Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2015

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2360  

Май 2015 г.

Якушкина Марина Сергеевна
доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства Содружества Независимых Государств, Санкт-Петербургский филиал, Институт управления образованием Российской Академии Образования, Санкт-Петербург

vosp_spbgu@mail.ru

Илакавичус Марина Римантасовна
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории теории формирования образовательного пространства Содружества Независимых Государств, Санкт-Петербургский филиал, Институт управления образованием Российской Академии Образования, Санкт-Петербург
marinaorlova_99@inbox.ru
 

Социальный центр как групповой субъект современного социума 

Аннотация.  
В статье рассматривается представленность феномена «социальный центр» в современном социокультурном пространстве России. Обоснована необходимость создания социальных консультационных центров для взрослых с разными жизненными проблемами; многофункциональных специализированных центров, где реализуются не только реабилитационные, медико-психологические программы, но и образовательные.
 

Ключевые слова:
социальный центр, неформальное образование, образование взрослых, нуждающиеся в социальной поддержке взрослые, адаптация, интеграция 

Человек и общество — не только традиционно проблематизированное динамическое соотношение. Это еще и сфера, обладающая неисчерпаемым потенциалом в развитии не только социального, но и личностного начал. Главная функция социального центра – социальная поддержка лиц, нуждающихся в помощи по адаптации и интеграции в полноценную жизнь в определенном сообществе. Их можно классифицировать как по степени организованности (постоянно действующие и работающие в «пульсирующем» режиме); по форме собственности; по специфике решаемых задач, обусловленных проблемой контингента (инвалиды, пoжилые, молодые мамы, беженцы, мигранты и т. д.). 

Сегодня мы являемся свидетелями процесса формирования гражданского общества России, маркером которого является рост общественных некоммерческих организаций и просто общественных инициатив, реализующих широчайший спектр неформальных образовательных практик. Образование в них зачастую решает важнейшую функцию, обеспечивающую стабильное функционирование государственной системы – адаптацию и интеграцию не только лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке в силу ограничения по состоянию здоровья либо исключительным жизненным обстоятельствам, но и всех взрослых «общества постоянных изменений». По мнению специалистов, главные проблемы России последних десятилетий – кризис социальной и профессиональной компетентности российских граждан [1, с.11]. Помимо этого, в жизни каждого существуют вневременные обстоятельства, определяющиеся спецификой жизненных ситуаций – индивидуальных, социальных и культурных. Для их успешного разрешения необходимо специальное сопровождение. Данная статья посвящена представленности в современном социокультурном пространстве России феномена «социальный центр». 

В рамках нашего исследования социальный центр – это реально существующий групповой субъект современного социума, который не отождествляется с какой-либо одной конкретной группой, слоем, классом или стратой. Он является объединением, имеющим более общий характер, объединяющим людей с разным имущественным положением, разным образом жизни, возрастом и т.д., представляющим их интересы.  Различные виды центров можно рассматривать как формы существования особого социального института. Однако в каждом конкретном случае проявляется специфическая, уникальная форма этого института, определяющая поле предлагаемых культурно-образовательных событий. В зависимости от аудитории, сформированных традиций и предпочтений в сфере досуга, социальный центр может создавать условия для развлекательных или спортивно-оздоровительных событий, ориентироваться на активные виды социокультурной деятельности населения. Например, центр может стать площадкой для различных общественных объединений. Принципиальным отличием современных социальных центров от действующих раньше домов и дворцов культуры являются групповые инновационные и индивидуальные формы работы с подростками и тинэйджерами, молодыми людьми, взрослыми гражданами пенсионного возраста, в которых приоритетны демократизм, самодеятельность и инициатива населения, общественное самоуправление. В подобных центрах должны выверено и продумано использовать потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовое или учебное сообщество, различные общественные структурные образования и т. д.  

«Социальный» значит «общественный», то есть тот, кто относится к всему сообществу людей. Позиция понимания включенности «не таких, как все» людей в сообщество не была дана человечеству изначально. Так папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который египтологи связывают с еще более древним - времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.), содержит упоминание образовательных практик города Кармаки [2]. В них под руководством жрецов инвалидов обучали музыке, пению, массажу для участия в культовых церемониях. К третьему веку относятся первые упоминания о больницах и приютах при монастырях Византии, в которых могли найти убежище старые, больные и немощные. Такая традиция была заимствована и русскими православными. Триада «монастырь – богадельня – школа» была институтом благотворительно-просветительских и религиозно-воспитательных функций народной жизнь. Этот прообраз современного социального центра создавал, в силу имеющихся средств, условия для поддержки всех обездоленных, давал возможность окрепнуть не только телесно, но и духовно, с помощью образования [3]. Будучи ценностно связанной с православной цивилизацией, российская культура закрепила данный опыт в традициях, перешедших с социально-экономическим развитием в нормативные установления. Специалисты указывают на три генеральных направления развития идеи социальной поддержки и образования аномальных людей: христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения); медико-педагогическое (цель - лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма – специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения); педагoгическое (цель – образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма - специальные классы, специальные школы, интернаты) [4, с.63]. В целом в России движение по включению в зону особой социальной заботы людей, нуждающихся в ней, шло по общеевропейскому сценарию: от деятельности отдельных неравнодушных (в основном священников, монахов и праведников) к актуализации государственных инициатив и далее – к частно-государственному партнерству в решении острых социальных проблем. Данный процесс можно охарактеризовать как (само)организацию, понимаемую как чередование/совмещение двух социальных процессов – организации и самоорганизации. 

Следует отметить, что идея всесторонней помощи разного рода нуждающимся, развивалась в неразрывной связи с идеей их образования. На сегодняшний день образовательная составляющая является традиционной в деятельности любого из видов социальных центров. Это обусловлено в широком контексте распространением идеи непрерывности образования (идея Э. Фора «учиться, чтобы жить»), в более узком контексте – самой спецификой работы людей, нуждающихся в социальной поддержке. Практики единогласно отмечают: таким людям необходимы, прежде всего тепло и поддержка, а затем – открытие перспектив и широкое включение в мир людей [5]. Показателен пример подвижников из Псковских социально защищенных мастерских, работающих в партнерстве с немецкими коллегами. Большую часть работы в данном направлении осуществляют добровольцы – наследники подвижников прошлых веков.  

Анализ современной социокультурной ситуации в России на предмет выявления имеющегося спектра существования данного феномена позволяет говорить и о других его  видах. Их развитие обусловлено историческими изменениями постперестроечного периода. В 90-ые годы прошлого века в результате изменений социокультурной ситуации произошло сворачивание культурно-просветительской деятельности в стране. В контексте описанных тенденций наибольшее распространение в современной России, помимо описанных выше, получили следующие виды социального центра. 

Культурно-образовательный центр выполняет функцию воспитания путем включения детей и подростков в социально-значимую деятельность. Как правило, это современная структура, объединяющая усилия школы, других ведомств, социума для решения проблем образования, культуры, социальной помощи жителям микрорайона, села. Наиболее распространёнными моделями культурно-образовательных центров, действующими сегодня, являются «Школа – Дом культуры», «Школа – музыкальная школа (школа искусств)», а также образовательно-воспитательный комплекс. 

Социально-деловой центр – это центр работы с молодёжью, ориентированный на личностное развитие молодого современного человека. Социально-деловой центр реализует программы и проекты, направленные на всестороннюю поддержку инициатив и потребностей каждого участника.  

Социально-культурный центр как одно- или многопрофильная организация свободного, предпринимательского инициативного характера решает задачи удовлетворения культурных запросов различных категорий населения в сфере свободного времени, а также формирования культурной среды.  

Традиция организации обще́ственного центра (англ. Social Center, итал. Сentro Sociale и т. п.) / общинного центра / центра сообщества (англ. Community Сentre) пришла в Россию из Европы. Такой центр –  специально организованное пространство в выделяемом для досуговой деятельности какого-либо сообщества помещении. Выделяя общественные центры, следует отличать, прежде всего, от «самоуправляемых общественных центров» (итал. Сentro Sociale Autogestito, англ. Selfmanaged Social Center), получивших свое развитие в контексте молодежной контркультуры. 

В современной России ощущается потребность к возрождению идеи культурно-образовательной деятельности в социальных центрах, которая основана на педагогических знаниях о взаимоотношениях человека и социума, о факторах и условиях, способах и методах социализации личности и её адаптации к социокультурной среде, о выявлении, преумножении и использовании педагогического пoтенциала социума (учреждений, предприятий, организаций, семейных сообществ, отдельных граждан) в целях развития личности и построения позитивных отношений между субъектами социальной среды [6, с. 7-8.]. Исследование педагогического потенциала социальных центров может позволить актуализировать и поднять на новый уровень просветительскую деятельность всех слоев населения по месту жительства. Педагогический потенциал социальных центров сегодня чрезвычайно высок, востребован, направлен на развитие личности человека и предупреждение рисков негативного развития современного социума. Цель культурно-образовательной деятельности сoциальных центров, прежде всего, – «социализация граждан», иначе, процесс приобщения человека к новым для него жизненным условиям и проявления способности понимать, какие ценности гарантируют ему возможность активно влиять на позитивную динамику общества [7, с.40]. 

Отражением реально транслируемых обществом потребностей и объективной необходимостью становится задача формирования целостной социально-педагогической инфраструктуры. Её можно рассматривать как единую социокультурную организацию, состоящую из совокупности учреждений, организаций, служб, деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи людям независимо от возраста для защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания услoвий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации ее в социуме, как развивающееся с учетом социокультурных особенностей и возможностей данной территории пространство.  Включение всех видов социальных центров в целостное культурно-образовательное (или рассматриваемое иначе – воспитательное)  пространство определенной территории актуализирует потенциал каждого института в решении задач развития личности и общества.

Литература

  1. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых. – М.: «Дашков и К», 2014. – 264 с.

  2. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII веков. - М.: Искусство, 1978. – 175 с.

  3. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. – 408 с.

  4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Ч.1. – М.: «Печатный двор», 1996. – 182с.

  5. Проблемы и перспективы социально-психологической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья и их семьям: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции/ сост. А. Добрынина; НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2013. – 88 с.

  6. Загвязинский В.И. Основы сoциальной педагогики / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва, 2002. – 348 с.

  7. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону, 2001. – 280 с.

Публикация поддержана грантом Российского Гуманитарного Научного Фонда  № 15-06-10003

Рекомендовано к публикации
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____________

Marina S. Yakushkina
Doctor of Pedagogical Sciences, Head at the Laboratory of the theory of education of CIS educational space, St. Petersburg branch
, Institute of Education Management of Russian Academy of Education, St. Petersburg
vosp_spbgu@mail.ru

Marina R. Ilakavichus
Candidate of Pedagogical Sciences, a leading researcher at the Laboratory of the theory of education of CIS educational space, St. Petersburg branch, Institute of Education Management of Russian Academy of Education, St. Petersburg

marinaorlova_99@inbox.ru  

Social Centre as a group subject of modern society 

The article deals with the representation of the phenomenon of "social center" in modern Russian social and cultural space. Substantiates the necessity creation of social advice centers for adults with various problems of life; multifunctional and specialized centers where are realized rehabilitative, medical-psychological and educational programs. 

Keywords:
social center, non-formal education, adult education, need social support from adults, adaptation, integration
 

Literaturа

  1. Shapovalov V.K. Sotsialnoe obuchenie vzroslyih. – M.: «Dashkov i K», 2014. – 264 s.

  2. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI - XIII vekov. - M.: Iskusstvo, 1978. – 175 s.

  3. Miropolskiy S.I. Ocherk istorii tserkovno-prihodskoy shkolyi. – Minsk: Izdatelstvo Belorusskogo Ekzarhata, 2006. – 408 s.

  4. Malofeev N.N. Spetsialnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: V 2-h chastyah. Ch.1. – M.: «Pechatnyiy dvor», 1996. – 182s.

  5. Problemyi i perspektivyi sotsialno-psihologicheskoy pomoschi detyam i vzroslyim s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya i ih semyam: sbornik statey po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii/ sost. A. Dobryinina; NovGU im. Yaroslava Mudrogo, Velikiy Novgorod, 2013. – 88 s.

  6. Zagvyazinskiy  V.I. Osnovyi sotsialnoy pedagogiki / pod red. P.I. Pidkasistogo. – Moskva, 2002. – 348 s.

  7. Kulnevich S.V. Pedagogika lichnosti ot kontseptsiy do tehnologiy: uchebno-prakticheskoe posobie dlya uchiteley i klassnyih rukovoditeley, studentov,  magistrantov i aspirantov ped. ucheb. zavedeniy, slushateley IPK. – Rostov-na-Donu, 2001. – 280 s.


Copyright (C) 2015, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100