| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
----------
Усова Наталия Владимировна
Анализ приверженности к субкультуре как детерминант дискриминационной направленности
Аннотация Ключевые слова: субкультура, дискриминация, личность, атрибутивные признаки, социальная перцепция ______
Natalia V.
Usova Subculture Commitment Analysis as a Determinant of Discrimination
Annotation. Keywords: subculture, discrimination, personality, attributive attributes, social perception. ______ Культура имеет важное значение в жизни общества, так как позволяет сохранить его единство и целостность. Сегодня культура, как отмечают исследователи из разных научных направлений, характеризуется наличием в ней всевозможных субкультурных объединений. Не вдаваясь в полноту и всесторонность определения понятия под субкультурой мы понимаем особую, автономную форму организации людей (молодежи) внутри господствующей структуры, определяющую мышление и стиль жизни, отличающуюся своими нормами, ценностями, обычаями и институтами [2]. Отличительным признаком субкультурных организаций является стремление их представителей закрепить наиболее важные для их мировоззрения смыслы. Чаще всего процесс закрепления осуществляется в яркой, экспрессивной и непонятной основной массе людей форме [1]. С одной стороны, субкультурные проявления вызывают в обществе любопытство и интерес, а с другой стороны приверженность к субкультуре может быть фактором дискриминационной направленности личности. Данная статья посвящена анализу приверженности к субкультуре как детерминант дискриминационной направленности. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе мы организовали фокус-группу в которую входили студенты. Студентам, для дискуссии предлагалась тема «Мое отношение к представителям субкультурных организаций», направление организаций не уточнялось. В процессе участники должны были высказать свои мысли, чувства, знания по поводу субкультурных организаций, рассказать свой опыт взаимодействия с их представителями. На втором этапе в исследовании приняли участие 110 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Выборка была выровнена по половому признаку и включала в себя представителей разных социальных групп занимающихся и не занимающихся профессиональной деятельностью. Все опрошенные проживают в г. Саратове и имеют российское гражданство. В качестве методического инструментария мы использовали авторскую анкету с элементами репертуарных решёток направленную на выявление дискриминационных установок личности по отношению к представителям субкультурных объединений (анкета включала информацию о наличии предубеждений, о причинных дискриминационного отношения, о чувствах и сферах дискриминации представителей молодежных субкультурных организаций) и методику исследования базисных убеждений личности М. А. Падун, А. В. Котельникова. Открытые вопросы анкеты анализировались с помощью контент-анализа. Полученные результаты были подвержены корреляционному анализу. Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено что дискриминационное отношение к представителям молодежных субкультур детерминировано негативным эмоциональным отношением. Восприятие внешних признаков представителей субъкультурных организаций взаимосвязано с проявлением таких негативных чувств как тревога (r=0,31, при p<0,01), раздражение (r=0,36, при p<0,01) и отвращение (r=0,31, при p<0,01). Говоря о восприятии внешних проявлений представителей субкультурных движений, респонденты отмечают идентификаторы, которые свидетельствуют об изменении и преобразовании традиционного, консервативного, социально признанного внешнего вида. Чаще всего сюда были отнесены одежда, прически, наличие каких-либо атрибутивных особенностей внешности, нанесение татуировки, прокалывание пирсинга и т.п. Именно специфическая внешняя маркировка тела передает опрошенным в нашем исследовании респондентам, определенную информацию об их принадлежности к субкультуре, выделяет ее из общей массы людей. Раздражение вызывает и поведение демонстрируемое представителями субкультурных объединений в обществе (r=0,39, при p<0,01). Здесь также опрошенные отмечают нетрадиционность, неоднозначность, невоспитанность и излишнее желание привлечь к себе внимание со стороны общества. Неприятие, как негативное эмоциональное отношение, сопровождает процесс восприятия коммуникативных, жаргонных особенностей представителей субкультурных движений (r=0,30, при p<0,01). Далее рассмотрим, как проявляются дискриминирующие проявления по отношению к субъектам субкультурных организаций. Представители традиционной культуры при виде сторонников субкультурного движения стараются не вступать с ними в зрительный контакт (r=0,36, при p<0,01), открыто демонстрируют презрение (r=0,43, при p<0,01), публично обсуждают и высказывают свое мнение в их адрес (r=0,32, при p<0,01), испытывают желание изолировать их (r=0,33, при p<0,01). В данном исследовании нами подтверждается и ранее полученный результат свидетельствующий о том, что чем больше дискриминирующий опыт субъекта, тем чаще он сам является субъектом дискриминирующего поведения [4]. Обсудим полученные результаты. Учитывая, что каждое общество имеет определенную совокупность традиций, ценностей, верований и обычаев, которые в большинстве случаев принимаются его гражданами и представляют собой доминирующую культуру, оно (общество) в то же время включает группы людей, которые отличаются альтернативной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой, свойственной той или иной субкультуре. Чаще всего, между культурой доминирующей и субкультурой развиваются противоречивые, напряженные и сложные отношения. Не удивительно, что субъекты обоих групп могут проявлять дискриминирующее отношение. Мы склонны считать, что основная причина подобного поведения скрывается в низком уровне информированности общества о субкультурах. В условиях дефицита информации и отсутствия личного опыта взаимодействий представителям молодежных субкультур приписывают различные качества, например, полезности – вредности, желательности – нежелательности, приемлемости – неприемлемости и т.д. В этом контексте в целях установления доброжелательных отношений в социуме и преодоления конфликтов между представителями традиционной и нетрадиционной культуры целесообразно формировать адекватное социальное восприятие на основе объективной информации о личности. Отношение к человеку чаще выстраивается на основе его внешнего восприятия. Атрибутивные признаки приводящие к трансформации внешнего вида представителей субкультурных организаций, лишь ухудшают социальную перцепцию акцентируя внимание на необычности и нетрадиционности данных субъектов [6, 7, 8, 9]. Как отмечает В.А. Лабунская [3], «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации», следовательно, внешний облик становится дополнительным фактором для дискриминации. Внешний вид человека часто ассоциируется с его аккуратностью, организованностью, умением ценить свое и чужое. Небрежность проявляющаяся во внешнем виде, рваная одежда, поношенная и грязная обувь производят неприятное впечатление и свидетельствует не только о нетребовательности к себе, но и подчеркивает безразличие по отношению к социуму. Очевидно, что поведение человека соотносится с его внешним видом. Добросовестность, уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры общения и этикета, опрятный внешний вид являются важными составляющими поведения в социуме. Отсутствие данных критериев в образе представителей субкультурных организаций не позволяет общественности говорить о их добропорядочности, беспристрастности и эффективности. Отсюда и желание избежать, изолировать и дискриминировать субъектов субкультурных организаций. Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют нам говорить о наличии дискриминирующего отношения субъектов традиционной культуры по отношению к представителям субкультурных объединений. Так, субъекты ориентированные на доминирующую культуру, следующие сложившимся в обществе стереотипам и установленным в обществе формам поведения, демонстрируют дискриминирующие установки, которые в дальнейшем могут провоцировать ксенофобию, нарушение дисциплины, а также физическое и психологическое насилие. Представители субкультурных объединений стремятся к самоутверждению, поиску самих себя, выражению своих мыслей и идей, ощущению собственной уникальности. Особенно это актуально в условиях стремительно изменяющегося современного общества. Такое общество, предоставляет различные пути становления личности и зачастую данные пути бывают противоречивы. При этом следует помнить, что общество, построенное на борьбе групп, рождает личность, способную жить в конфликтном и противоречивом мире [5]. Литература
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках научного проекта № 18-013-00094 A
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||
| |||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006. |