Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2016

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2480  

2016 г., выпуск № 4 (октябрь-декабрь)

Кратинова Ирина Петровна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры проблем человека и философии здоровья Института гуманитарных наук и социально-политических технологий, Луганский национальный университет им. Владимира Даля, г. Луганск
karmapeme@gmail.com

Формирование имиджевых девиаций и девиантного поведения современной молодежи

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы манипуляции сознанием масс и сознанием индивида под воздействием современных социально-политических технологий. Раскрываются механизмы формирования имиджевых девиаций и девиантного поведения современной молодежи, причины возникновения различных субкультур и отклоняющегося поведения в современном обществе.  Рассматривается понятие девиации с точки зрения исследователей на разных этапах изучения данного вопроса.

Ключевые слова
девиация, имидж, девиантное поведение, манипуляция сознанием, социально-политические технологии.

Манипулирование сознанием масс, так же, как и манипулирование сознанием индивида, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, представляет сегодня собой одну из насущных стратегий социально - политических технологий, одновременно являясь актуальнейшей проблемой современной цивилизации. Манипуляция сознанием подразумевает управление, причем зачастую управление большим количеством людей, составляющим определенное сообщество, популяцию, религиозную, этническую или языковую общность. Успех манипуляции гарантирован, когда подверженные манипуляции верят, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не фиксируется в памяти.

Для манипуляции требуется фальшивая действительность, которую создают средства массовой информации (СМИ). СМИ служат информационными ретрансляторами для влиятельных политических сил, формируют актуальную повестку дня и являются проводником «авторитетных» мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Как отмечает профессор Я.И. Гилинский, мировые процессы глобализации сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений; все виды девиантности функциональны как формы жизнедеятельности, они не элиминированы и продолжают конструироваться социумом и СМИ.

Маршалл Маклюэн, теоретик XX века, писал, что медиа, это не просто каналы информации, и они не только поставляют материал для наших размышлений, но еще активно формируют наше мышление, наши убеждения и воззрения, нашу актуальную социальную позицию, наше эмоциональное восприятие и отношение к насущным событиям, вызывая ощущение личностной сопричастности к происходящим социально-политическим трансформациям. В быту это воздействие проявляется в предпочтении определенных политических убеждений, морально-нравственных или ценностных установок и соответствующих им форм поведения, образа жизни и способов социальных коммуникаций.

Главными средствами осуществления манипуляций выступают не только современные официальные масс медиа, но и крупнейшие социальные сети, интернет сообщества, виртуальные клубы и субкультуры, различные блогосферы и другие неформальные каналы распространения информации, которые в режиме реального времени круглосуточно предлагают красочный визуально-аудиальный контент с яркими образами политиков, политологов, социологов, известных телеведущих, киноактеров, и др «звезд» телевизионных ток-шоу, перемежая их новостными выпусками и рекламными клипами. Действующие в основных массмедиа субьекты зачастую демонстрируют разнообразные формы и образцы деструктивного и асоциального поведения, переходящего в противоправные формы социального взаимодействия.

Используя технологии «окна Овертона» такое информационное воздействие расчленяет обыденное сознание, разрывает шаблоны обычной жизни и внедряет крайние варианты девиантных моделей поведения... Сдвиг нормостных фреймов охватывает все сферы нашей жизни, расширяется и захватывает все новые и новые стороны человеческого существования (политика, экономика, социальная сфера, религия, педагогика, медицина), наполняясь яркими и необычными виртуальными образами, моделями и тенденциями, совершенно маргинальных воплощений человека. «Расчеловечивание» выступает как совершенно допустимый, привычный, уже обыденный тренд современной жизни.

Манипулирование сознанием реализуется в смене идеалов, бывших незыблемыми в целом ряду предыдущих поколений, в разочаровании в общепринятых в социуме традициях, нормах, в их переосмыслении, ревизии смыслов (например: в переоценке причин и итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн). Коммерциализация жизненных принципов, смена ценностей, влечет за собой утрату традиционных норм социальной жизни, утрату стремления к общественно полезной деятельности и труду на благо общества и появлению новых форм социального бытия - фриланс, коворкинг, чилаут, цифровые номады; смена базовых гендерных ролей и установок провоцирует разрушение институтов семьи и брака, расчленение родовых, фамильных, семейных сообществ.

С развитием цифровых технологий и формированием социальных сетей связано и  появление множества субкультур, счет которым сейчас идет на сотни. На смену всем известными почти безобидным байкерам, рокерам, панкам, готтам и эмо приходят зачастую не до конца оцененные современные сообщества геймеров, фриков, чилаутов, свингеров, фричайлдов, тамблеров и др., отражающие причудливые парадоксы социальной философии и психологии 21-го века.

Современные социально-политические технологии активно поддерживают процесс создания виртуальной реальности, процесс создания иллюзии или целого желаемого иллюзорного мира-пространства (идеаторного гламурного континума), в котором главным субьектом выступает совершенный внешне и неисчерпаемый материально супергерой, с обязательно продуманным до мелочей привлекательным имиджем, включающим не только брендовую одежду и аксессуары, но и обязательно отличный от других стиль поведения в социуме, отличительные «знаковые» индивидуальные жесты, мимику, манеру держаться и говорить.

Имидж современных медийных персон постоянно «прорабатывается», расширяется диапазон сведений, предоставляемых широкой аудитории, сообщается о нестандартной жизненной траектории, приведшей к ошеломляющему успеху в профессиональной деятельности, описываются экстремальные увлечения, яркие и редкие хобби, смакуется спектр вредных привычек; виртуальный образ наполняется все новыми, привлекающими внимание сведениями, вплоть до шокирующих подробностей личной жизни, смены вероисповедания, нездоровых пищевых пристрастий и бытовых привычек, экстравагантных косметологических процедур, удаления частей тела (молочных желез, ребер, жировой ткани, костей лицевого скелета), бионического протезирования и тд. Невероятные цифры гонораров, невообразимая роскошь, доступность всех благ и удовольствий мира, повелительный тон в общении и беспрекословное подчинение окружающих, короткое «решение вопросов» с любыми структурами, беззаботное, на грани психопатологии времяпровождение в увеселительных заведениях – вот неполный перечень слагаемых желаемого образа жизни, навязываемого в современном социуме.

Виртуальный имидж медийных супергероев кружит голову простому обывателю и вызывает в массах желание подражания в большом и малом, мотивирует к полному слепому копированию в деталях. На наших глазах создается виртуальная мифология современной жизни, в которой имиджевые аттракторы заполняют собой все пространство сознания, особенно подростков и молодежи, одновременно вытесняя из него привычные, ставшие в кратчайшие сроки, архаичными формы былой обыденной жизни.

Со времен Аристотеля, общество высоко оценивало силу убеждения, позволяющую ненасильственно заставить человека изменить свои взгляды и поведение. Платон в своих Диалогах утверждает, что искусство убеждать – лучшее из искусств, позволяющее подчинить себе волю человека и добровольно заставить его «служить рабски». Подробное теоретическое обоснование манипулятивных техник дают древнегреческие историки Геродот и Ксенофонт. Они трактуют понятие стратагемы - своего рода уловки, хитрости, военной стратегии, позволяющей ввести противника в заблуждение и добиться победы, не прибегая к силовому противостоянию.Китайский трактат «Тридцать шесть стратагем», несмотря на свою почти двухтысячелетнюю историю, остается классическим собранием манипулятивных техник.

Гений манипулятивных техник и один из первых "теоретиков" имиджа периода средневековья - Макиавелли предложил ряд эффективных методик, искажающих восприятие, но при этом все же попытался сохранить все формы внешней благопристойности и соответствия общественным нормам.  Н. Макиавелли, заложил основы "имиджевого" мышления; специфика такого мышления - умение рассуждать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями.Создание видимости «благих намерений» и «невозможность изобличения» выступают краеугольными камнями «Макиавеллизма», играя роль основы эффективного манипулирования. Осуществление манипулятивных воздействий более эффективно при вовлечении лиц с невысоким уровнем развития и интеллекта, однородных групп молодых людей, практически готовых к бесприкословному внедрению в собственную жизнь установок, норм и воззрений высших страт определенного сообщества.

Проблему возникновения в социуме различных девиаций исследовали Ф. Галь, Э. Кречмер, Э. Хуттон, Ч. Лоброзо, У. Шелдон, М. Шлапп, И. Ланге. Широко известна теория подражания Г. Тарда и теория дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда, обьединяемые  «теорией культурного переноса девиаций». Предложенные ими концепции описывают механизмы формирования девиаций, но не объясняют причины их возникновения, истоки  и тенденции широкого распространения маргинальных групп с разнообразнымидевиантными  характеристиками в современном социуме. Огромное разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Е.В. Змановская (2006) считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения. В настоящее время теоретическим основанием манипулятивных технологий служит теория диссипативных структур и теория хаоса на которых, в частности, основываются модели манипулирования гражданским обществом с целью трансформации и делегитимизациигосударственных и общественных институтов[1].

Теория стигматизации Ф. Танненбаума, Э. Лемерта, Г. Беккера вставшие на защиту маргинальных групп, предполагают неадекватность групповых оценок, расценивая их как «навешивание ярлыков нарушителей». Теория асоциальных субкультур А. Коэна, У. Миллера указывает, что зарождение маргинальных субкультур обычно происходит в низших слоях общества (невысокий уровень образования, интеллекта, узкий круг интересов). Поздние работы говорят об адаптивном характере возникновения субкультур, особенно в тех случаях, когда речь идет о мигрантах, вынужденных адаптироваться к изменившимся условиям жизни, осужденным, лицам, проживающим в закрытых коллективах и группах. По своим основным чертам субкультуры осужденных весьма схожа с архаичными, дописьменными культурами — широкое использование табу, проклятий, кличек, татуировок. Роберт К. Мертон, указавший на разрыв между культурными целями, одобряемыми обществом и способами их достижения предполагал, что со временем дезорганизация культуры вызовет разрушение социального порядка. Описанные им формы социального взаимодействия прогрессивно эволюционируют, достигая крайних степеней в своих проявлениях: аскеты, гедонисты, революционеры, святые, гении.

Огромный вклад в теоретическое осмысление проблематики нового информационного общества внесли такие авторы, как Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер и др. Особенное место в исследуемой проблеме занимают работы, посвященные изучению ценностей и ценностных ориентацийформирующейся личности. К таким работам относятся труды Е.П. Авдуевской, Е.А. Бойко, Ю.Р. Вишневского, A.B. Мерецкова, B.C. Собкина, В.Т. Шапко, описывающие особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте. Такие исследователи, как В.В. Гаврилюк, Н.И. Лапин, H.A. Трикоз акцентируют внимание на динамике ценностных ориентации в контексте трансформации общества. Девиации рассматриваются большинством исследователей как результат структурных сбоев, ослабления или отсутствия в обществе моральных, этических регуляторов[2.

Термин "имидж" в нашем лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте "имидж политика". Имидж (от англ. image — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия[3]. Имидж создается пиаром пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенное сообщество, организацию, профессию и т.д. Впервые имидж появляется как необходимый атрибут политиков, телеведущих, публичных лиц, известных актеров, культовых режиссеров. Имидж подразумевал своеобразный внешний вид, манеру держаться и говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.

Восприятие человека человеком является фундаментальным свойством нашей психики, проблемами восприятия составляющих имиджа личности как целостного явления занимались Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Венгер, П.М. Якобсон. Непосредственное отношение к феномену имиджа имеют теория бессознательного З. Фрейда, «Я-концепция» Роджерса, «Образ себя» Олпорта, концепция «архетипов» и «коллективного бессознательного» К.Г. Юнга и теория потребностей А. Маслоу. В работах этих авторов имидж раскрывается как механизм формирования образов в коллективном и индивидуальном сознании.

Имидж, как правило, "располагается" в низших этажах нашей психики - в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики.

На сегодняшний день понятие "имидж" является междисциплинарным и имеет много других определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании». Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: "Имидж - индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания".

Формирование имиджа на сегодняшний день происходит по детально отработанным схемам, так называемым, имиджевым технологиям, которые внедряя в сознание имидж-образы, могут также использоваться для идеологической работы и формирования общественного мнения. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту.Кроме того, современнымимидж-образам придают свойства, характерные для первобытных мифов. Новые мифы создаются с помощью ярких эмоций, обращения к древним архетипам сознания. Известный российский культуролог Л.Г. Ионин полагает, что «миф есть фундаментальная форма построения реальности». Создание коллективных мифов — безусловно, одна из ключевых задач современных медиа, поскольку связи с общественностью и реклама продуцируют массовую потребительскую культуру, где, например, все здоровые дети питаются йогуртами из баночек детского питания, а благополучные семьи берут кредиты. Всё вышеперечисленное — не более чем мифы, с помощью которых обыватель сажается на крючок потребления.

Рекламируемые образы наделены архетипическими признаками героев, врагов, учителей, имеют черты нереальности, иррациональности, но при этом образуют целостный объект, легко укладывающийся в сознание, без критического анализа, без акцента на логически выявляемые нестыковки и противоречия. В отличии от науки миф может связать, сделать единым объединить и объяснить, все и сразу. Объединяя миф с мощным аудиовизуальным контентом достигается синергичность воздействия.

Вовлечение в процесс передачи и восприятия информации, долгое время осуществлялось при помощи знаков, букв, слов, текстов. Воспринимающий являлся активной составляющей этого процесса, в сознании читающего текст, разворачивалась активная ассоциативная деятельность корковых полей и возникали картины, образы, действующие лица, ситуации. Психологи связывают первоначальный ошеломляющий эффект распространения комиксов в Америке в 30-е годы 20 века с эффективным подключением визуального канала восприятия информации в виде готовых изображений героев, готовых штаммов ситуаций.

Еще в широко известной работе специалиста в области манипуляции сознанием С.Г. Кара Мурзы указывалась на резкое снижение эффективности контроля сознания, способности улавливать ложь и отсеивать неправдивую информацию, когда к работе диктора, читающего текст, подключается трансляция видеоряда (причем зачастую не связанного с событиями, описываемыми в тексте), распадаются фильтры сознания, формируется ощущение личного присутствия, эмоциональной вовлеченности.

Впервые имидж появляется как необходимый атрибут политиков, телеведущих, публичных лиц, известных актеров, культовых режиссеров. Имидж подразумевал своеобразный внешний вид, манеру держаться и говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. Средства визуализации имиджа: фото, плакаты, рекламные щиты. Позже возникают имиджевые сетевые блогеры, жежешники (ведущие живых журналов), сетевые геймеры (игры становятся стратегиями), просто общающиеся и говорящие о том, что видят «летсплейщики».  Средства формирования имиджа: живой журнал, свои каналы, сетевые игры, стримы, видео трансляции в сети. Ныне презентация персоны в социальные сети, проработка и представление себя, своего имиджа, становится более значимым для молодого поколения (в литературе определяется как поколение Z), чем достижения в реальности(учеба, спорт, труд, творчество и т.д.).

С точки зрения нейрофизиологии, в формировании образов задействованы глубокие, базовые структуры нашего мозга, более древние, чем кора; это структуры, связанные с эмоциональным вовлечением и возникновением желаний и мотиваций и менее поддающиеся осознанному контролю со стороны неокортекса. Это более мощные внедрения, чем возможные воздействия при помощи речи, слов, логического мышления.

Дальнейшее развитие информационных технологий и появление современных визуально-аудиальных рядов, клипов, рекламных роликов, реалити шоу, вывело информационное воздействие на новый уровень, на котором создаваемый продукт беспрепятственно обходит все фильтры сознания и внедряется в не особенно эффективно контролируемые области бессознательного.

Яркость цвета, необычность образов, громкое аудиальное обеспечение популярными музыкальными вирусными композициями вкупе с многократными повторениями обеспечивают практически 100% эффективность воздействия на наше сознание. Развитие этого воздействия обязательно будет захватывать все новые каналы внедрения информации в сознание человека и нам представляется что это будет экспансия в области воздействия на обонятельный, тактильный, вестибулярный и другие анализаторы центральной нервной системы.

Постоянное сравнение идеальных моделей живущих, в идеальной виртуальной реальности, и реальности действительной, приводит к ощущению собственной неидеальности, ущербности, неполноценности, через время уже к ощущениям на грани психологической фрустрации, (жизнь «проходит где-то там»), тоске, депрессии, иногда стремлению покинуть семью и близких с целью совершить смену имиджа, попасть в иную реальность, попасть в миф, в сказку. У молодых и энергичных субъектов возникает стремление к увеличению материальных затрат, росту потребления, накоплению: гардеробы одежды, сумок, обуви, аксессуаров.

Создание собственного имиджа (собственного неповторимого стиля), которое проявляется копированием чужого, отвлекает от нормальных задач, связанных с обучением, образованием, здоровьем, воспитанием, саморазвитием, заботой о ближних (родителях, детях, пожилых родственниках).

Зачастую выбранный образ-имидж включает практику нездорового образа жизни, разрушающего тело и психику:нездоровая худоба модельного бизнеса, склонность к анорексии, бесплодие, хронические соматические болезни. Многие современные молодые люди выбирают средства и методыхирургической коррекции тела: введение ботокса (нейротоксин), силиконовые протезы и импланты (молочных желез, губ, щек, ягодиц), хирургическое удаление частей тела (липосакция, лицевая пластика носа, ушных раковин, костей черепа, разреза глаз, удаление ребер, части желудка, удлинение конечностей и т.д) вплоть до операций по смене пола.

Социальные коммуникации в сетях становятся самым значимым источником социокультурного развития молодежи. Интернет выступает новым инструментом, опосредующим формирование у детей и подростков высших психических процессов. Эти процессы, в соответствии с культурно-исторической теорией Льва Выготского, являются социальными по происхождению. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой», формируется специфическое «клиповое мышление», снижается возможность продуктивной системной работы коры больших полушарий. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 20-30 лет назад, значительно уменьшилась. Особенности возникновения дефицита внимания, а также нарушения процессов восприятия, тесно связаны с широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Формирование «клипового мышления» началось задолго до Интернета — как только у телевизора появилось большое количество каналов и возможность их легко переключать. Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. Феномен клипового мышления — признак того, что мы переживаем важнейший момент в нашей интеллектуальной и культурной истории — момент перехода от одной модели мышления — линейной — к другой, совершенно на нее не похожей — сетевой [3 - 5].

Сегодня имидж - это социальная установка, ценностный стереотип, модный символ и ориентир. Имидж выступает как синтетический образ, который содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации и побуждает к определённому социальному поведению. С возрастанием роли информационных технологий имидж становится полноценным информационным продуктом, который при определенном стечении обстоятельств трансформирует коллективное и индивидуальное сознание современных людей, порождая вымышленные, виртуальные, детально проработанные и зачастую притягательные своей необычностьюобразы, которые обрастают обстоятельствами, моделями поведения и межличностных коммуникаций порой выходящими далеко за пределы общепринятых в социуме норм и ценностей (вспомните имиджевые стратегии популярных певиц, музыкантов, актрис и актеров, спортсменов – кумиров миллионов). Зачастую именно они, кумиры, становились создателями целого мировоззренческого пространства для десятка миллионов фанатов и страстных поклонников, копировавших все их внешние атрибуты, вплоть до воссоздания особенностей строения лица и других морфологических признаков внешности с применением современных хирургических медицинских технологий. Многочисленные фан-клубы, сообщества спортивных болельщиков и фанатов довольно долго выглядели безобидными увлечениями, пока неоднократно не были мощно и эффективно вовлечены, и использованы в кровопролитных ситуациях современного времени.

Различные сообщества через использование современных информационных технологий и при соответствующем финансировании и раскрутке быстро эволюционируют, превращаясь в разнообразные субкультуры, где можно найти виртуальных друзей и соратников на любой вкус и любые ожидания. Актуальные сообщества модных и стильных барышень (ванильки, бабочки, тяночки), музыкальных фанатов, скейтеров, кежуалов, пропагандирующих определенный «образ жизни»: веганы, сыроеды, боди-позитв группы, и группы худеющих анорексичек, поклонники тату, пирсинга, микродермалы, тунельщики, адреналинщики и суицидники, фанаты депрессивных и порнографических аниме – диапазон современных имиджевых девиаций потрясает воображение среднестатистического взрослого человека и уже исчисляется сотнями.

Вся эта яркая и красочная виртуальная мозаика образов, выступает как возможная перспектива для организации жизненных стратегий, многообразие имиджевых девиаций предстает как рекламный буклет, распахнутый навстречу молодому поколению, вырастающему на гаджетах и сетевых технологиях с самого раннего детства;открывающийся в один клик навстречу подросткам, стремящимся к самоутверждению и самоидентификации, которая у них происходит в виртуальной реальности, в социальных сетях, группах и подкастах. Вместе с тем, для имиджевых стратегий молодежных субкультур  характерна жажда сиюминутных удовольствий, жажда новых неизведанных эмоций и ощущений (адреналинщики, трикстеры, пранкеры), постоянное самолюбование и примитивная рефлексия, жажда позитивного эмоционального подкрепления в виде виртуальных лайков, смайлов; постоянное привлечение внимания к подробностям собственного, зачастую совершенно бессмысленного времяпровождения (тамблеры, стримеры), требования постоянной личностной поддержки в ситуациях демонстрации девиантных, психопатологических и порой суицидных форм поведения,  непрерывное курение сигарет при общении, употребление алкоголя в виде легких тоников или крепленных напитков для «хорошего начала дня» или «начала разговора», разнообразнейшее меню курительных смесей и ароматов для вайперов и кальянщиков, постоянно стремящихся «пообщаться», навязчивая реклама медикаментозных средств, призванных в один момент одолеть все проблемы со здоровьем.

Современный малоподвижный образ жизни в сочетании с легкомыслием, социальной незрелостью, крайней беспечностью, иллюзорностью жизненных стратегий, а порой и полным отсутствием перспективного планирования своей деятельности формируют молодежные сообщества с абсолютно нездоровыми и социально разрушительными стереотипами поведения.

Литература

  1. Науменко Т.В. Массовые коммуникации вполитической структуре общества // Вестник Московского университета.  Сер. 12.  Политические науки.  —  2003.  —  № 3. —  С.  18 — 24.

  2. Попова В.О. Балезина Е.А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия, психология, социология. — 2015. — №2 (22).

  3. Валеева О.Н. Имидж личности: социально-психологический анализ феномена // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 7(42). – Новосибирск: Сиб. АК, 2014.

  4. Психотерапия. Материалы Конгресса. Объединенный Евроазиатский конгресс по психотерапии. Выпуск №2. — 2013. — №8 (128) — С. 33 — 41.

  5. Черемушникова И.К. Феномен имиджа: социально-философский анализ: Дис.  …  канд.  филос.  наук: 09.00.11.  Волгоград. — 2002.  —  C.  38—46.

Статья подготовлена на основе материалов доклада на Международной научно-практической конференции «Гуманитарные исследования и социально-политические технологии современности», 15-16 декабря 2016г.  Луганский национальный университет им. Владимира Даля, г. Луганск

____________

Irina P. Kratinova
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Human Problems and Philosophy of Health of the Institute of Humanitarian Sciences and Socio-Political Technologies,  Vladimir Dal Lugansk National University, Lugansk
karmapeme@gmail.com

Formation of image deviations and deviant behavior of modern youth

Abstract
The article deals with the problem of manipulation of mass consciousness and the consciousness of the personality under the influence of modern social and political technologies. Describesmechanism of formation the image deviance and deviant behavior of today's youth, the cause of the various subcultures and deviant behavior in modern society, also discusses the concept of deviation from the point of view of researchers at different stages of the study of this issue.

Key words
deviation, image, deviant behavior, manipulation of consciousness, social and political technologies.

Literature

  1. Naumenko T.V. Massovye kommunikatsii vpoliticheskoy strukture obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12. Politicheskie nauki.  2003. —  №3. S. 18 24.

  2. Popova V.O., Balezina E.A. Rol sredstv massovoy informatsii v formirovanii stereotipov massovogo soznaniya // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya, psihologiya, sotsiologiya. — 2015. — №2 (22).

  3. Valeeva O.N. Imidzh lichnosti: sotsialno-psihologicheskiy analiz fenomena // Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. №7 (42).  —  Novosibirsk: Sib. AK, 2014.

  4. Psihoterapiya. Materialy Kongressa. Obedinennyy Evroaziatskiy kongress po psihoterapii. Vypusk 2 2013. 8 (128) S. 33 41.

  5. CHeremushnikova I.K. Fenomen imidzha: sotsialno-filosofskiy analiz: Dis. ...  kand. filos. nauk: 09.00.11. Volgograd. 2002. S. 38 46.

 


Copyright (C) 2016, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100