Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2008

 Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia.Offline Letters.   ISSN 1997-8588

Издается с 7 ноября 1995 г. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  # 0420800031,
# 0420700031, # 0420600031, # 0320100088

ART 1281  

Октябрь 2008 г.


Ян Бохуа
аспирант
кафедры музыкального воспитания и образования  Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, С-Петербург
yangbohua2002@yahoo.com.cn

К вопросу о становлении системы общего музыкального образования в Китае (1840—1907гг. )

Система школьного музыкального образования в Китае начинает формироваться в первые годы XX века. Впервые включение музыки как дисциплины в программу обучения общеобразовательной школы зафиксировано 8 мая 1907 года. Об этом свидетельствует “Устав Министерства образования”, который предписывал введение уроков музыки в начальных женских учебных заведениях. Этому историческому событию предшествовал подготовительный период, в течение которого происходило осознание музыки как важного элемента общего образования и внедрение её в процесс обучения с учетом зарубежного опыта.

Зарождение школьного музыкального воспитания в Китае связано с широким культурно—просветительским движением, которое развернулось в стране с 40-х г.г.  XIX века.[1, с.47]. После войны с Англией (1840 - 1842 г.г.) силами иностранцев—англичан, французов, американцев, а с 80-х гг - и китайской интеллигенции открывается множество центров обучения и приобщения к европейской культуре (“кабинеты”, “читальни”, “училища”, “институты”) - все они назывались “учебными заведениями”. Наряду с дисциплинами, обеспечивающими  овладение грамотностью, знаниями в различных областях, в программы учебных заведений включались занятия музыкой.

В период 1842—1907г.г. наиболее значительное влияние культура Китая испытывает со стороны стран Европы и Японии. Разворачивается активная деятельность европейских религиозных сообществ, и школ этих сообществ [2,с.34], через которые на Китай распространяется западная музыка. Важными  пропагандистами этой музыки стали церковные хоры. Они же стали центрами освоения европейской музыкальной теории и европейских инструментов.

Освоению культурного опыта Японии в области общего музыкального образования способствовала деятельность целой плеяды представителей интеллигенции Китая. Педагоги Шэнь Синьгун (1840—1947), Ли Шутун (1880—1942) и Цзэн Чжичжан (1879—1929) осваивали в Японии и внедряли в Китае опыт школьного музыкального образования периода движения новаторства Минчже. С 1900г. японские преподаватели музыки работают в педагогическом учебном заведении города Нань Цзинь. С 1902г. Шэнь Синьгун, Ли Шутун и Цзэн Чжичжан организовали в Японии для китайских студентов, обучающихся в этой стране, “Музыкальные краткосрочные курсы”, на которых изучалась европейская музыка, театр, исполнительское искусство, аранжировка, разрабатывался учебный материал для детей путём  “приспособления” японских и европейских мелодии к китайским поэтическими текстам. Вернувшись на родину,  студенты, обучавшиеся на этих курсах, сыграли большую роль в становлении и развитии школьного музыкального воспитания.

Литература

  1. Ван Бинчжао.  Краткая история образования в Китае. Пекин, 1994 г. 371с.

  2. Диан Шане. Краткая энциклопедия международного образования. Пекин, 1991. 450с

 

Рекомендовано к публикации:
И.Н.Налетова, кандидат искусствоведения, научный руководитель работы
Е.С.Заир Бек, доктор педагогических наук, член Редакционной коллегии


Copyright (C) 2008, Письма в Эмиссия.Оффлайн  (The Emissia.Offline Letters)  ISSN 1997-8588
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
E-mail:  emissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList

    Rambler's Top100