Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2571

2018 г., выпуск № 1 (январь)


Рещикова Лилия Сергеевна
аспирант кафедры психологии развития и образования, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург
lilisb@mail.ru

 

Обоснование критериев оценки представлений о безопасности образовательной среды в рисунках младших школьников

Аннотация
Статья посвящена проблеме диагностики психологической безопасности образовательной среды в начальной школе. Обсуждается процедура определения критериев оценки представлений о психологической безопасности образовательной среды в рисунках младших школьников. Приводятся эмпирические процедуры и результаты, позволяющие обосновать выделенные критерии.

Ключевые слова
представления, психологическая безопасность, критерии оценки, младший школьник.

_________ 

Liliya S. Reshchikova
Postgraduate student of the Department of Developmental Psychology, Institute of Psychology, A. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
lilisb@mail.ru

 

Substantiation of the criteria for evaluating perceptions about the safety of the educational environment in the drawings of younger schoolchildren

Abstract
The article is devoted to the problem of measuring the psychological safety of the educational environment in junior school. The procedure for determining the criteria for evaluating attitudes about the psychological security of the educational environment in the drawings of younger schoolchildren is discussed. Empirical procedures and results are provided to justify the criteria.

Key words
representations, psychological safety, evaluation criteria, junior schoolchild.

_________

В современной психодиагностике ощущается дефицит методик измерения психологической безопасности образовательной среды начальной школы, адекватных возрасту учащихся. Одной из задач нашего исследования является создание проективной (основанной на рисуночном тесте) методики оценки представлений младших школьников о психологической безопасности образовательной среды, для сохранения здоровья школьников – физического, умственного и психологического [1].

Решение данной задачи требует обосновать конкретные критерии, отражающие представления младшего школьника о психологически безопасной образовательной среде, выраженные в его рисунке на тему «Моя школа, друзья и учителя». Мы руководствуемся позицией, что представления младшего школьника о безопасной образовательной среде, по сути, составляют воспроизведение в их сознании образов объектов или явлений, которые эмоционально связаны с безопасной образовательной средой. Таким образом, задача выделения четких и объективных критериев измерения психологически безопасной образовательной среды при оценке рисунков младших школьников, на основе выделенных критериев, имеет теоретическую и практическую актуальность.

Аналитическая оценка проблемы позволяет рассматривать переживание безопасности образовательной среды младшего школьника как состояние его физического и психологического комфорта. Следовательно, представления младшего школьника в той или иной степени должны отражать определенные индикаторы образовательной среды и одновременно быть отражением его возрастного мировосприятия. Отметим, что школьники данного возраста являются наиболее чувствительными к внешним воздействия, и впоследствии они переводят приобретенные ценности и поведение в общество в целом [2]. С целью определения физического и психологического комфорта младшего школьника нами была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой специально адаптированная для младшего школьного возраста и целей нашего исследования [3]. Для оценки результата завершившейся адаптации в школе и связанного с этим уровнем школьной тревожности, которая также отвечает за состояние комфорта школьника, нами была использована методика определения школьной тревожности Филлипса. Далее испытуемым было предложено нарисовать свою школу, друзей и учителей, а также подписать изображение. В исследовании приняли участие 379 школьников в возрасте 9-10 лет.

По результатам обработки данных стандартных методик была подтверждена связь повышенного и высокого уровней тревожности и отрицательной оценки показателей психологической безопасности образовательной среды, включающих такие компоненты, как референтность, удовлетворенность характеристиками школьной среды, защищенность от различных форм насилия во взаимодействии.

Далее рисунки респондентов были рассортированы на две группы, в соответствии с полученными результатами по двум методикам.

Первая группа – рисунки детей, у которых были выявлены:

  1. Низкий или средний уровень защищенности от различных форм психологического насилия во взаимодействии.
     
  2. Отрицательное отношение к школьной среде.
     
  3. Средняя или низкая степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
     
  4. Средний или высокий уровень школьной тревожности.

Вторая группа – рисунки детей с позитивными показателями.

В последствии первая группа была разделена на подгруппы по трем показателям:

  1. Группа с низким или средним уровнем защищенности от различных форм психологического насилия во взаимодействии.
     
  2. Группа с средней или низкой степенью удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
     
  3. Группа с средним или высоким уровнем школьной тревожности.

Показатель референтности в исследовании не учитывался, так как вся выборка испытуемых показала положительное или нейтральное отношение к школьной среде. В результате сравнительного анализа рисунков обеих групп по частоте встречаемости критериев, выделенных на основе апробированных рисуночных тестов других авторов, определены критерии в рисунке, указывающие на наличие тревожности, неудовлетворенности характеристиками школьной среды, низкой защищенности от психологического насилия во взаимодействии, а также на отсутствие указанных критериев. Данные критерии позволяют охарактеризовать представления младших школьников о состоянии психологической безопасности школьной среды.

Для повышения объективности оценки выделенных критериев была проведена экспертная оценка признаков по 4-м указанным показателям. Эксперты имели высшее психологическое образование и опыт практической работы в системе образования. Результатом проведенного обобщения мнений экспертов стало выделение согласованных критериев. Так критериями школьной тревожности в рисунке младшего школьника являются: очень мелкое изображение фигур относительно листа и других предметов и отсутствие опоры под ногами фигур на листе. Критериями низкой защищенности от различных форм психологического насилия во взаимодействии: общее впечатление негармоничного и тяжелого рисунка; слабое или наоборот очень сильное нажатие на карандаш; наличие неуверенных прерывистых линий. Критериями низкой удовлетворенности характеристиками образовательной среды определены: расположение фигур в нижней части листа; изображение себя снаружи школы;     отсутствие изображения предметов окружения в рисунке (элементы декора, природы). Критериями низкого уровня школьной тревожности, высокого уровня защищенности от различных форм насилия и высокой степени удовлетворенности характеристиками образовательной среды (отсутствие отрицательных значений по указанным трем показателям), являются: изображение фигур с правильными пропорциями по отношению к листу и к другим объектам; рисунок занимает весь лист; изображенная школа имеет окна и двери.

На основе определенных критериев проведено исследование всей совокупности рисунков с целью фиксации наличия или отсутствия согласованных критериев. Полученная информация позволила провести математический анализ данных результатов анализа рисунков и сравнить их с результатами стандартных методик. Проведенный корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь выделенных согласованных критериев в рисунках младших школьников с их данными по результатам проведенных стандартных методик определения школьной тревожности и психологической безопасности образовательной среды. Обнаружено, что наличие школьной тревожности, по результату стандартного теста, имеет сильную связь с присутствием большого количества выделенных критериев низкой защищенности от различных форм психологического насилия во взаимодействии в рисунках респондентов (r=0,35), также обнаружена положительная корреляция с ростом количества выделенных критериев школьной тревожности в рисунках младших школьников (r=0,22) и критериев неудовлетворенности характеристиками образовательной среды (r=0,21). Выявлена отрицательная корреляция между показателем высокой школьной тревожности по стандартному тесту и наличием критериев «благополучного рисунка» у младшего школьника, то есть отсутствия отрицательных оценок по трем показателям (r=-0,17), таким образом наличие таких критериев как: изображение фигур с правильными пропорциями по отношению к листу и к другим объектам, рисунок занимает весь лист, изображенная школа имеет окна и двери может указывать на отсутствие школьной тревожности. Выявлено, что с ростом удовлетворенности характеристиками образовательной среды по результату стандартной методики, снижается количество критериев школьной тревожности в рисунке (r=-0,08). При положительном отношении к школьной среде также уменьшается количество критериев школьной тревожности (r=-0,08) и неудовлетворенности характеристиками образовательной среды (r=-0,10), растет количество критериев благополучности в рисунках респондентов (r=0,07).

Таким образом выделенные критерии в рисунках младших школьников обоснованно фиксируют наличие или отсутствии школьной тревожности и характер представления младших школьников о психологической безопасности образовательной среды конкретной школы.

С целью уточнения и определения наиболее достоверных критериев, указывающих на характер представлений о психологической безопасности образовательной среды младшей школы, уровне тревожности младших школьников, а также об отсутствие отрицательных оценок в рисунках детей, был проведен кластерный анализ 11-ти выделенных признаков. Выделено два кластера, которые подтвердили и уточнили наше предположение о том, что критерии, указывающие на школьную тревожность и небезопасность образовательной среды, находятся в одном кластере и расположены на близком расстоянии друг от друга, а значит в рисунках респондентов часто встречаются вместе. В отличии от отдельно расположенного и удаленного кластера, где указаны критерии «благополучного рисунка». Также определены спорные критерии, встречающиеся как в «благополучных», так и в «неблагополучных» рисунках младших школьников (Рис. 1).

 

Рис. 1  Результаты кластерного анализа по 11-ти выделенным критериям

Дополнительно был проведен кластерный анализ по 8-ми критериям, указывающим на присутствие школьной тревожности и психологической небезопасности образовательной среды школы, который подтвердил спорность указанных критериев (Рис. 2).

 

Рис. 2 Результаты кластерного анализа по 8-ми выделенным критериям

Таким образом, можно утверждать, что такие критерии, как: общее впечатление неспокойного, негармоничного и тяжелого рисунка; фигуры очень мелко изображены относительно листа и других предметов; слабое или наоборот очень сильное нажатие на карандаш; наличие неуверенных, прерывистых линий; будут наиболее достоверны в попытке определения по рисунку младшего школьника отрицательного состояния психологической безопасности образовательной среды.

Далее был проведен сравнительный анализ между выделенными критериями в рисунке, с группой испытуемых, у которых по результатам стандартных методик не выявлено отрицательных оценок - «группа благополучных» и группой респондентов, у которых по результатам стандартных методик имеется одна или несколько отрицательных оценок - «группа неблагополучных». В результате выяснилось, что критерии в рисунке, указывающие на высокую школьную тревожность, на низкую защищенность от различных форм насилия во взаимодействии и низкую удовлетворенность характеристиками образовательной среды чаще встречаются в «группе неблагополучных» респондентов. Тогда как критерии, указывающие на отсутствие отрицательных оценок психологической безопасности образовательной среды и школьной тревожности чаще, встречаются в группе «благополучных респондентов».

Также проведено исследование рисунков испытуемых, относящихся к «группе благополучных» и «группе неблагополучных» респондентов, по результатам стандартных методик, с целью фиксации процента встречаемости в рисунках 11-ти выделенных критериев, указывающих на наличие (Рис. 3) или отсутствие отрицательных оценок (рис. 4).

 

Рис. 3 Процент встречаемости 11-ти согласованных признаков в «группе неблагополучных» испытуемых по результатам стандартных методик

 

Рис. 4 Процент встречаемости 11-ти согласованных признаков в «группе благополучных» испытуемых по результатам стандартных методик

Результат данного исследования показал значимый уровень различий по 9-ти критериям. Один из критериев – изображение себя снаружи школы не показал значимых различий в обоих группах испытуемых. Также не показал значимых различий критерий – школа имеет окна и двери. Полученные данные подтвердили наши выводы, сделанные на основе результатов кластерного анализа и помогли уточнить критерии, указывающие на представление школьников о психологической безопасности образовательной среды школы. Подтвердилось, что критерий – изображение себя снаружи школы, был верно признан спорным по результату кластерного анализа. Соответственно критерий – школа имеет окна и двери, также можно считать спорным, так как он встречается в обеих группах испытуемых и его не следует использовать в интерпретации рисунка младшего школьника.

Таким образом, такие критерии, как изображение фигур с правильными пропорциями по отношению к листу и к другим объектам, и рисунок занимает весь лист, будут дополнительно подтверждать отсутствие тревожности и высокий уровень психологической безопасности образовательной среды младшей школы. Наличие указанных критериев в рисунках, где также присутствуют критерии отрицательных оценок психологической безопасности школьной среды и школьной тревожности, будет указывать на необходимость проведения дополнительной работы с конкретным испытуемым.

Проведенные теоретический и математический анализы доказывают обоснованность выделенных критериев оценки представлений о безопасности в рисунках младших школьников и позволяют считать предлагаемую проективную рисуночную методику валидной для оценки представлений младших школьников о состоянии психологической безопасности образовательной среды.


Литература

  1. Baeva, I.A., Bordovskaia, N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 2015 pp. 86 – 99.  – URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/8_1_2015.php . – [Дата обращения 01.01.2018]

  2. Baeva, I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern Russian adolescents’ resilience to violence in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art, 9(3), 2016, pp. 159-172.  – URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/9_3_2016.php . – [Дата обращения 01.01.2018]

  3. Баева И.А. Оценка и сопровождение безопасности образовательной среды школы как условие развития и формирования личности // Известия РАО. – 2016, № 2 (38), с.64-74.

Рекомендовано к публикации:
И.А.Баева, доктор психологических наук,
научный руководитель,
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Baeva, I.A., Bordovskaia, N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 2015 pp. 86 – 99. – URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/8_1_2015.php . – [Data obrashcheniya 01.01.2018]
  2. Baeva, I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern Russian adolescents’ resilience to violence in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art, 9(3), 2016, pp. 159-172.  – URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/9_3_2016.php . – [Data obrashcheniya 01.01.2018]
  3. Baeva I.A. Ocenka i soprovogdenie bezopasnosty obrazovatelnoi sredi shkoli kak uslovie razvitiya I formirovaniya lichnosty // Izvestiya RAO. – 2016, № 2 (38), s. 64-74.

Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100