| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
Аннотация Ключевые
слова ________ Margarita I.
Petukhova – Levitskaya
Abstract Key words ________ С позиций гуманистической парадигмы формирование здоровья в условиях образования понимается как важнейший фактор дальнейшей успешной самореализации личности в учебе, социуме. Воспитание ценностного отношения к здоровью является сегодня одним из приоритетных направлений в развитии отечественной педагогики. Вместе с тем, несмотря на возрастающее с каждым годом количество научных работ, посвященных проблеме сохранения здоровья школьников, число здоровых детей за период обучения в школе неуклонно уменьшается [1].Сложившаяся ситуация актуализирует поиск новых, нетрадиционных подходов к решению означенной проблемы. Особенно востребованными оказываются такие образовательные технологии, а главным образом, концептуальные подходы, которые позволяют, во-первых, развивать личностные потенциалы ребенка, тем самым обеспечивая его целостное здоровье; во-вторых, воспитывать ценностное и ответственное отношение к здоровью; в-третьих, формировать практические навыки сохранения и приращения здоровья. По мнению ряда исследователей, наиболее эффективными и адекватными современным жизненным реалиям представляются технологии искусства[2]. Анализ научных работ показывает, что в современной психолого-педагогической науке и практике достаточно активно разрабатываются отдельные направления использования оздоравливающего потенциала звука и музыки: как средства интегрированного развития детей дошкольного возраста, средства коррекции развития детей с ограниченными возможностями, направление социальной адаптации и реабилитации детей и др. Однако, результаты данных исследований остаются достоянием узкого круга специалистов и почти не используются в массовой практике. В современных образовательных программах по музыке не присутствует компонент, позволяющий использовать здравотворческий потенциал звука, и по-прежнему сохраняется в большей степени обучающий, чем развивающий личность и её ресурсы, подход. В ходе нашего исследования мы предположили, что знания по использованию музыки и звука в целях созидания здоровья, а также практические музыкально-звуковые технологии могут составить содержание образовательного модуля в структуре основной образовательной программы, результаты освоения которого (личностные, метапредметные, предметные), смогут обеспечить сохранение, укрепление и приращение различных аспектов здоровья младшего школьника. Для решения поставленных задач была разработана авторская концепция созидания здоровья младших школьников средствами музыки. Авторская педагогическая концепция созидания здоровья младших школьников средствами музыки разрабатывалась в русле гуманистической парадигмы развития отечественного образования, предполагающей безусловное уважение и доверие к личности, принятие ее целей и интересов, а также учет индивидуальных особенностей. Это означает, в том числе – предоставление личного выбора в средствах укрепления здоровья, создание условий в развитии личности школьника. Реализация гуманистической парадигмы образования осуществляется за счет выработки и внедрения новых технологий, которые позволяют развивать личностные потенциалы ребенка, обеспечивая тем самым его целостное здоровье. Концепция здоровьесозидания – это учение о целенаправленном процессе проявления внутренней созидательной активности и творчества в отношении своего здоровья, сопряженном с формированием готовности к здоровьесозидающей деятельности, актуализацией здоровьесозидающего потенциала личности и становлением здоровьесозидающей личностной позиции в заданных педагогических условиях. Заявленная концепция представляет совокупность теоретических, методологических, содержательных и технологических основ укрепления и приращения здоровья средствами музыки. При разработке педагогической концепции мы исходили из позиций холистического подхода, позволяющего изучать многомерный, целостный образ личности, исследуя природу духовно-телесного синтеза в жизни человека. Основополагающими принципами, определяющими суть разрабатываемой педагогической концепции, являются следующие:
Музыкальное воспитание – обязательная сфера общего образования. В заданных, специально спроектированных психолого-педагогических условиях музыкальные занятия в общеобразовательной школе способны выполнять не только эстетические, но и здоровьесозидающие функции. При разработке концептуальной модели формирования готовности к здоровьесозидающей деятельности мы основывались на принципах формирования содержания общего образования, разработанных В.В. Краевским [3]. Это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, единства содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Предложенная нами модель по структуре и компонентам является традиционной (цель, содержание, технологии, результат). Однако специфическим является содержательно-смысловое наполнение модели, способствующее формированию исследуемой готовности. В ходе работы нами были определены психолого-педагогические условия эффективной реализации модели:
Реализация авторской концепции была апробирована в ходе эксперимента, проведенного в образовательных учреждениях г. Тулы: школ № 8, 14, 15, 20, 36, 54, Частного общеобразовательного учреждения «Российская Христианская Гимназия», Областного Центра творчества детей и юношества, МОУ ЦПМСС «Преображение». В эксперименте приняли участие 379 учащихся начальных классов (1–4 классы) и 60 педагогов. При определении направлений диагностики мы исходили из того, что компоненты готовности к здоровьесозидающей деятельности (когнитивный, ценностно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический) могут выступать и как критерии исследуемой и формируемой готовности. Вышеперечисленные критерии образуют интегративное единство и составляют основу определения общего уровня сформированности заявленной готовности: высокий, средний, низкий. Результаты диагностического среза на констатирующем этапе эксперимента показали, что уровень готовности к здоровьесозидающей деятельности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп примерно одинаков: высокий уровень готовности обнаруживали 12% испытуемых, средний - 34%, низкий - 54%. На формирующем этапе эксперимента происходила реализация концептуальной модели процесса формирования готовности к здоровьесозидающей деятельности в психолого-педагогических условиях, призванных обеспечить эффективное формирование заявленной готовности. При создании оздоравливающей музыкально-звуковой среды в основу ее структурной организации была положена классификация Ю.Ю. Кулюткина, в соответствии с которой образовательная среда представлена совокупностью следующих компонентов [5]: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный. Символическое пространство пространственно-семантического компонента создаваемой музыкально-звуковой среды было представлено традициями школы. Это представление о музыке как о необходимом, значимом и важном явлении в жизни человека; ежегодное празднование Дня музыки, проведение Недели музыки, организация сети творческих коллективов, проведение ежегодной научно-практической конференции «Музыка здоровья», организация музыкальных творческих проектов, сотрудничество с социальными партнерами. Среди партнеров: Международный Центр Гуманной Педагогики (г. Москва); Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого; ИПК и ППРО Тульской области; МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»; Международная школа лидерства (г. Тула), а также ведущие музыкальные коллективы города и области.. Организация работы с семьей. Музыкально-звуковая среда охватывала всю систему урочной и внеурочной деятельности школы. Знания и опыт по созиданию здоровья средствами звука и музыки учащиеся приобретали и закрепляли в урочной, внеурочной и внешкольной работе. В урочной работе – прежде всего на уроках музыки, на уроках других дисциплин начальной школы (в качестве динамичных музыкальных пауз на уроках математики, письма, чтения); в качестве фона (на уроках труда, изобразительного искусства). Во внеурочной деятельности это происходило во время проведения классных часов, в группах продленного дня, в работе творческих коллективов и кружков (обучение игре на фортепиано, синтезаторе, ансамбль «Нотка», вокальная студия «Театр песни», ансамбль «Экспрессия»), при проведении традиционных музыкальных мероприятий, творческих проектов, в ходе работы семейного клуба «Здравствуйте!» [6]. Содержательно-методический компонент был представлен образовательным модулем (дидактической единицей) в качестве которого выступила авторская комплексно-целевая экспериментальная программа «Звукообразный мир музыки», направленная на актуализацию здоровьесозидающего потенциала личности и организацию собственного здорового образа жизни с помощью музыкально-звуковых технологий. Комплексно-целевая программа«Звукообразный мир музыки» способствовала формированию всех компонентов заявленной готовности, тем самым повышая уровень мотивации участников образовательного процесса к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего здоровьесозидающего потенциала и организацию собственного здорового образа жизни с помощью оздоравливающих технологий музыки и звука. Коммуникационно-организационный компонент был реализован через сущностное изменение самой системы взаимоотношений: учитель – ученик. Становление личностной позиции ученика возможно только при его активных действиях и при наличии совместно разделяемого с учителем контекста, то есть в позитивной коммуникации. В нашем исследовании таким контекстом является идеальная форма музыкально-звуковой здоровьесозидающей среды, на формирование которой должны быть направлены и действия ученика, и действия педагога. Подготовка педагогических кадров (следующее условие эффективной реализации заявленной модели) осуществлялась в педагогической лаборатории и обеспечивала профессиональную компетентность педагогов в использовании оздоравливающих возможностей музыки и на ее основе – совместную здоровьесозидающую деятельность участников образовательного процесса. На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровней сформированности заявленной готовности с применением того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. В экспериментальной группе
обнаружилось значимое увеличение процента учащихся с высоким
уровнем готовности ( с 12 до 22 %) и средним уровнем готовности (с
36 до 42 %) при уменьшении процента респондентов с низким уровнем
готовности (с 54 до 36 %).
Проведенное исследование позволяет заключить, что:
Литература
Рекомендовано к
публикации: Literature
| |||
| |||
Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |