Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2637

 2018 г., выпуск  № 7 (июль)


Валиуллина Гульнара Гайсаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет,  г. Астрахань
ullina2005@yandex.ru

Тимашева Лариса Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии, Астраханский государственный университет,  г. Астрахань
lavtim@mail.ru


Поведение в конфликте подростков с разной локализацией субъективного контроля 

Аннотация
В статье представлены сравнительные результаты исследования поведения в конфликте подростков с интернальным и экстернальным типом субъективного контроля. Было выявлено, что независимо от локализации субъективного контроля каждый второй подросток склонен к применению в конфликте стратегии уступки. При этом каждый третий подросток с экстернальной локализацией использует в конфликте стратегию компромисса, а каждый третий подросток с интернальной локализацией субъективного контроля – стратегию конкуренции. Чем выше у подростков показатели экстернальности, тем сильнее выражена тенденция к использованию в конфликтах манипулятивной тактики поведения, а также тактики «действовать напролом». Установлено, что подростки с высоким социальным контролем обладают высоким уровнем коммуникативного контроля в конфликтной ситуации, и наоборот – подростки со слабым социальным контролем плохо контролируют своё коммуникативное поведение в конфликте.

Ключевые слова
конфликт, подростки, тип субъективного контроля, интернальность, экстернальность.

_________

Gulnara G. Valiullina
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University, Astrakhan
ullina2005@yandex.ru

Larisa V. Timasheva
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Conflictology and Organizational Psychology, Astrakhan State University, Astrakhan
lavtim@mail.ru


Behavior in conflict of teenagers with different localization of subjective control

Abstract
The article presents the results of the research of behavior in the conflict of teenagers with internal and external types of subjective control. It shows that irrespective of localization of subjective control every second teenager is inclined to apply concession strategy in conflict. At the same time every third teenager with external localization uses compromise strategy in  conflict, and every third teenager with internal localization of subjective control resorts to competition strategy. The higher the teenager's indicators of externality are, the more often he or she turns to manipulative tactics of behavior in conflict and tactics "to attack it head-on". It was proved that teenagers with high social control have high level of communicative control in conflict situations and vice versa – teenagers with weak social control cannot regulate their communicative behavior in conflict efficiently.

Key words
conflict; teenagers; type of subjective control; internality, externality.

_________

В психологии до сих пор нет общепризнанного понимания сущности конфликта. Одни трактуют его как противоречие, столкновение, противодействие, другие  интерпретируют конфликт как вид общения, тип конкурентного взаимодействия, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода [1]. Главными существенными чертами конфликта являются: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; отрицательные эмоции, которые они испытывают друг к другу, ослабление контроля своего поведения [2]. Особенно важно контролировать своё поведение в критические периоды жизни, к которым относится и подростковый возраст.

Наше исследование посвящено выявлению взаимосвязи стилей поведения в конфликтах и локализации субъективного контроля у подростков г. Астрахани. В исследовании приняли участие 50 учащихся в возрасте 12-14 лет. Для определения склонности подростков приписывать ответственность за результаты своего поведения либо внешним факторам (экстернальный тип субъективного контроля), либо собственным интересам и усилиям (интернальный тип субъективного контроля) использовался тест-опросник субъективной локализации контроля С. Р. Пантелеева и В. В. Столина [3]. Для измерения социального и коммуникативного контроля применялись методики М. Шнайдера «Шкала социального самоконтроля» и «Диагностика коммуникативного контроля» [4].

Исследование показало, что для большинства подростков (75%), обладающих экстернальным типом субъективного контроля, характерен средний уровень социального самоконтроля, а для 25% – высокий уровень. Примерно такие же показатели у подростков, обладающих интернальным типом субъективного контроля: у 67% респондентов средний уровень социального самоконтроля, высокий уровень у 28%, низкий уровень у 5%. Таким образом, большинство подростков из группы испытуемых обладают средним уровнем социального самоконтроля. У каждого четвёртого подростка отмечается высокий уровень, что свидетельствует о способности подростков гибко реагировать на изменения ситуации, о способности контролировать своё социальное поведение и создавать у окружающих нужное впечатление о себе.

Коммуникативный контроль играет важную роль в бесконфликтном общении между людьми и тесно связан с эмоциональной сферой и уровнем саморегуляции. Среди  подростков с экстернальной локализацией субъективного контроля 12% имеют высокий, 87% – средний, а 1% – низкий уровень коммуникативного контроля. У 33% подростков с интернальным типом локализации субъективного контроля высокий уровень коммуникативного контроля, средний – у 45%, а низкий – у 22%. Это означает, что большинство подростков непосредственны в общении, искренне относятся к окружающим, сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением других людей. Подростки с низким уровнем коммуникативного контроля импульсивны в общении, открыты, раскованы, при этом они не всегда соотносят своё поведение с окружающими их людьми. Подростки с высоким уровнем коммуникативного контроля гибко реагируют на изменения ситуации, склонны к прогнозированию и предвидению впечатления, которое производят на окружающих и с легкостью входят в любую роль применяемую на себя.

Оценка склонности к конфликтному поведению осуществлялась с помощью методики «Тактика поведения в конфликте»[5]. Результаты показали, что у 75% подростков тенденция к конфликтности соответствует среднему уровню независимо от локализации контроля, то есть подростки не склонны к стихийному поведению и стараются управлять конфликтом. В группе подростков с экстернальным типом локализации контроля 50% предпочитают в конфликтных ситуациях  использовать стратегию уступки, 12% – стратегию конкуренции, а 38% – стратегию компромисса. В группе у подростков с интернальным локусом контроля у 51% преобладает стратегию уступки, у 29% – стратегию конкуренции, а у 20% – стратегию компромисса.  Таким образом, преобладающей стратегией поведения у подростков с выраженной экстернальностью и интернальностью субъективного контроля является уступка своему оппоненту. Экстерналы также предпочитают компромисс, а к конкуренции больше склонны подростки-интерналы.

С целью определения зависимостей полученных результатов по параметру локализации субъективного контроля и стратегий поведения подростков в конфликте был применён однофакторный дисперсионный анализ, который достоверных различий не выявил.

В  группе  подростков с экстернальной локализацией контроля 74% в конфликтных ситуациях используют манипулятивные тактики, 25% – тактику «действующий напролом», 1% – тактику избегания. Примерно такая же тенденция выявлена у подростков с интернальным типом локуса контроля: у 49% преобладают манипулятивные тактики, у 29% – тактика избегания, у 22% – тактика «действующий на пролом». То есть большинство подростков склонны к использованию манипулятивных тактик поведения в конфликте или предпочитают действовать напролом. В группе подростков с интернальным локусом контроля есть те, кто склоны избегать конфликтов, а среди экстерналов таких практически нет.

Для выявления взаимосвязи  локализации  контроля  и  стилей  поведения подростков в конфликтных ситуациях применялся коэфициент ранговой корреляции Спирмена, Положительная корреляция на уровне статистической значимости обнаружена по шкалам социального и коммуникативного контроля. Существует отрицательная корреляция тактики «действующий на пролом» и интернальности, положительная корреляция этой тактики поведения в конфликте и экстернальности. Это означает, что интерналы не склонны «действовать на пролом», а экстерналы, наоборот, склонны к использованию данной тактики. Также было выявлено, что чем выше социальный контроль у подростков, тем выше и их коммуникативный контроль в конфликте.

Таким образом, мы выяснили, что подростки с экстернальной локализацией субъективного контроля избирают такие стратегии поведения как уступка и компромисс. Они проявляют средне выраженную тенденцию к конфликтному поведению и в зависимости от ситуации могут использовать манипулятивные тактики поведения. Для подростков с интернальной локализацией характерна такая стратегия поведения как уступка, и в конфликтной ситуации они стараются вести себя сдержанно.

С целью выявления представлений подростков о причинах  конфликтов и особенностях своего поведения в нём, был использован метод анкетирования, в ходе которого анализировались ответы на следующие исследовательские вопросы: как подростки понимают конфликт, почему возникают конфликты, понимают ли они последствия конфликтов и какие способы используют для их решения. Анализ ответов выявил следующее.

По мнению 31% подростков с интернальной локализацией контроля, конфликт – это ссора, происходящая между двумя и более людьми, 22% подростков считают, что конфликт – это спор в ходе, которого оппоненты всеми силами стремятся победить. Мнение о том, что конфликт это проблема или недопонимание высказали 18%, а 2% подростков думают, что конфликт – это разногласие. 62% подростков с экстернальным локусом контроля считают, что конфликт – это ссора, возникающая на почве разногласий с собеседником. На вопрос «Влияет ли конфликт на Вашу жизнь?» 64% подростков-интерналов  и 62% подростков-экстерналов  ответили положительно, следовательно, подростки осознают влияние конфликтов на них.

При ответе на вопрос «Из-за чего, по Вашему мнению, возникают конфликты?» подростки-интерналы выделили такие причины, как выражение несогласия точки зрения своего оппонента (49%), недопонимание позиции другого (22%), спор из-за разногласий (17%), ссора (11%). Подростки-экстерналы считают, что главной причиной конфликта является несовпадение точек зрения (38%), которое может привести к спору (25%), а тот в свою очередь перерастет в ссору (25%).

На вопрос о последствиях конфликта подростки-интерналы ответили следующее: ухудшается настроение (89%), начинается волнение (58%), появляется раздражительность (53%), головная боль (49%), ухудшаются отношения с окружающими (31%), нарушается аппетит (2%). Подростки-экстерналы отметили ухудшение настроения (88%), нарушение аппетита (50%), головные боли (28%), ухудшение отношений с окружающими (38%), нарушение сна (38%), раздражительность и волнение (25%).  На вопрос «Как влияет конфликт на Ваше здоровье?» подростки с интернальным локусом контроля ответили: головные боли (67%), учащенное сердцебиение (31%), затрудненное дыхание (24%) и потеря аппетита у 22% опрошенных. Подростки с экстернальным локусом контроля назвали учащенное сердцебиение (75%), головные боли и затрудненное дыхание (50%), потерю аппетита (25%).

На вопрос «Можно ли избежать конфликта?» подростки с интернальным локусом контроля дали следующие ответы: некоторые конфликты можно избежать, если приложить усилия (51%), если захотеть (49%). Несколько иначе ответили подростки с экстернальным локусом контроля: некоторые конфликты можно избежать, если приложить усилия (62%), можно избежать, если захотеть (25%) и 12% думают, что конфликт избежать невозможно. Вероятно, это связано с тем, что экстерналы более склонны избегать конфликтов, нежели экстерналы.

Отвечая на вопрос  «Что Вы делаете для того чтобы предотвратить конфликт?», 30% подростков-интерналов пытаются отстраниться от конфликта, 29% стараются уступить, 29% стремятся прийти к общему решению, 11% пытаются понять своего оппонента, 7% уходят от конфликта и 5% отстаивают свою позицию. Полностью отстраниться от конфликта пытаются 20% подростков-экстерналов, 30% пытаются договориться со своим собеседником и найти общие точки соприкосновения, 25% начинают спорить и столько же стараются избежать конфликта.

На вопрос «Какие приемы Вы используете для решения конфликта?» 93% подростков с интернальной локализацией контроля ответили, что пытаются договориться, 71%отстаивают свою позицию до конца, 13% готовы применить силу. Среди подростков с экстернальным локусом контроля 75% уступают своему собеседнику, 62% пытается договориться или отстоять свою позицию, 37% меняют тему,  12% применяют силу.

На вопрос «Как Вы считаете, конфликт может положительно повлиять на Вашу жизнь?» 20% подростков с интернальной локализацией субъективного контроля дали отрицательный ответ, 49% считают, что конфликт не приведет к положительным изменениям, 31% допускают, что конфликт может повлиять положительно на их жизнь. 75% Подростков с экстернальной локализацией субъективного контроля считают, что конфликт может положительно повлиять на их жизнь, а 25% респондентов считают, что конфликт скажется на их жизни отрицательно.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Подростки с интернальной локализацией субъективного контроля используют такие стратегии поведения, как конкуренция и уступка. Они склонны использовать в конфликтных ситуациях манипулятивную тактику, а каждый четвёртый предпочитает действовать напролом. У большинства подростков средний уровень коммуникативного контроля.
     
  2. Подростки с экстернальной локализацией чаще выбирают стратегию уступки и компромисса. Существует положительная корреляционная связь между экстернальностью и использованием в конфликтах тактики «действующий напролом».  Манипулятивную тактику поведения в конфликте предпочитают применять половина подростков, а каждый четвёртый использует тактику избегания. У каждого третьего в этой группе высокий уровень коммуникативного контроля, а у каждого четвёртого – низкий.  Достоверно установлено, что чем  выше  уровень социального контроля, тем лучше коммуникативный контроль поведения в конфликтной ситуации.
     
  3. У большинства подростков, независимо от локализации контроля, тенденция к конфликтному поведению выражена на среднем уровне, а также характерен средний уровень социального самоконтроля.

Эти особенности поведения подростков в зависимости от локализации субъективного контроля необходимо учитывать при организации психологической помощи подросткам в овладении ими конструктивными стратегиями поведения.


Литература

  1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 1996.

  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2003.

  3. Елисеев  О. П.  Практикум по психологии личности : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2017.

  4. Райгородский Д. Я.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2006.

  5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.:  Питер, 2009.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Zdravomyslov A. G. Sociologiya konflikta: Uchebnoe posobie dlya studentov VUZov. M.(или Moscow?): Aspekt-Press, 1996.

  2. Anczupov A. Ya. Profilaktika konfliktov v shkol`nom kollektive. M. (Moscow): Vlados, 2003.

  3. Eliseev  O. P.  Praktikum po psihologii lichnosti: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury. M. (Moscow):  Izdatel`stvo Yurajt, 2017.

  4. Rajgorodskij D. Ya.  Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. M. (Moscow): Bahrah-M., 2006.

  5. Emel`yanov S. M. Praktikum po konfliktologii. SPb. (St. Petersburg): Piter, 2009.
     


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100