| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
Прилепина Анна Васильевна
Аннотация Ключевые слова __________ Victoria Y.
Nefedova Anna V. Prilepina About didactic means of studying the content line of computer science "Algorithmization and programming"
Abstract Key words __________ В современном стандарте отражены цели и содержание курса информатики, а также предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования для единой предметной области «Математика и информатика» [1]. Анализ данного документа показывает, что приоритетными задачами информатики как школьного предмета является формирование и развитие алгоритмического и логического мышления. Как следствие, возрасли требования к знаниям по алгоритмизации и программированию, что позволяет сделать вывод о возрастающей роли программирования в образовании современного выпускника. Изучение программирования в школе обладает большим развивающим потенциалом, так как вырабатывает умение учащихся планировать и описывать в формализованном виде последовательность действий, прогнозировать результат деятельности и корректировать ее в зависимости от полученных данных. Навыки построения алгоритмов позволяют учащимся анализировать, сравнивать, делать выводы, описывать планы действий и излагать собственные мысли в строгой логической последовательности. Описанные умения являются основой регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция), освоение которых входит в метапредметные результаты обучения. Все эти компоненты учебной деятельности отражают умения по составлению алгоритмов для любого исполнителя или для программ на современных языках программирования высокого уровня. Обучение программированию способствует также формированию и развитию логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления, творческих способностей у учащихся. Современный государственный образовательный стандарт не дает методических рекомендаций по выбору языка программирования и методики его изучения. Наиболее важным и сложным обстоятельством для учителя, таким образом, становится выбор изучаемого языка программирования, а также разработка методических рекомендаций для изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», учитывая при этом уровень обучения, профиль класса и планируемые результаты обучения. В базовом курсе информатики отведено достаточно времени для освоения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», где изучаются базовые алгоритмические конструкции и основы программирования на исполнителях и на одном из языков программирования высокого уровня [2, 3]. Учебные исполнители алгоритмов являются дидактическим средством изучения раздела информатики «Алгоритмизация и программирование». Для достижения учебных целей учителю рекомендуется выбирать исполнитель, который, во-первых, работает в собственной среде и имитирует процесс управления некоторым реальным объектом; во-вторых, в своей системе команд содержит все структурные команды управления (линейные, ветвления, циклы) и позволяет использовать вспомогательные алгоритмы (процедуры). Исполнитель, удовлетворяющий данным требованиям, позволит учащимися овладеть структурной методикой построения алгоритмов с помощью базовых конструкций. На сегодняшний день учителю информатики для начального обучения основам программирования предоставляется большой выбор исполнителей алгоритмов: Черепаха, Кузнечик, Водолей, Чертёжник, Робот и др., которые входят в систему КуМир (Комплект учебных МИРов) или могут являться автономными дополнительными ее модулями. Данная система привлекательна тем, что является свободно распространяемой, кроссплатформенной и русскоязычной. В учебнике Семакина И. Г. описывается гипотетический учебный исполнитель ГРИС — Графический Исполнитель, который работает в обстановке, без использования величин. На примере ГРИС вводятся основные понятия алгоритмизации и учебный алгоритмический язык. В составе авторской коллекции цифровых образовательных ресурсов имеется исполнитель Стрелочка, полностью соответствующий языку исполнителя ГРИС [3, с. 21-26]. Кроме того, в подспорье учителю информатики для формирования и развития логического и алгоритмического мышления предлагаются виртуальные лаборатории из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в виде интерактивного компьютерного задачника при изучении основ моделирования, алгоритмизации и программирования, математической логики, разработанные авторским коллективом М. Цветковой и Г. Курис [4]. Обучение основам программирования должно проходить с помощью языка программирования (ЯП) высокого уровня, отвечающего следующим требованиям: он должен быть учебным и универсальным, поддерживать стратегию структурной методики программирования, иметь достаточно простой синтаксис и низкие аппаратно-системные требования, широко применятся на практике. Этим характеристикам соответствует широко используемый в школе ЯП Pascal ABC.net. На сегодняшний момент популярными среди учеников, ориентированных на дальнейшую профессиональную деятельность в области IT-технологий, становятся такие ЯП, как Python, C#, С++ и т.п. Python отличается от других ЯП своим лаконичным, нетрудным и понятным синтаксисом. C++ привлекает широкой направленностью в области разработки программного обеспечения, например, операционных систем, драйверов, приложений, игр и др. Эти альтернативные ЯП предлагаются к использованию не только в заданиях ЕГЭ по информатике, но также всё чаще применяются учениками при решении олимпиадных задач по программированию. Однако, чтобы познакомить учащихся с альтернативными ЯП для расширения знаний и умений решения практических задач, необходимо использовать возможности и условия внеурочной деятельности по информатики. Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний момент существуют разнообразные дидактические средства изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»: от простейших исполнителей до современных систем программирования с мощными возможностями. Однако представляется логичным, что учитель должен ориентироваться, прежде всего, на языки программирования, возможности которых широко и полно раскрывают разработчики УМК по информатике, рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в школе, учитывая, что в свою очередь, эти авторы опираются на стандарт, примерную программу по предмету и контрольно-измерительные материалы для 9 и 11 классов.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |