Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2600

 2018 г., выпуск  № 3 (март)


Рычкова Лидия Сергеевна

доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
rychkovaly@mail.ru

Шумакова Ольга Алексеевна
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск
olgash37@yandex.ru

Осипова Мария Сергеевна
клинический психолог, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
osipovamariyas83@gmail.ru

Шумаков Вадим Анатольевич
кандидат философских наук, доцент, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск
v.shumakov@inbox.ru


Развитие психологического симбиоза матери и младенца в социокультурных условиях России 19 века 

Аннотация
Представлены результаты теоретического исследования историко-психологических и социокультурных аспектов развития проблемы психологического взаимодействия матери и младенца в России XIX в. Проведен анализ периода зарождения практики психологического симбиоза матери и младенца. 

Ключевые слова
взаимодействие в диаде «мать и дитя», вынужденная депривация младенцев, младенчество, психологический симбиоз.

________ 

Lidiya S. Rychkova
Doctor of medical Sciences, Professor, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
rychkovaly@mail.ru

Olga A. Shumakova
Doctor of psychological Sciences, head of Department of Psychology, South Ural State Medical University, Chelyabinsk
olgash37@yandex.ru

Maria S. Osipova
Clinical Psychologist, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
osipovamariyas83@gmail.ru

Vadim A. Shumakov
Candidate of Philosophy, assistant professor, South Ural State Medical University, Chelyabinsk
v.shumakov@inbox.ru


Development of psychological symbiosis of mother and baby in socio-cultural conditions of Russia of the 19th century 

Abstract
The results of a theoretical study of historical psychological and sociocultural aspects of development problem of the psychological interaction mother and baby in Russia in the XIX century are presented. The analysis of the conditions for the emergence of the practice of psychological symbiosis between mother and baby. 

Key words
interaction in the dyad "mother and child", forced deprivation of infants, infancy, psychological symbiosis.

________ 

Психологическое знание в области взаимоотношений матери и младенца охватывает важные вопросы условий психического развития ребенка, индивидуальных особенностей матери, обеспечения матерью жизнеспособности младенца, его выживаемости, укрепления здоровья и адаптации к условиям среды жизни. При этом вопросы становления диады «мать и младенец» в части формирования психологического симбиоза важны и актуальны для психологии развития, поскольку они обогащают науку новыми знаниями в области психологии материнства, детской психологии и т.п. 

Между матерью и младенцем формируются симбиотические отношения, связанные с познанием друг друга и взаимовлиянием. В исследовании Н.Н. Васягиной и Н.С. Глуханюк отмечается, что между матерью и ребенком существует симбиотическая зависимость как аспект психической реальности, который касается глубинных пластов человеческого «я» и начальных моментов онтогенеза [1]. Выявлено, что мать и младенец образуют единую систему взаимодействия, в которой каждый этап психологического развития одного происходит при соответствующем изменении другого, а психологический симбиоз матери и младенца определяет качественные характеристики развития ребенка. Мы рассматриваем психологический симбиоз в диаде «мать и младенец» как активное взаимодействие матери с ребенком в едином эмоционально-смысловом поле, обеспечиваемым воспитательными функциями матери. 

На формирование и развитие отношений матери и ребенка влияют социокультурные условия: общий социально-исторический контекст, тенденции культуры, состояние законодательной базы в области охраны материнства и детства, политика государства, сложившиеся стереотипы поведения женщин-матерей, социальная пропаганда образа женщины-матери, социально-бытовые условия, национальные традиции, обычаи и многое другое. 

Мы поставили перед собой задачу выяснить, как развивалась практика психологического симбиоза матери и младенца в России, как симбиотические отношения претерпевали изменения в ходе социокультурного развития нашей страны. На основе анализа исследований, характеризующих отношения в диаде «мать и младенец», мы выделили периоды развития психологического симбиоза матери и младенца, отличающихся друг от друга социокультурными условиями и качественными характеристиками отношений, первый из которых обозначили как период зарождения практики психологического симбиоза матери и младенца. Этот период охватывает историческое развитие России со второй половины XIX века до начала ХХ века. 

В этот период практика психологического симбиоза матери и младенца в целом характеризуется наличием в российском социокультурном пространстве одновременно двух тенденций: первая – отделение матери и младенца в крестьянских и рабочих семьях, и вторая – зарождение идей и практики сознательного материнства в кругах российской интеллигенции. 

Следует отметить, что XIX век в целом отличался высокой младенческой смертностью. В описаниях того времени, в частности в докладе Д.А. Соколова и В.И. Гребенщикова [2], отмечается, что основными причинами гибели детей до года являлось полное отсутствие знания о гигиене детского возраста со стороны родителей, губительное влияние предрассудков и обычаев, непомерный труд матерей, в связи с чем детей рано отнимали от груди, начинали прикармливать, и они погибали. Чаще дети до года умирали у женщин, работающих на фабриках. Это можно объяснить чрезвычайно высокой длительностью рабочего дня на фабрике, достигавшего 11-12 часов. Вплоть до 1897 года не было выходных. Женщины зачастую рожали прямо у станков и сразу начинали работать, в редких случаях им давали несколько дней отдыха, отпуска по уходу за ребенком не было (он был введен в 1917 году). При столь большой продолжительности рабочего дня о материнском грудном вскармливании не было и речи. Более того, фактически, у матери и выжившего в таких условиях ребенка психологическое взаимодействие как таковое отсутствовало, а симбиотические отношения строились на биологическом, обеспечивающем жизнеспособность, уровне. 

В крестьянских семьях ситуация была ненамного лучше, чем в рабочей среде. К крестьянкам относились, в первую очередь, как к работницам, поэтому у них не было возможности адекватно удовлетворять потребности ребенка в элементарной чистоте и качестве питания. С утра до вечера женщина трудилась, чтобы прокормить себя и детей. Мужчины с начала весны и до конца осени уходили на промысел, мальчиков после 11–14 лет отправляли учиться ремеслу. В деревне оставались только старики, дети и женщины. Тяжелый труд ложился на плечи последних, среди которых были и девушки, и только родившие, и даже беременные. По этой причине наибольшее количество смертей среди детей приходилось именно на летний период. Как отмечается в трудах Н.П. Гундобина [3], воспитанием занимались няньки, так как матери управлялись с хозяйством и работой. Очень часто, чтобы ребенок не был помехой в работе, и чтобы он отнимал меньше времени, его туго пеленали свивальником, чтобы полностью обездвижить. Основное время ребенок проводил в люльке и, как следствие, страдал от депривации и госпитализма. Тяжелый труд, роды каждый год, домашнее хозяйство, дети, голод, болезни приводили к тому, что очень часто женщины не справлялись с такой нагрузкой и убивали своих детей сразу после рождения, чтобы они не мучились. Довольно часто случалась и гибель родителей в силу голода, болезней и травм, и дети, в том числе младенцы, оставались под контролем крестьянской общины, и они были охвачены заботой о выживании [4]. 

Как видно из описания, младенцы в рабочих и крестьянских семьях подвергались жестокой вынужденной депривации со стороны матерей, о наличии психологического взаимодействия, а тем более о его качестве, речи не было, более того – диада «мать и младенец» фактически характеризовалась наличием дистанции: мать занималась работой и хозяйством большую часть суточного времени, младенец находился в условиях отчуждения от матери, был лишен материнской заботы, его жизнь зависела от случая, качество его психического развития зависело, в основном, от случайных людей, далеких от воспитания и проявления родительской заботы. 

Исторический анализ охраны материнства и детства, проведенный Е.П. Белоножко [5], показал, что в русском образованном обществе ко второй половине XIX века, в отличие от рабочей и крестьянской сред, под влиянием современных на то время научных трудов и публикаций, распространялись либеральные идеи ценности личности, любви, эмансипации женщин и детей. Несмотря на это, до середины XIX века редкие дворяне-родители сами занимались воспитанием маленьких детей. За рожденными дворянскими детьми ухаживали крестьянские кормилицы и няньки, имеющие личный опыт ухода за младенцами. К концу XIX века ситуация несколько поменялась в лучшую сторону. На формирование нового типа материнства повлияло два фактора: во-первых, новые веяния, пришедшие из Франции, где женщины высших сословий посвящали себя уходу за своими детьми, во-вторых, широкое распространение инфекционных заболеваний через кормиличный промысел. Эти два фактора детерминировали введение в практику идей сознательного материнства. 

Сознательное материнство предполагало, прежде всего, организацию необходимого ухода за младенцем, обеспечение условий для его здоровьесбережения и развития. Забота о воспитании детей, как это можно определить из трудов В.П. Никитенко [6], уже воспринималась в качестве родительской заботы. С середины XIX века вошло в моду воспитание детей родителями-дворянами. Дворянки-матери пытались совместно с мужьями управляться с младенцами, кормить и ухаживать за ними самостоятельно, изредка прибегая к услугам няни. Они тщательно записывали свои наблюдения за детьми, проявляя интерес к психической жизни младенца. В этот же период стала распространяться литература по уходу за детьми. В ней описывали быт кормящей женщины, методы отбора кормилиц и ухода за ребенком. Входил в обиход европейский уход за детьми: светлая, проветриваемая комната, треугольник-пеленка между ножек, пеленание ног, кормление грудным молоком, купание и прогулки. Большое влияние на развитие воспитательных функций матери оказала книга В. Прейера «Душа ребенка» [7], переведенная Сикорским И.А. на русский язык в 1891 году. И.А. Сикорский под влиянием исследований В. Прейера стал наблюдать за развитием своих детей и детей из воспитательного дома в Петербурге. Результатом его наблюдений стали несколько работ, в которых автор уделил внимание возрасту «первого детства» (младенчества) [8]. В его работах мать определяется как ключевая фигура в развитии и воспитании ребенка. Автор сравнивает мать-кормилицу с образом «Земли-кормилицы» и считает, что отказ женщины от воспитания и кормления – это отголоски рабства. Также он отметил то, что новорожденный ребенок «несет отпечаток неприятного самочувствия» и постепенно адаптируется к влияющему на него миру. Как отмечает Е.Е. Сапогова [9], В. Прейер проявил психологическое чутье, систематизировав развитие всех психических сил ребенка как единое целое. Новые взгляды повлияли на поступательное формирование сознательного материнства: дворянки вели родительские дневники, где фиксировали рост и развитие своих детей, некоторые из дневников были опубликованы и стали интересным свидетельством родительства того времени. 

Итак, в социокультурных условиях России 19 века при преобладающей практике депривации младенцев обозначился вектор развития практики психологического симбиоза матери младенца с выполнением воспитательных функций матерью и созданием необходимых условий для психического развития ребенка. 

Сравнивая крестьянскую и рабочую среды со средой дворянской интеллигенции того времени, мы видим, что материнство в крестьянской и рабочей среде характеризовалось вынужденной депривацией детей, в то время как среди интеллигенции постепенно набирало обороты сознательное материнство. 

Таким образом, обозначенный период характеризуется зарождением практики психологического симбиоза матери и младенца при прочно сложившемся преобладании у большинства населения России депривации детей младенческого возраста от своих матерей и одновременно с этим развитием идей «сознательного материнства» в дворянской среде, появлением первых научно-практических трудов по уходу за младенцем и активной наработкой опыта прогрессивных матерей по психологическому взаимодействию с собственным ребенком-младенцем.


Литература

  1. Васягина Н.Н., Глуханюк Н.С. Феноменология симбиотической зависимости в диаде мать-ребенок / Н.Н. Васягина, Н.С. Глуханюк // Образование и наука. – 2004. – №2 (26). – С. 50-57.

  2. Соколов Д.А. Гребенщиков В.И. Смертность в России и борьба с ней: Докл. в соедин. собр. о-ва рус. врачей, о-ва дет. врачей в С.-Петербурге и Стат. отд-ния рус. о-ва охранения нар. здравия, 22 марта 1901 г. в зале Музея Н.И. Пирогова / [Соч.] Д.А. Соколова и В.И. Гребенщикова. – Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1901. – 77 с. // URL: https://www.prlib.ru/item/366084 [Дата обращения 01.03.2018]

  3. Гундобин Н.П. О призрении и воспитании молодого поколения: Публ. лекция проф. дет. болезней Н. Гундобина. – Санкт-Петербург: тип. т-ва «Нар. польза», 1901. – 31 с. // URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003696482#?page=4 [Дата обращения 01.03.2018]

  4. Данилина В.С., Кошелева А.И. История поддержки семьи, материнства и детства в России в дореволюционный, советский и современный периоды // URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/vii/2084 [Дата обращения 01.03.2018]

  5. Белоножко Е.П. История охраны материнства и детства органами социального призрения России, вторая половина XIX – начало XX вв.: дис. … доктора ист. наук / Белоножко Елена Петровна. – Б.м., 2001. – 423 с.

  6. Никитенко В.П. Детская смертность в Европейской России за 1893-1896 год; дис.на степ.д-ра мед. В.Г. Никитенко; Из Клиники проф. Н.П. Гундобина. – Санкт-Петербург: Т-во худож. печати, 1901. – 265 с. // URL: http://bibliomo.ru/catalog/9383/viewer/ [Дата обращения 01.03.2018]

  7. Прейер Б. Душа ребенка: Наблюдения над духовным развитием / Б человека в первые годы жизни / Б. Прейер; перевод с нем. Редакция и предисл. проф. И.А. Сикорского. – СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1891. – 207 с.

  8. Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства: развитие рассудка (интеллектуальное развитие) / И.А. Сикорский. – Москва // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия: учебное пособие для студентов педвузов / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; ред. С.Ф. Егоров. – М.: Академия, 1999. – С.288-294.

  9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.

Рекомендовано к публикации:
Л.А.Регуш, доктор психологических наук, член Редакционной Коллегии 

Literatura

  1. Vasyagina N.N., Gluxanyuk N.S. Fenomenologiya simbioticheskoj zavisimosti v diade mat`-rebenok / N.N. Vasyagina, N.S. Gluxanyuk // Obrazovanie i nauka. – 2004. – №2 (26). – S. 50-57.

  2. Sokolov D.A. Grebenshhikov V.I. Smertnost` v Rossii i bor`ba s nej: Dokl. v soedin. sobr. o-va rus. vrachej, o-va det. vrachej v S.-Peterburge i Stat. otd-niya rus. o-va oxraneniya nar. zdraviya, 22 marta 1901 g. v zale Muzeya N.I. Pirogova / [Soch.] D.A. Sokolova i V.I. Grebenshhikova. – Sankt-Peterburg: tip. M.M. Stasyulevicha, 1901. – 77 s. // URL: https://www.prlib.ru/item/366084 [Data obrashheniya 01.03.2018]

  3. Gundobin N.P. O prizrenii i vospitanii molodogo pokoleniya: Publ. lekciya prof. det. boleznej N. Gundobina. – Sankt-Peterburg: tip. t-va «Nar. pol`za», 1901. – 31 s. // URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003696482#?page=4 [Data obrashheniya 01.03.2018]

  4. Danilina V.S., Kosheleva A.I. Istoriya podderzhki sem`i, materinstva i detstva v Rossii v dorevolyucionny`j, sovetskij i sovremenny`j periody` // URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/vii/2084 [Data obrashheniya 01.03.2018]

  5. Belonozhko E.P. Istoriya oxrany` materinstva i detstva organami social`nogo prizreniya Rossii, vtoraya polovina XIX – nachalo XX vv.: dis. … doktora ist. nauk / Belonozhko Elena Petrovna. – B.m., 2001. – 423 s.

  6. Nikitenko V.P. Detskaya smertnost` v Evropejskoj Rossii za 1893-1896 god; dis.na step.d-ra med. V.G. Nikitenko; Iz Kliniki prof. N.P. Gundobina. – Sankt-Peterburg: T-vo xudozh. pechati, 1901. – 265 s. // URL: http://bibliomo.ru/catalog/9383/viewer/ [Data obrashheniya 01.03.2018]

  7. Prejer B. Dusha rebenka: Nablyudeniya nad duxovny`m razvitiem / B cheloveka v pervy`e gody` zhizni / B. Prejer; perevod s nem. Redakciya i predisl. prof. I.A. Sikorskogo. – SPb.: Izdanie A.E. Ryabchenko, 1891. – 207 s.

  8. Sikorskij I.A. Vospitanie v vozraste pervogo detstva: razvitie rassudka (intellektual`noe razvitie) / I.A. Sikorskij. – Moskva // Istoriya doshkol`noj pedagogiki v Rossii: xrestomatiya: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov / sost. S.V. Ly`kov, L.M. Volobueva; red. S.F. Egorov. – M.: Akademiya, 1999. – S.288-294.

  9. Sapogova E.E. Psixologiya razvitiya cheloveka / E.E. Sapogova. – M.: Aspekt press, 2001. – 460 s.


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100