Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2008

 Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia.Offline Letters.   ISSN 1997-8588

Издается с 7 ноября 1995 г. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  # 0420800031,
# 0420700031, # 0420600031, # 0320100088

ART 1259  

Июль 2008 г.


Дорошенко Светлана Николаевна
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

saverov@mail.ru

«Обогащающая» модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя искусства  

Целью нашего исследования является обоснование педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя искусства

[1, 62] в системе непрерывного педагогического образования.  Профессиональную компетентность будущего учителя искусства мы определяем как профессионально-личностную характеристику, включающую совокупность компетентностей, необходимых для осуществления успешной художественно-педагогической деятельности:

  • личностной;

  • информационной;

  • коммуникативной;

  • культурной;

  • организаторской;

  • прогностической;

  • гностической.

В рамках исследования нами разработана «обогащающая» модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя искусства, основная идея  которой заключается в   использовании личностных сфер обучающегося – ментального опыта, ценностных ориентаций, познавательного интереса, художественных способностей.

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя искусства в рамках предлагаемой модели осуществляется в системе непрерывного профессионального образования. Модель предусматривает взаимосвязанное, поступательное движение обучающегося в образовательном пространстве с использованием содержания и возможностей разнообразных комбинаций учебных предметов, курсов по выбору и специализаций.

Философской основой «обогащающей» модели являются идеи прагматизма (интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека) и антропоцентризма (который ставит задачу развития потенциальных возможностей, скрытых в человеке).

Методологической основой «обогащающей» модели является материалистическая теория познания – гносеология в той части, согласно которой знания, умения и навыки являются результатом активной умственной (интеллектуальной) и эмоциональной деятельности.

Основой для формирования профессиональной компетентности будущего учителя искусства  в рамках предлагаемой модели являются базовые характеристики личности учащегося:   ·      

  • профессиональная направленность,

  • ценностные ориентации,

  • художественные способности,

  • ментальный опыт (сложное образование, которое служит необходимой основой для формирования специальных компетентностей, отражающих специфику профессии учителя искусства и включает ментальные структуры, ментальное пространство, ментальную репрезентацию) [2]. 

Модель предусматривает организацию образовательного процесса на основе следующих принципов:

  • целостности и преемственности   формирования системы и содержания профессионального образования будущего учителя искусства;

  • многоуровневости (многоступенчатости) и взаимодополнительности различных уровней образования как возможности выбора образовательного движения учащегося;

  • гибкости и маневренности,  учитывающих потребности учащихся в получении художественно-педагогического образования;

  • гармонизации взаимоотношений учителя и учащегося в образовательном в процессе через гуманизацию и наличие обратных связей в обучении;

  • проблемности обучения, заключающейся в последовательном раскрытии художественных и изобразительных проблем и путей их решения на различных этапах становления изобразительного искусства;

  • единстве теоретической и практической деятельности,  проявляющимся в  тесной взаимосвязи различных форм изучения изобразительного искусства и художественного наследия прошлого;

  • когнитивной визуализации,  реализующейся через подачу информации одновременно в четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном;

  • мотивации как осознанной профессиональной перспективы.

Разработанная модель предполагает этапность формирования профессиональной компетентности:

  • этап адаптации к образовательному процессу;  

  • этап формирования профессиональной компетентности;

  • этап личностной самореализации на профессиональном уровне.

Процесс формирования профессиональной компетентности происходит с использованием активных методов обучения (тематических дискуссий, проблемных лекций и семинаров, учебных и творческих просмотров, открытой защиты, исследовательских и творческих проектов) с обязательным дополнением индивидуальными заданиями теоретического и практического плана и использованием содержания дисциплин, отражающих специфику профессии (рисунок, живопись, композиция, история изобразительного искусства и т.д.).

Апробация «обогащающей» модели формирования профессиональной компетентности осуществлялась в 2004-2007 гг. на базе педагогического колледжа № 2 г. Оренбурга.  Анализ сформированности профессиональной компетентности будущего учителя искусства проводился с использованием диагностических методик   В.В Синявского [3], Б.А. Федоршина [3], Н.В. Амяга [4], И.А. Бирич [5], Т.М. Ломоносовой [5].

Критериями сформированности профессиональной компетентности будущего учителя искусства явились:

  • направленность личности; ценностные ориентации;

  • наличие теоретических знаний в области искусства и методики преподавания;

  • наличие специальных умений (графические, живописные, композиционные);

  • наличие умений работы с информацией для пополнения своих знаний;

  • наличие умений определять цели, организовывать собственную деятельность, использовать различные приемы общения;

  • наличие культуры и такта взаимоотношений;

  • наличие художественной культуры (художественное восприятие, исполнительство, творчество);

  • результативность деятельности (учебной, практической, творческой).

Оценивалась сформированность  всех компонентов профессиональной компетентности будущего учителя искусства (специального, личностного, информационного, коммуникативного, общекультурного, организаторского, прогностического, гностического).

Уровень сформированности профессиональной компетентности будущего учителя искусства сопоставлялся по состоянию на начало и  конец эксперимента. Оценочная шкала включала  высокий, средний, низкий  и ниже среднего уровни сформированности.

Сопоставление результатов выявило ряд направлений, по которым  в ходе эксперимента произошло наиболее значимое приращение компетентности:

  • готовность к профессионально-личностному росту и развитие индивидуальных способностей в области изобразительного искусства (увеличение значения среднего показателя по экспериментальной группе  составило 23,5 %)

  • владение современными информационными технологиями и умение их применять их в художественно-практической деятельности (11,8 %);

  • владение   знаниями и навыками в области   изобразительного искусства,  художественной и народной культуры (18,9 %);

  • владение умениями и навыками в области изобразительной деятельности ( 25,7 %).

В экспериментальной группе (в отличие от контрольной группы) к концу эксперимента определились студенты имеющие в целом высокий уровень  профессиональной компетентности  (43,6 %);  возросло число студентов, имеющих средний уровень (37,7 %); понизился  до 18,7% процент студентов с низким уровнем компетентности.

Таким образом, можно утверждать, что компетентность учащихся экспериментальной группы,  сформированная в процессе функционирования обогащающей модели, отличается от компетентности студентов контрольной группы более высоким уровнем сформированности

Литература 

  1. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. – М.: АПКиПРО, 2001 – 128 с.

  2. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная – «2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  3. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 5-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 375 с. : ил. – (Психологический практикум).

  4. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 4-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. – 320 с.

  5. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогв: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – 112 с.

Рекомендовано к публикации:
О.В.Сальдаева, кандидат педагогических наук, научный руководитель работы
А.А
.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного Cовета


Copyright (C) 2008, Письма в Эмиссия.Оффлайн  (The Emissia.Offline Letters)  ISSN 1997-8588
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
E-mail:  emissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList

    Rambler's Top100