Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2565

2018 г., выпуск № 1 (январь)


Рыбалко Елена Александровна
аспирант кафедры музыкознания и инструментального исполнительства, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск
lena.rybalko.93@mail.ru


Начальная музыкальная школа как звено системы дополнительного художественного образования в Сербии

Аннотация
В статье охарактеризовано содержание обучения в начальной музыкальной школе, являющейся звеном системы дополнительного художественного образования в Сербии. Проанализировано содержание обязательного (классическая и народная музыка) и дополнительного (старинной музыки, народной и джаз-музыки) направлений в музыкальном обучении. Рассмотрены программные требования к осуществлению процесса музыкального обучения в начальной музыкальной школе.

Ключевые слова
художественное образование, начальная музыкальная школа, дополнительные направления музыкального обучения.

_________

Elena А. Rybalko
postgraduate student of the Department of Musicology and Instrumental Performance, Taras Shevchenko National  University of Lugansk, Lugansk

lena.rybalko.93@mail.ru


Elementary music school as a link in the system of additional art education in Serbia

Abstract
The article describes the content of teaching in the elementary music school, which is a link in the system of additional art education in Serbia. The content of compulsory (classical and folk music) and additional (old music, folk and jazz music) directions in music education is analyzed. The program requirements for the implementation of the music education process in the elementary music school are considered.

Key words
art education, primary music school, additional directions of musical training.

_________

Художественное образование в Сербии представляет собой целостную образовательную систему, направленную на интеллектуальное совершенствование личности, формирование ее творческих способностей и эмоциональное обогащение, что способствует усвоению молодежью гуманистических ценностей и освоению новых моделей поведения.

Государственная политика Республики Сербия в сфере художественного образования реализуется через систему законодательных и стратегических документов, в числе которых «Стратегия развития образования в Сербии до 2020 г.» и «Образование в Сербии: достижение лучшего результата (направления и повышение качества дошкольного, основного, общего среднего и художественного образования»), разработанные просветительским советом при Министерстве образования РС на 2010 – 2020 гг. [1].

Система дополнительного художественного образования в Сербии представлена следующими видами образовательных учреждений: музыкальные школы, «Школа музыкальных талантов», хореографические школы искусств, средние художественные школы, в которых изучается изобразительное искусство, дизайн и художественный промысел. Все учреждения дополнительного образования в основном расположены в крупных городах, за исключением «Школы музыкальных талантов» (г. Чуприя, Республика Сербия) [2].

«Школа музыкальных талантов» (г. Чуприя) является аналогом российской ДМШ при консерватории для особо одаренных детей и представляет собой единственное музыкальное образовательно-воспитательное заведение подобного типа в Республике Сербия. Обучением в школе-интернате охвачены дети возрастом от 6 до 17 лет. Основная цель и задачи «Школы музыкальных талантов» заключаются в своевременном выявлении одаренных детей в области музыкального искусства (начиная с раннего детского возраста), раскрытии и воспитании музыкальных талантов. Школа-десятилетка для музыкальных талантов (основная школа – шесть, средняя – четыре года) работает по экспериментальной программе, обеспечивая оптимальные условия для развития творческих способностей и музыкальной культуры подрастающего поколения [2, с. 30].

В качестве современной тенденции в сербской системе дополнительного художественного образования можно назвать создание медиа-образовательных учреждений – открытие школы режиссуры и актерского мастерства, в которых учащимися изучаются основы режиссуры, постигается актерское мастерство, искусство кино-монтажа, операторская работа, ремесло сценариста и дизайнера.

Содержание образовательно-воспитательной работы музыкальной школы как одного из звеньев системы художественного образования Сербии определяется рядом государственных документов. Так, например, на основании Закона РС «О начальном музыкальном образовании» №110 – 00 – 26/94 – 02 от 28 июня 1994 г. в образовательный процесс основной музыкальной школы были введены новые учебные планы и программы [3, с. 3]. Учебный план по шестилетнему музыкальному образованию включал такие дисциплины, как: инструмент и сольфеджио – два часа в неделю (по 70 часов в год); теория музыки – один час в неделю на четвертом году обучения (всего 35 часов); оркестровый класс, камерная музыка в течение четырех – шести лет по два часа в неделю (70 часов в год).

Согласно Закону РС «Об основах системы образования и воспитания» № 72 от 11 сентября 2009 г. Национальный Образовательный Совет принимает Закон о программном обеспечении для основных музыкальных школ № 601 – 00 – 33/47 от 15 июня 2010 года [4, с. 2]. В статье 1 содержится информация об основных планах и программах для шестилетнего, четырехлетнего и двухлетнего срока обучения, которые реализуются в рамках двух учебных циклов (первый цикл – I – III классы, второй цикл IV – VI классы).

Для начальной музыкальной школы (серб. Основној музичкој школи) были определены принципы формирования отделений, согласно которым обязательными направлениями в музыкальном обучении являются: классическое, которое представлено отделением классической музыки (серб. Одсек за класичну музику), и – отделение сербского традиционного пения и игры (серб. Одсек за српско традиционално певање и свирање). Дополнительные направления в музыкальном обучении представлены: отделением ранней (старинной) музыки (серб. Одсек за рану музику), народной музыки (фольклор), джаз-музыки (серб. Одсек за џез музику) [4, c. 6].

На отделении классической музыки (серб. Одсек за класичну музику) в рамках шестилетнего начального музыкального обучения учащимися осваиваются следующие инструменты: скрипка, виола, виолончель, гитара, тамбура Е (струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни), тамбура А-бас, мандолина, арфа, фортепиано, гармоника и флейта.

На протяжении четырехлетнего музыкального обучения в начальной музыкальной школе учащиеся овладевают такими инструментами, как: контрабас, ренессансная (малая) арфа, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, тромбон, горн, туба, а также мембранофоны (группа ударных инструментов) – добош, тимпани, ксилофон, виброфон, маримба.

В рамках двухлетнего начального музыкального обучения на отделении классической музыки (начальная музыкальная школа) учащимися изучается программа сольного пения.

Содержанием обучения на отделении сербского традиционного пения и игры на народных инструментах (в рамках четырехлетнего обучения основной музыкальной школы) является ознакомление учащихся со струнными (гусли – от однострунных до трехструнных, всеми разновидностями тамбуры) и духовыми инструментами (фруле, дудуке, двойнице, окарине, шупельке, гайде (волынке), кавале, дипеле др.). Согласно учебному плану количественная норма учебных часов на отделении традиционного пения и игры на народных инструментах для учеников третьего и четвертого классов (струнные и духовые инструменты) составляет один час в неделю.

Изучение оригинальных (народных) напевов способствует «погружению» учащихся в сербскую музыкальную культуру и осознанию специфики ее становления, а также позволяет освоить характерные импровизационные приемы сербской музыки.

Реализация в основной музыкальной школе дополнительных направлений музыкального образования и воспитания (по выбору учащихся) осуществляется на дополнительных отделениях – изучения ранней (старинной) музыки, народной музыки (фольклор) и джаз-музыки [4].

Современная музыкальная культура весьма разнообразна и вбирает в себя художественные явления, возникшие в различные исторические эпохи. Немаловажной её частью является музыка, созданная более 250 лет тому назад, которая рассматривается музыковедами как старинная.

В рамках обучения на отделении ранней (старинной) музыки существуют такие специализации, как «Духовые инструменты ранней (старинной) музыки», «Струнные инструменты ранней (старинной) музыки», «Ренессансное пение», а также учащиеся овладевают игрой на старинных клавишных инструментах (клавесин, орган). При этом отметим, что обучение на дополнительном отделении ранней музыки могут выбрать только те ученики, которые обучаются на отделении классической музыки.

Содержание обучения на отделении ранней (старинной) музыки включает: ознакомление с историей происхождения смычковых инструментов (ребека, фидел, виела, виола да гамба), ретроспективой их развития в период Средневековья и эпоху Возрождения (Ренессанса), знания о строении инструмента и способах держания смычка, а также освоение специфических исполнительских приемов игры на старинных струнных инструментах. Особое внимание уделяется развитию технических приемов, характерных для струнных инструментов этой эпохи, – синхронизации левой и правой руки, игре без вибрато в левой руке, украшениям, динамике звука, тембру, определенной артикуляции, темпу и другим стилистическим характеристикам старинной музыки [4, с. 254].

Специализированная программа «Духовые инструменты ранней (старинной) музыки» направлена на приобретение учащимися навыков игры на одном из духовых инструментов (блок-флейте, траверс флейте (барочной), шалмае, крумгорне, дулциане, цинке, корнете, барбете). Реализация этой программы позволяет ознакомить учащихся с историей ранних духовых инструментов, их разновидностями, сходством и различиями между ними, приемами исполнения на инструменте с тростью, овладеть элементарной техникой исполнения и контролем над дыханием, чистотой тона, освоить исполнительскую постановку, а также понять роль старинных духовых инструментов в развитии инструментальной и вокально-инструментальной музыки.

Реализация специализированной программы «Струнные инструменты ранней (старинной) музыки» в начальной музыкальной школе Сербии предполагает обучение игре таких инструментах, как лютня, гитара, мандолина, ренессансная (малая) арфа (инструмент по выбору), тамбура Е-прим, тамбура А-бас прим. [4, c. 250].

Для методического обеспечения этой образовательной программы создан ряд учебных пособий сербскими педагогами-методистами. Например, в методических пособиях «Школа для ренессансной лютни» Стефана Ландгрен, «Десять легких пьес для лютни» Яна Харвуд, «Школа для барочной лютни» Тойохико Сайтон представлены теоретические сведения и ряд упражнений для обучения игре на старинных струнных инструментах, которые систематизированы в соответствии с техническими и художественными требованиями, а также адаптированы к изучению и систематической работе с учителем.

Множество разновидностей лютневых инструментов объединяет единство табулатуры (определенный тип музыкальной нотации). В частности, существуют французская, испанская, итальянская и немецкая табулатуры, поэтому на протяжении двух лет в начальной музыкальной школе будущие музыканты учатся читать французскую и итальянскую табулатуру (70 часов), а также современное нотное письмо, чтобы позже, в средней музыкальной школе (колледже), они были готовы усваивать испанскую и немецкую табулатуры.

Учащиеся, у которых преобладает интерес к исполнению барочной музыки, могут обучаться игре на барочной лютне или какой-либо другой её разновидности (теорбе, бандуре, орферионе, виуэле и др.), так как исполнительская постановка и техника игры на лютне схожа с гитарной.

Специализированная программа «Ренессансное пение» позволяет ознакомить учащихся с историческими характеристиками вокальной музыки от эпохи средневековья до барокко, специфическими вокальными стилями – итальянским, французским, контратенорским, пением кастратов и др. Особое внимание уделяется изучению средств музыкальной выразительности, характерных для конкретного стиля, например, – вибрато, агогике, динамике, орнаментике, темпу. Учащиеся обязательно знакомятся с текстовыми переводами, уделяя особое внимание произношению текста, особенно текстов песен трубадуров и труверов на старом французском, английском и испанском языках. Вокальные произведения исполняются исключительно в оригинале, поэтому для работы учащихся над произведениями используется уртекст.

Обязательный минимум изучаемой программы на отделении «Ренессансное пение» в начальной музыкальной школе составляет: пять вокальных произведений средневековья; пять произведений периода ренессанса и раннего барокко; три полифонических произведения (с различным инструментальным сопровождением). В конце учебного года на прослушивании (экзамене) учащиеся должны представить: одно произведение эпохи средневековья, одно произведение периода ренессанса, арию старинного итальянского композитора 17-18 веков, одну часть полифонического произведения (по выбору учителя и ученика) [4, c. 269].

На отделении народной музыки (народных инструментов) как дополнительного направления обучения в начальной музыкальной школе изучаются такие инструменты, как виолончель, контрабас, гитара, баян (аккордеон), флейта, кларнет, а также народное пение.

На отделении джаз-музыки (дополнительное направление музыкального обучения) изучаются контрабас, бас-гитара, гитара, фортепиано, саксофон, труба, тромбон, ударные и джазовое пение.

Таким образом, начальная музыкальная школа является важным звеном системы дополнительного художественного образования в Сербии. Цель обучения в начальной музыкальной школе состоит в подготовке учащихся к последующему профессиональному обучению в средней музыкальной школе (колледже).

Сербский опыт организации музыкального обучения и воспитания представляет интерес для отечественной системы специального музыкального обучения, так как представленные в нем специализированные направления могли бы быть внедрены в образовательный процесс ДМШ. Реализация специализированных учебных программ на отделениях старинной, народной и джаз-музыки, которая осуществляется параллельно с основными предметами на отделении классической музыки, способствует развитию специфических форм музыкального мышления и исполнительских умений учащихся.

Занятия традиционной сербской музыкой пробуждают у учащихся интерес к родной культуре, формируют представление об истории и традициях своего народа, способствуют формированию у учащихся музыкального вкуса.


Литература

  1. Strategija razvoja obrazovanja u Srbiji do 2020 // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. – Br. 107. – Beograd, 2012.

  2. Нагорни Петров Н. В. Иновативни приступи у настави хармониjе као део реформе у средньем и високом музичком васпитању и образовању: дис. д-ра пед. наук: 371.3:781.41 / Наташа В. Нагорни Петров. – Ниш, 2016. – 206 с.

  3. Наставни план и програм за основно музичко образовање и васпитање // Службени гласник Републике србије. – Бр. 6. – Београд: Штампарија «6 октобар», 1994. – 80 с.

  4. Закон о основама система образовања и васпитања // Службени гласник Републике Србије. – №.72. – Београд : НИП «Политика», 2009. – 307 с.  [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.msdjenko.edu.rs/download/plan_oms2010.pdf – Загл. с экрана. – Яз. Сербский [ Дата обращения 01.01.2018 ]

Рекомендовано к публикации:
Г.В.Горбулич, кандидат педагогических наук, научный руководитель,
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literatura

  1. Strategija razvoja obrazovanja u Srbiji do 2020 // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. – Br. 107. – Beograd, 2012.

  2. Nagorni Petrov N. V. Inovativni pristupi u nastavi harmonije kao deo reforme u srednʹem i visokom muzičkom vaspitanju i obrazovanju: dis. d-ra ped. nauk: 371.3:781.41 / Nataša V. Nagorni Petrov. – Niš, 2016. – 206 s.

  3. Nastavni plan i program za osnovno muzičko obrazovanje i vaspitanje // Službeni glasnik Republike srbije. – Br. 6. – Beograd: Štamparija «6 oktobar», 1994. – 80 s.

  4. Zakon o osnovama sistema obrazovanja i vaspitanja // Službeni glasnik Republike Srbije. – №.72. – Beograd : NIP «Politika», 2009. – 307 s. [Élektronnyj resurs]. – URL: https://www.msdjenko.edu.rs/download/plan_oms2010.pdf – Zagl. s ékrana. – Âz. Serbskij [ Data obraŝeniâ 01.01.2018 ]


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100