Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2013

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2013  

Июнь 2013 г.

Марчукова Светлана Марковна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогического образования и образования взрослых Российской Академии Образования, Санкт-Петербург

marchukova@bk.ru  

Об актуальности введения дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования 

Аннотация
В статье обоснована актуальность  введения дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования, раскрыто её значение для реализации прогностического потенциала историко-педагогического знания в социокультурных условиях современного мира.
 

Ключевые слова
идея пансофийности, Я.А. Коменский, пансофия, синтез, прогностическая функция историко-педагогического знания
 

В классическом исследовании М. М. Рубинштейна об истории педагогических идей отмечается, что методы и средства обучения во многом принадлежат своей эпохе, своему времени, однако если убрать временное и преходящее с целью вычленения «исторических элементов, способных войти в непреходящий инвентарь истории», такими элементами «большею частью оказываются общие педагогические идеи» [1].  Категория идеи занимает особое место в педагогических трудах Я.А. Коменского, по мнению которого в идеях содержится «как общий ключ к пониманию вещей, так и норма для действий, удивительный указатель новых изобретений». Особое место в ряду идей Коменского, составивших в совокупности методологический фундамент его педагогической системы, принадлежит идее пансофии, которая традиционно связывается в историко-педагогических исследованиях с эпохой Коменского, с её историко-культурным и историко-научным контекстом.  

Семантика термина «пансофия» восходит к формулировкам досократиков, содержащим частицу «пан» со значением всеобщности, и включает в себя следующие аспекты: осмысленную целесообразную деятельность,   практическую мудрость и художественное творчество. Пансофия для Коменского – всеобщая мудрость, заключающая в себе знание всех вещей, которые существуют, в соответствии с их сущностью и с учетом их цели и назначения («Пансофический словарь»). Пансофия - сложная и многоаспектная категория, в педагогических трудах Коменского разных лет развивается её педагогический аспект, поскольку она объединяет в себе как целостный образ мира, так и обоснование методов его постижения.  

В историко - педагогических исследованиях пансофию и «идею пансофии» традиционно относят к XVII в., связывают с педагогическим опытом эпохи Я.А. Коменского (1592 – 1670). Между тем, современная отечественная и зарубежная комениология как специальная отрасль историко-педагогического знания содержит научные предпосылки исследования его педагогических трудов в рамках гуманитарной парадигмы, предполагающей связь историко-педагогического знания с нашим временем, с проблемами современного образования. При этом отмечается, что лишь в конце XX в. человечество на новом уровне развития научных знаний подошло вплотную к проблемам, которые волновали Коменского. В качестве высшего достижения его педагогического наследия рассматривается пансофия – синтез и единство всех имеющихся знаний о мире, условие становление целостного миропонимания.  Изучение методологических основ становления пансофического знания в педагогических трудах Коменского и их связи с проблемами современного образования, выявление пансофического характера междисциплинарности приобретают определяющее значение в современной комениологии. 

Введение дефиниции «пансофийность» призвано отразить вневременной характер методологических основ педагогического наследия Коменского, в трудах которого заложен фундамент педагогики как науки Нового времени. Пансофийность рассматривается нами как педагогическая направленность на становление целостного образа мира с помощью разных способов его познания (рационального, эмоционального, интуитивного). При этом педагогическая направленность понимается как совокупность основных контуров развития профессионально значимых свойств личности как субъекта образования.  

Актуальность введения дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования определяется следующими основными причинами: 

1) реализация прогностического потенциала историко-педагогического знания с необходимостью предполагает выявление вневременных,  фундаментальных основ педагогических систем прошлого. 

Сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных историко-педагогических источников позволяет сделать вывод о том, что явные и латентные проявления  пансофийности в педагогической мысли XVII - XX вв. находились в непосредственной зависимости от  философского и общенаучного восприятия целостности; внимания к философскому фундаменту педагогической теории и практики; развития системных и междисциплинарных тенденций в педагогике. В истории педагогики Коменский остался, главным образом, как автор «Великой дидактики», которая традиционно рассматривалось как система практических советов по организации классно – урочной системы обучения.  

Просвещение XVIII века не смогло понять и реализовать пансофических устремлений Коменского, поскольку философии Просвещения не удалось выработать понятия целостности как интегрированной совокупности, наука того времени видела свою задачу в том, чтобы выразить изучаемые ею связи на языке механических отношений. Развитие этого направления в философии и, соответственно, в педагогике связано с формированием канонов классического естествознания, с механической картиной мира, с суммативным пониманием целостности.   

История педагогики XIX - XX вв., главным образом, подходила к изучению педагогического наследия Коменского как механической совокупности его политических, педагогических, философских, богословских, социальных, историографических, литературных, лингвистических и др. аспектов. Эти исследования обогатили педагогическую науку новыми сведениями, однако в результате такого расчленения осталась нераскрытой внутренняя целостность педагогического наследия Коменского,  

2) перспективы развития российской педагогики в русле европейской педагогической традиции сопровождаются повышением внимания к дефинициям «благо», «мудрость», «энциклопедизм», непосредственно связанным с пансофийностью в контексте истории педагогической мысли Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. 

Актуальность современного осмысления идеи пансофийности в отечественной и зарубежной комениологии как специальной отрасли историко-педагогического знания обусловлена обращением российской педагогики к ценностно – смысловым аспектам европейской педагогической традиции. В тезаурус современного образования в новом социокультурном контексте возвращаются термины «благо», «мудрость», «энциклопедизм», «ученое незнание», «упорядоченное понимание». Современное осмысление этих общеметодологических категорий в контексте истории развития педагогической мысли непосредственно связано с пансофийностью, раскрытой и обоснованной в педагогических трудах Коменского.  

Основные документы Болонского процесса  («Коммюнике встречи европейских министров» в Праге 19 мая 2001 г. и в Берлине 19 сентября 2003 г.) начинаются с указания на необходимость отношения к образованию как к общественному благу. Личностное знание связывается с «упорядоченным» пониманием вещей. Отмечается необходимость становления знания как «упорядоченного понимания» в разных направлениях философии и методологии образования XXI века. Движение к новой парадигме образования ассоциируется с движением к мудрости, с необходимостью  формирования ценностной вертикали в теории и практике педагогической деятельности. Возрождение методологического значения «знающего незнания» («ученого незнания») связывается с выходом на новую парадигму педагогической науки, с новым осмыслением энциклопедизма, основанного на приоритете духовности и общечеловеческих ценностях и призванного соединить разрозненные фрагменты дисциплинарного знания в целостную систему. Поиски путей решения этих задач прямо связаны с насущной проблемой исследования пансофийности, ориентированной на отражение структуры мира в его целостности.  

3) сформированная в педагогических трудах Я.А. Коменского,  пансофийность стала классической основой достижения целостности в образовании.  

По мнению Коменского, педагогика как наука Нового времени призвана сделать образование «целостной совокупностью знаний, которые друг друга поддерживают, подкрепляют и обогащают» («Великая дидактика»).  Целостность характерна для пансофического знания, которое позволяет человеку выбрать свой путь в «лабиринте мира» («Лабиринт мира и рай сердца») и способно стать основой самообразования в контексте всей жизни человека до «школы зрелости», «школы старости» и «школы смерти» («Пампедия»).  

Задача решения проблемы целостности образования - одна из основ Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. Эта тенденция, отражающая процесс становления нового качества педагогического мышления, сопровождается преобразованием методологического фундамента современной педагогической науки и раскрывает особую роль историко-педагогического знания как основы нового осмысления классических педагогических трудов, поисков методологических оснований и ориентиров для разработки стратегии развития образования.  

4) Обращение к вневременным, фундаментальным  основам педагогики, сформированным в педагогических трудах Я.А. Коменского, способствует выявлению «резонанса современности» (М.В. Богуславский) с эпохой становления педагогики как науки Нового времени.  

Поиски современной методологии педагогического исследования лежат в плоскости диалога с педагогическими системами разных эпох. Особая роль в выявлении разных граней и аспектов этого диалога принадлежит эпохе Я.А. Коменского, которая является отчетливым проявлением и своеобразным прообразом современной культуры и современного миропонимания.  Значение трудов Коменского для «диалога культур и эпох» XIX – XXI  вв. раскрывает Е.Ю. Рогачева, анализируя комениологические труды российских, американских, японских, швейцарских историков педагогики [3, с. 22 - 29] Сопоставление социокультурных ситуаций XVII и XX-XXI столетий выявляет начало тех процессов, развитие которых продолжается в наше время, определяя собой особенности современной цивилизации. В XVII столетии была окончательно преодолена многовековая европейская замкнутость, продолжалось освоение новых земель на Западе, Востоке и в Южных морях. Начинает формироваться глобальное сознание. С XVII века наука и техника воздействуют не только на социальную сферу, но и на разные формы общественного сознания – идеологию, политику, религию, искусство, мораль.  

Выражением нового педагогического мировоззрения у Коменского явилась пансофийность, однако она не совпадала с общенаучными тенденциями формирования науки Нового времени: дифференциацией и секуляризацией знаний, разделением научных дисциплин. Это несовпадение во многом определило судьбу пансофических сочинений Коменского: его пансофия не была востребована в новой социокультурной ситуации и, соответственно, надолго забыта. Только в XX в. интегративные, междисциплинарные тенденции получили развитие в методологии науки. Соответственно, в отечественной и зарубежной комениологии актуальным становится исследование пансофии как прообраза междисциплинарного знания. 

Многие отечественные и зарубежные исследователи указывают на теоретико-эвристическую роль историко-педагогического знания в современной ситуации развития образования. Рассуждая о синергетическом подходе как к современным педагогическим явлениям и процессам, так и к педагогическим системам прошлого, М. В. Богуславский пишет: «В случае резонанса современности с какой-то прошлой исторической эпохой происходит её возвращение (то, что называется повторяемостью явлений), причем всем «пакетом». Рефлексия этого процесса позволяет, по мнению автора, «не только предсказать, что скоро появится и в какой форме, но и использовать полученное историко-прогностическое знание, стимулировать позитивные ретропроцессы и блокировать негативные» [4, с. 94]. Введение дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования призвано выявить эвристический характер пансофического знания как в педагогических трудах Коменского (в «Пансофии» эвристическое знание как «знание применения вещей» рассматривается в качестве «последней вершины мудрости»), так и в современном образовании. 

5) предметом особого внимания современных  историко-педагогических исследований является «Пампедия», четвертая часть «Всеобщего совета по исправлению дел человеческих». 

Изданная в разных странах с обширными научными комментариями (Англия, 1986; Испания, 1992; Италия, 1993; Корея, 1996; Россия, 2003 и др.), «Пампедия» рассматривается в качестве фундаментального труда, по значению не уступающего «Великой дидактике», что во многом определило значение «пайдейи» в тезаурусе современного образования. А.С. Колесников неоднократно подчеркивает актуальность и значимость интерпретации «пайдейи» в социальных и научных реалиях XX XXI вв., её соответствие современным этическим принципам  [5, с. 12-15]. В то же время, для современной отечественной и зарубежной комениологии характерно недостаточное внимание к «Пансофии», третьей части «Всеобщего совета», в которой выявляется значение пансофии как методологического основания пампедии, проистекающей из системного пансофического мировоззрения [6]. Фундамент этого мировоззрения составляет пансофийность. В контексте истории педагогической мысли Античности, в сочинениях Платона, категории «софия» и «пайдейя» взаимно дополняли друг друга. Раскрытие связи дефиниции «пансофийность» с пайдейей способствует раскрытию содержательного и структурного изоморфизма «Пансофии» и «Пампедии» - третьей и четвертой частей основного пансофического сочинения Коменского – «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», их значения для разработки стратегии развития непрерывного образования.  

Исследование пансофийности в современном образовании расширяет рамки указанных ассоциаций до соотнесения пайдейи и пансофии с «пан – идеями» - такими идеями современного глобального мира, которые смогли стать носителями культурных миссий, объединить разные культуры, обращаясь ко всем людям, а не только к представителям элиты и господствующим слоям общества. Современная геополитика обращается к терминам с частицей «пан», обозначающей, как и в эпоху Коменского, с одной стороны, всеобщность, всеохватность; с другой – ориентацию на благо как цель общественного развития. Возникновение терминов с «пан-» в области становления современного миропонимания происходит иногда непосредственно «по следам» Коменского. Так, М. Шербаум предлагает для одного из направлений реализации «проекта пансофии» в современном социокультурном контексте, термин «пан – пайдейя» [7]. Основой проекта является многомерность миропонимания как необходимое условие достижения пансофического знания на современных онтологических и гносеологических основаниях. 

В заключение необходимо отметить, что введение дефиниции  «пансофийность» в тезаурус современного образования:

  • позволяет выявить «экстрапедагогический аспект» (М.Н. Кузьмин)  фундаментальных, основополагающих трудов Я.А.  Коменского, написанных в историко-культурном контексте формирующегося гражданского общества [8, с. 30-31].

  • способствует формированию современных методологических оснований отечественной комениологии как специальной области историко-педагогического знания;

  • выявляет пансофический характер междисциплинарности и историческую преемственность пансофийности с идеей синтеза, лежащей в основе современных инновационных исследований в теории и практике педагогической деятельности.

Литература

  1. Рубинштейн, М.М. История педагогических идей. Сергиев Посад, 1916, с. 93.

  2. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова [и др.]. –– М. : Педагогика, 1982. –– Т. 1. –– 656 c. ; Т. 2. –– 576 c. –– (Педагогическая библиотека).

  3. Рогачева, Е.Ю. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в диалоге культур и эпох // Ян Амос Коменский и современный мир: Материалы международной научно – практической конференции. СПб, ИПЦ им. Я.А. Коменского, Петершуле, 2011, с. 20 – 30.

  4. Богуславский, М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. М., 1995, № 2, с. 89– 96.

  5. Колесников, А.С. Тезаурус педагогического образования. Т.1.: Философия и методология образования: компаративный аспект/ под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012,-166 с.

  6. Бим–Бад, Б. М. Аксиомы панпедии Коменского / Б. М. Бим–Бад // Бим–Бад Борис Михайлович : офиц. сайт. –– М., 2009. –– URL: http://www.bim–bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=100  (дата обращения: 31.03.013).

  7. Scherbaum, M. Der Metaphysikbegriff des Johann Amos Comenius : das Projekt der Pansophie im Spannungsbogen von «Realismus», Heilsgeschichte und Pan–Paideia/ Matthias Scherbaum. ––Overhaid : Utopica, 2008. –– XI, 256 S. –– (Comeniana ; Bd. 1).

  8. Кузьмин, М.Н. Наследие Я.А. Коменского и русской общество// Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского : материалы Междунар. симп. к 400–летию со дня рождения Я. А. Коменского, Москва, 1990 г. / Рос. акад. наук, Ин–т славяноведения и балканистики. –– М., 1997. –– С. 9–31.

Рекомендовано к публикации:
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____

Svetlana M. Marchukova
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher ,  Institute for pedagogical education and Adult Education" of the Russian Academy of Education, St. Petersburg.
marchukova@bk.ru  

About the relevancethe introduction ofthe definition of"ideapansofiynosti" in the thesaurusof modern education

In thearticle therelevance ofthe introduction ofthe definition of "pansofiynost" in the thesaurusof modern education, opened its importance for theimplementation of thepredictivecapacity ofthe historical andpedagogical knowledgein thesocial and cultural conditionsof the modern world.

Keywords
pansofiynost
, I. A. Comenius, рansophia, integration, synthesis, thepredictivefunctionofhistorical- pedagogicalknowledge.


Copyright (C) 2013, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100