Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2010

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART 1417  

Май 2010 г.

Врублевская Елена Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточной академии государственной службы, г. Хабаровск

veg67@mail.ru

От детской культуры к образованию вместе с детьми

Проблемы передачи культурного содержания, ценностных основ жизнедеятельности в современном образовании востребовали пересмотр отношения к детству и к особой форме его самореализации – детской культуре. Речь идет о необходимости критического взгляда на представления, согласно которым детство – это период взросления, становления качеств  взрослого человека под руководством педагогов, а детская культура – это совокупный способ «примерки» детством на себя функций взрослого сообщества. Нарастающие в обществе признаки уникального, самобытного детского творчества, активность самоутверждения детства в тех областях практики и знания, которые традиционно считались прерогативой взрослого мира – эти и другие проявления говорят о том, что детство все в большей степени заявляет о своей не только осваивающей, но и преобразующей роли в культуре. Детская культура востребует рассмотрение ее как равноправной части универсальной культуры, как культурно-исторического феномена, то есть как нечто такое, без чего социокультурное целое в своем историческом развитии уже непредставимо. Это предполагает признание уникальной и самобытной функции детства в социокультурных процессах и понимание детской культуры в качестве абсолютной значимости для развития народа, этноса, эпохи и как, в целом, производящего начала человеческой истории. Предпосылки такого понимания имеются в размышлениях Д.Б. Эльконина: «если представить себе общество как дерево, то детство – это самые молодые побеги, т.е. его родовая часть. История общества и история культуры были бы невозможными без детства» [ 1, С.517].

Исходя из представления о культуре как аксиологически-деятельностном срезе бытия, детская культура может быть определена как форма самореализации, саморазвития детства, в которой растущая личность познает, оттачивает свои творческие духовные ресурсы, усиливает сущностные силы и способности. Детская культура является интенсивно развивающимся, динамичным феноменом и ее динамика представляется процессом, в котором ребенок обретает более высокий уровень самоорганизации, сопровождаемый большей личностной свободой и способностью к саморегуляции. 

 

Детская культура развивается в «пропитывании» ценностным содержанием универсальной культуры и в преобразовании самой этой культуры уникальным духовным миром детства. Можно сказать, что детство творит общечеловескую культуру, беря начало в непосредственном взаимодействии с миром и культурой как ее аксиологическим основанием и возвращая культуре принятое содержание, преломленное в уникальности детского мироощущения и мировоззрения. 

 

Субъектная активность детской культуры относительно общей культуры проявляется в порождении подрастающим поколением исторически новых универсальных  способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры. Детская инноватика имеет основанием уникальность самого детского сознания, которое характеризуется как «обыденное», то есть это сознание, в котором преобладают эмоциональный и оценочный компоненты и которое позволяет субъекту понимать мир, исходя из повседневной практики (сферы сниженного бытия, лишенного метафизических оснований и трансцендентных глубин), опыта самореализации практического разума. Деятельность обыденного сознания характеризуется как «освоение», «постижение», «осмысление», «понимание», «узнавание», но не «познание», а искусство в нем становится «идеальным моделированием обыденного мира в целостных формах». Деятельностью обыденного сознания объясняются такие характеристики детской культуры как прагматичность, бесписьменность, радикальность («черное-белое»). В отличие от сознания взрослого человека, детское сознание фиксирует универсальную культуру как повседневную реальность, переживая ее как имманентную составляющую любых своих действий и усилий. Детство не способно отстраниться от культуры, взглянуть на нее как на предмет познания, но оно способно на то, что будет во многом потеряно в процессе взросления – тонко чувствовать культурные изменения, принимать их как основания для изменений в самой детской культуре, преобразовывать в конкретную практику детского творчества и привносить в мир.

 

Отсюда и удивительная неповторимость проявлений детской культуры, их мгновенная узнаваемость взрослым сознанием. Одновременно в этом и особая  ценность детской культуры для развития человечества, в целом. Важно понимать, что именно в пространстве повседневности, в обыденных формах человеческого сознания складываются установки и нормативы культуры, морали, равно как и функционируют основные группы ценностей, в том числе и религиозные.

Особая чувствительность детей к изменениям в культуре, мгновенное отражение этих изменений в детском сознании и возникновение на этой основе соответствующих культурных форм объясняются смысловой активностью зреющего самосознания растущей личности. Детская культура – это практика взращивания своего смысла, открытия индивидуальной смысловой картины мира. Создавая и преобразуя собственную культуру, детство пытается найти ответы на предельные, ценностно-смысловые вопросы жизни: Кто я? В чем смысл моей жизни? Как жить? В этом плане довольно точно высказался А.Н. Лобок: «культурная среда для человека оказывается предметом постоянного возделывания в себе некоего «надорганизменного содержания» [2, С.39]. Детство интенсивно ищет в культуре ответы на вопросы своей самооганизации, саморазвития и в этом поиске фиксирует найденные «точки культурной инноватики» в особенностях поведения, формах и ритуалах общения (феномен самоимени, подростковый сленг, детское литературное творчество, фольклор, игры), а также в материальных свидетельствах детской культуры: оформлении помещений, рисунках, поделках, граффити, одежде и т.п. В обращении к общим культурным изменениям в современной детской культуре происходит активное конструирование новых элементов. Так, активно виртуализируются пути создания детской культуры (айпи-телефония, интернет-форумы), происходит виртуализация ее основных культурных форм общения (детские блоги, веб-сайты и т.п.) и творчества (виртуальные дневники, игры, перфомэнсы и т.п.). В речевых формах детской культуры самобытно выразились процессы стирания культурных границ и различий между народами, проявившись в речевых перверсиях (игры-аниме, баттлы и пр.)

На основе вышеизложенного можно утверждать, что детская культура, фиксируя в своем самосознании динамику общекультурных тенденций, становится особым диагностическим источником для понимания  направленности культурных изменений, их целевого и функционального своеобразия. В зависимости от гуманитарной ценности нарастающих изменений в детской культуре, от нравственности проявлений детского мира, стремления детей к самореализации в социально-ценных формах активности можно делать вводы о социальном здоровье нации, сохранении и приумножении (или истощении) универсальных культурных оснований общественного развития (аксиологических), развитии самого человека для культуротворческой, созидательной деятельности. Исходя из этого, важно признать, что вопросы понимания детской культуры, принятия ее проявлений за исходное основание для анализа и проектирования инновационных изменений в общем культурном пространстве становятся, пожалуй, самими насущными вопросами для осмысления путей и практики широкой палитры социальных трансформаций и, прежде всего, модернизации системы образования.

Образование  - это процесс человекообразования, источником которого является диалог субъектов детской и педагогической культур. Однако образование отличают ряд противоречивых тенденций: гуманизация профессионального знания педагогов, признание ими субъектной роли ученика в образовательном процессе и сохранение доминирующей позиции педагога в педагогическом процессе, исключающей построение межсубъектного взаимодействия; интенсивное развитие педагогической инноватики, формирование инновационного поля отечественного образования и  преобладание педагогической практики, исключающей творческую, активную самореализацию учащихся; возрастание признаков гуманного отношения педагогов к детям, проявляющегося в толерантности, внимательности, заботливости и устойчиво низкой познавательной активности детей, снижении мотивированной готовности к самореализации в условиях образовательной системы. Тем самым в современном российском образовании наблюдаются черты отчуждения педагогической и детской культур, адаптивности проявлений детской культуры в образовании, формирования пространства педагогического управления личностным ростом подрастающего поколения.

Решение указанных противоречий означает: признание за детством его права на авторство и, следовательно, на самобытность форм самовыражения, самореализации; построение педагогической практики как активизирующей проявления детской культуры и саморегулируемой на основе этих проявлений; интенсивное самообновление образования в обращении к знакам детской культуры, содержащимся в них смыслам и ценностям.

Основу таких изменений составляет взаимовлияние педагогической и детской культур – процесс встречи субъектов образования как субъектов культурного творчества и самореализации. Единица взаимовлияния педагогической и детской культуры  – это педагогическое взаимодействие - совокупное двустороннее творчество субъектов по личному побуждению, обеспечивающее приращение одной культуры когнитивным, эмотивным, предметно-практическим опытом другой культуры, стимулируя на этой основе силы саморазвития, самоопределения. При этом культурная открытость педагога становится стимулом для  проявлений детской культуры, а свободная самореализация детства становится источником для построения и регулирования педагогических проявлений и всего образовательного процесса, в целом. Соответственно  образование в таком взаимовлиянии становится частью детской культуры, прирастает ее креативными проявлениями и совершенствуется педагогами на основаниях глубинной гуманитаризации.

Тем самым подлинная современность перемен в отечественном образовании есть путь в котором образование строится от активности детской культуры в образовании и это путь в котором образование строится вместе с детьми. Основу этого процесса составляет  глубокое понимание педагогами мира современного детства, своеобразия детской культуры, ценностном признании культуротворческой функции детства. Перед образованием ставятся задачи педагогического взаимодействия с подрастающим поколением, которое строится и регулируется проявлениями субъектов детской культуры, творящих в образовании свою культуру и в этом процессе преобразующих самообразование.

Литература.

  1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.— М.: Педагогика, 1989.- 560с.

  2. Лобок А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. – Екатеринбург: Смысл, 1997. – 470 с.

 Рекомендовано к публикации:
С.А.Писарева, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии


Copyright (C) 2010, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
10 г. № 0421000031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100