| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малькина Ольга Викторовна
Тонких Александр Павлович Фастова Юлия Евгеньевна
Аннотация Ключевые слова _________ Tatyana V. Danilova Olga V. Malkina Aleksandr P. Tonkich Julia E. Fastova
Abstract Key word _________ Культурную эволюцию человечества, развитие новых социальных отношений обеспечивает, прежде всего, образование. Именно от образования зависит развитие политических, экономических приоритетов социума, нравственное совершенствование личности, межкультурное взаимодействие. Сегодня все большее значение приобретают подходы к организации образовательного процесса, ориентированные на гуманистическую парадигму образования; на осмысление таких понятий как глобализация, информатизация, автоматизация, цифровая экономика; подходы, предусматривающие развитие человека, понимающего важную истину – мы живем в многокультурном мире, который сочетает в себе людей с различным менталитетом, традициями, образом жизни. Существование в таком мире требует развития понимания и сотрудничества между людьми, проявления сдержанности и терпимости к инакомыслию, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям [1]. Исходя из убеждения в возможности и необходимости сочетания культур во всем их многообразии, подчеркнем актуальность педагогики толерантности, которая «основывается на критериях прогресса: человекосохранение, человекоразвитие, приоритет духовности и общечеловеческих ценностей, признание основных свобод человека и других. Толерантность определяется общечеловеческими интересами в решении глобальных проблем и базируется на конструировании такой модели человека, который смог бы справиться с этими проблемами в XXI веке» [2, c.18]. Современное образование как процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогов и студентов на духовно-нравственной основе, должно способствовать формированию у молодёжи отношения к толерантности как к ценности. При этом ценности «выступают как широко разделяемые членами сообщества (в том числе и педагогического) чувства и убеждения, которые фокусируют внимание на том, что является подлинно важным и значимым для коллективной деятельности и коллективного блага данной социальной общности [3, c.91]. Анализ теории и практики современного образования показывает, что студенчество, несмотря на все изменения, происходящие в этом слое молодёжи (снижение качества учебной деятельности, диффузия моральных принципов, конформизм) остается, тем не менее, интеллектуальным «локомотивом» в молодёжной среде. Студенчество аккумулирует позитивные жизненные взгляды и убеждения молодёжи и, обладая необходимым образовательным потенциалом, реализует их на практике. Оно стремится к независимому мышлению, критическому осмыслению действительности и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Студенты как будущие профессионалы понимают, что должны доказывать свою конкурентоспособность в профессии и в жизни. Все эти и другие особенности современной молодежи находятся в русле формирования толерантности личности. Воспитание толерантности личности современного студента представляется важным и трудоемким процессом, поскольку это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, не похожими на тебя по разным критериям [4, с. 12-16]. Это организация позитивного жизненного опыта в контексте образовательного процесса университета. Каждый структурный компонент этого процесса: цель, задачи, содержание, формы и методы, методики и технологии обуславливает педагогические возможности в решении данной проблемы. Толерантность будущего педагога - это интегративное качество личности, включающее принятие общечеловеческих и национальных ценностей, основанных на достижениях мировой культуры; соблюдение этических и правовых норм поведения в межличностном общении; проявление интереса к культурным и религиозным ценностям других народов; способность к упреждению и решению межличностных конфликтных ситуаций. Содержание компетенций будущих выпускников в той или иной мере указывают на эти качества. Содержание образования отражает требования, указанные в третьей статье закона «Об образовании в РФ». Современный человек должен правильно воспринимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Большую ценность для молодёжи имеют знания истории народов, с представителями которых они вместе учатся, идеи о своеобразии их национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Это первое условие воспитания толерантности. Важным условием эффективности воспитания толерантности как духовно-нравственной ценности является ее наличие в культуре преподавателей вузов, поскольку «толерантность имеет направленность на самого себя и других людей, это одна из имплицитных детерминант социально-психического бытия человека, что дает возможность изначально получить представление о себе и окружающих и обосновать развитие системы отношений, восприятие, оценка и налаживание которых находится в плоскости толерантности" [2, c.18]. Третьим условием эффективности воспитания толерантности является компетентность педагогов в вопросах толерантности и ее формирования при использовании интерактивных технологий работы со студентами: круглых столов, дискуссий, диспутов, посещения студентами краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, этнографических и др. выставок, фольклорных праздников, просмотров фильмов национальных студий и т.д. Четвёртым условием эффективности воспитания толерантности можно считать знание педагогами особенностей студенческого возраста, группы, отношений между членами группы и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам-кураторам необходимо учитывать:
Основой толерантности как нравственного качества личности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. На протяжении 2015-2016, 2017-2018 учебных годов мы проводили экспериментальное исследование на факультете педагогики и психологии по проблеме состояния толерантности в молодёжной среде. Ниже мы приводим некоторые его результаты, отражающие состояние проблемы. Таблица Ответы респондентов на вопросы по проблемам толерантности личности
Только 6,5 % из числа опрошенных в 2015-2016 учебном году студентов (опрошено 350 чел.) не знакомы с понятием «толерантность». Толерантность является личной ценностью: да - для 70,4 % , нет – для 6,3 %, не знают - 20,9 %. Следовательно, почти 30 % студентов могут являться своего рода катализатором для возникновения межнациональных и межличностных трений, так как демонстрируют неготовность к личным толерантным действиям. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты младших курсов относят себя к толерантным людям почти в два раза чаще (56% против 32%), чем студенты старших курсов. Объяснить данных факт можно, исходя из двух предположений: к выпускному курсу будущие педагоги накапливают больший личный опыт взаимодействия, как в рамках вуза, так и за его пределами; в процессе обучения, усваивая опыт, накопленный человечеством, студент анализирует и более критично оценивает себя. Но при этом, когда от студента требуется продемонстрировать своё отношение к людям другой национальности, тем более конкретное действие, то результаты мы видим ещё более низкие как для младших, так и для старших курсов студентов. Исследование показало, что в среднем только 15 % студентов находят примеры толерантного поведения в вузе в процессе взаимодействия с педагогами. Это указывает на неиспользованный потенциал образовательного процесса и педагогического коллектива;требует серьёзного осмысления данного факта и другой организации педагогического процесса. Подавляющее большинство студентов находят примеры толерантного отношения в семье, примеры из жизни общества занимают второе место по количеству студентов, выбравших этот ответ. Несмотря на то, что толерантность указывается 70 % студентов как ценность, их действия, отношение не подтверждают этого. Так, соответственно 15% и 12% студентов отрицательно относятся к увеличивающемуся числу лиц других национальностей, 77% и 79% -относятся нейтрально, а положительно только 6 % первокурсников и 7 % студентов 4 курса. Выбор нейтрального ответа вызывает сомнения, т.к. остаётся не понятным - как поведёт себя человек в проблемной ситуации? Установить контакт с человеком, думающим иначе, не могут в общей сумме 30% опрошенных в 2015-2016 учебном году, а сомневающихся в этих своих умениях более половины. Контрольное исследование, проведённое в 2017-2018 учебном году, позволило убедиться в сопоставимости его результатов с ранее проведённым исследованием, но вместе с тем выявило некоторые изменения. Сравнительный анализ опроса показывает, что за прошедшие два года произошло снижение числа студентов, для которых толерантность является ценностью. Для студентов 1 курса снижение всего на 3% , а для 4 курса - на 9% по сравнению с результатами 2015-2016 учебного года. Студенты первого курса отмечают, что примеры толерантного поведения они меньше встречают в семье и вузе (соответственно: на 6 % и на 2 %), а вот в обществе чаще на 6 % по сравнению с ранее полученными данными. Следует отметить, что и студенты четвертого курса подтверждают данную динамику, с той лишь разницей, что примеры толерантного поведения в вузе они встречают чаще на 3 %, чем в ранее проведённом исследовании. Полученные данные наводят на мысль, что в них отражаются больше социально-экономические проблемы общества, чем проблемы образовательного процесса вуза. Ведь студенты первого курса ещё только адаптируются к новым условиям. На 9 % уменьшилось число студентов первого курса, относящих себя к толерантным людям. И, наоборот, среди старшекурсников их число увеличилось на 11 %. И это увеличение мы склонны относить на счёт пристального внимания к проблеме воспитания толерантности в вузе, разнообразию применяемых технологий. Анализируя вопросы самооценки отношения студентов к другим людям, мы вынуждены отметить существенный рост числа респондентов, относящихся отрицательно к увеличению числа мигрантов. Так, в два раза увеличились данные по четвертому курсу (24 %) и на 3 % - по первому. Выросло число студентов, стремящихся изменять людей в лучшую сторону: 1 курс – на 3 %, а 4 курс – на 2 %. Учитывая рост числа студентов, для которых толерантность не является ценностью, а так же уменьшение числа студентов, относящих себя к толерантным людям, отмечаем отрицательную тенденцию, иллюстрирующую определённые проблемы воспитания толерантности на сегодня. Выросло и число студентов, не умеющих установить контактс другими людьми, хотя коммуникабельность является особым проявлением толерантности. Отмечается рост числа студентов, с трудом соглашающихся с чужим мнением -как у первокурсников, так и у студентов 4 курса. Результаты опроса показывают, что по-прежнему, не смотря на введённые курсы педагогического общения, диалогового построения преподавания многих учебных курсов в практике педагогов, существуют нерешённые проблемыв образовательной деятельности вуза. Между тем, именно в образовательном сообществе у молодого человека могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. На наш взгляд, всё ещё недостаточно используются возможности наиболее эффективных диалоговых и информационно- коммуникативных технологий воспитания толерантности у будущих педагогов. Трудность заключается в ограниченности учебного процесса временными рамками и в необходимости компактного изложения большого объема материала. Воспитание толерантной личности - процесс очень сложный. Он осуществляется всей социальной действительностью, окружающей человека: системой взаимоотношений в семье; организацией равноправного партнерства и продуктивного взаимодействия в условиях разных социальных групп и т.д. Однако, воспитание толерантности может быть успешным и результативным в специально организованной деятельности, в условиях получения образования, во взаимодействии с людьми в этом процессе, в принятии толерантности как общечеловеческой позиции.
Рекомендовано к публикации: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Брянской области в рамках научного проекта № 17-16-32003-ОГН. Literatura
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |