопричастности, в то время как молодежь Хабаровска – на реализацию себя. Взяв за основу идеи В. Франкла о типах ценностей в контексте осмысленности жизни [14], можно предположить, что молодежь Санкт-Петербурга ориентирована на ценности переживания, в то время как молодежь Хабаровска – на созидательные ценности. Отношение молодежи из разных регионов к смерти также имеет как общие, так и специфические особенности. Несмотря на то, что в актуализации экзистенциальной проблемы смерти значимых различий не найдено, различия есть в конкретных формах этого отношения (см. табл. 3). Как видно из результатов, хабаровчане демонстрируют более выраженное избегание этой темы, страх перед ней и в то же время – нейтральное принятие. Можно предположить, что для хабаровчан в большей степени, чем для петербуржцев, характерен вектор избегания при столкновении с экзистенциалом смерти. Страх смерти и связанное с этим избегание мыслей о ней как будто «выносятся за скобки» собственного бытия. Таблица 3 Значимые различия в отношении к смерти и интернальности молодежи Санкт-Петербурга и Хабаровска
Для петербургской молодежи феномен смерти оказывается в большей степени включенным в пространство их экзистенциального опыта. Так, страх смерти оказывается прямо взаимосвязанным с общей интернальностью (r=-0,408, p=0,05), интернальностью в области здоровья (r=0,372, p=0,05) и экзистенциальными смыслами (r=0,393, p=0,05); а также имеет обратные связи со статусными смыслами (r=-0,421, p=0,05), актуализацией экзистенциальных проблем смысла (r=-0,574, p=0,01), свободы и общим уровнем актуализации экзистенциальных проблем (r=-0,432, p=0,05). Это показывает, что для молодежи Санкт-Петербурга страх смерти может выступать своеобразным регулятором их интернальности и стремления к успешности, даже на фоне отсутствия выраженной актуальности экзистенциальных проблем. Несмотря на имеющиеся в данном исследовании ограничения (такие, как, например, небольшая выборка, отсутствие сравнения по полу, разный статус городов), можно сделать следующие выводы: молодежь Санкт-Петербурга ориентирована на ценности переживания и решение вопросов, связанных с реализацией своей свободы, в то время как молодежь Хабаровска ориентирована на созидательные ценности на фоне избегания танатической проблематики. Более того, у молодежи двух городов в качестве «пусковых механизмов» экзистенциальных поисков выступают разные экзистенциалы: в первом случае – проблема смерти, во втором – одиночества. Полученные результаты позволяют говорить о специфической экзистенциальной идентичности молодежи двух регионов, что может отражать социокультурный контекст способов решения экзистенциальных проблем.
Рекомендовано к публикации: Literature
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2020, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |