Письма в

emissia.offline

2007

Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.

Электронное научное издание. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  # 0420700031 от 27.11.2006

ART  1128  

Январь 2007 г.


Попов Евгений Борисович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский институт Московской государственной юридической академии, г.Оренбург
kafedra_english@mail.ru 

Гуманистическая педагогика в образовательной действительности

Гуманистическая педагогика как исторически сложившееся направление в теории и практике образования проявляется на различных уровнях образовательной действительности, где под действительностью понимается мир реально функционирующих процессов и объективно существующих явлений, предопределяющих цели, содержание и формы обучения, воспитания и самообразования человека во всем многообразии их форм, связей и отношений. В этом смысле образовательная действительность предстаёт не только как объективно сложившаяся совокупность компонентов на уровне образовательного пространства (национальный и региональный образовательный контекст, институализация и инфраструктура системы образования, педагогическая теория, педагогическое сознание, педагогическая практика), но и как субъективно воспринимаемая и оцениваемая образовательная среда, образовательный выбор и образовательные маршруты конкретных людей.

Если говорить о компонентах образовательного пространства, то гуманистическая педагогика ассоциируется со следующими характеристиками образовательного контекста:

  • ментальность: утверждение ценностей свободы, уважения чести и достоинства человека; популярность и поддержка в обществе демократических ценностей; приоритет идеи стабильного развития без причинения ущерба человеку, природе, окружающей среде;

  • исторические и культурные события: демонополизация, деполитизация и деидеологизация общественной жизни; диверсификация социальных институтов в стране; популярность и поддержка в обществе демократических ценностей и ориентиров; становление и расширение деятельности институтов гражданского общества;

  • образовательная политика: расширение возможностей социально-педагогического поиска и инициативы за счет повышения роли институтов гражданского общества и педагогической науки в определении тактики и стратегии образования; развитие научно-педагогических школ и формирование общественно-педагогических движений;

  • характер и содержание действующего законодательства об образовании: автономность и самобытность образовательных учреждений; наличие нормативно-правового обеспечения функционирования системы в демократическом режиме; учёт региональной специфики (периферия - столица, город - село, культурно-исторический центр - новостройка, центральный или пограничный район, регион-донор или дотационный район, этнически однородный или многонациональный социум);

  • управление образовательными институтами: развитие действенных форм и способов соучастия представителей малого социума в организации образовательных учреждений, обеспечении их функционирования и контроле их эффективности.

В вопросе об институализации образования гуманистическая педагогика исходит из феномена «непрерывности», то есть возможности движения субъектов образования как в «вертикальном» (временном), так и «горизонтальном» (пространственном) направлениях образовательного пространства. Тем самым в идеале образовательные институты должны находиться в прямой зависимости от тех действий, посредством которых субъекты образовательного процесса реагируют на изменяющиеся обстоятельства свой жизнедеятельности, и которые предполагают согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла – от дошкольных учреждений до объединений по интересам и наставничества для людей "третьего возраста".

На уровне педагогической теории как компонента образовательной действительности гуманистическая педагогика представлена концепциями в рамках:

  • педагогической антропологии (ядром которой выступает «образ человека», который строится исходя из биологической недостаточности человека, его открытости и становления в процессе воспитания и обучения; понимание человека как целостности, где духовно-душевное неразрывно связано с телесностью; сюда можно отнести такие направления как личностно-ориентированное обучение и педагогика творчества);

  • экзистенциально-диалогической традиции (усматривающей смысл и основания педагогического отношения в межличностных связях, во взаимозависимости Я и Ты и характеризующей образование как симметричную коммуникацию между учителем и учениками; сюда относятся, прежде всего, проекты в рамках коммуникативного и культурологического направлений);

  • непрерывного образования (примерами которого выступают такие направления, как «образование через сообщество», и «образование на протяжении всей жизни»).

На уровне педагогического сознания гуманистическая педагогика ассоциируется с концептуальными идеями:

  • реабилитации естественной жизни человека (природосообразность индивидуального развития; свобода как наличие некой избыточности форм и способов проявления активности; комплиментарность индивидуальных черт; учет самоценности каждого периода жизни и культурной взаимосвязи этих периодов);

  • субъективного восприятия времени жизни и субъектности познающего сознания (познание как понимание; образовательный выбор; индивидуальное жизненное пространство; социальная ситуация развития);

  • диалогичности природы человека (время жизни образовательных субъектов как их личная собственность; ценностно-смысловое равенство участников педагогического процесса; культурная обусловленность личностного становления);

  • открытости образования и многообразия форм, средств и сфер воплощения гуманистических идей в педагогической действительности.

В педагогической практике обозначенные выше концептуальные идеи реализуются в создании и развитии оригинальных педагогических проектов в рамках таких направлений как развивающее обучение, педагогическая поддержка, педагогика ненасилия, многокультурное образование, школа диалога культур, антропоэкологическая школа, коммунарская методика, ТРИЗ, педагогика творчества, арт-педагогика, семейная педагогика, образование для гражданского участия, университеты "третьего возраста".

Формой существования подобных проектов выступает педагогическая альтернатива, которая представляет собой отличное от доминирующего в образовательной действительности конструктивное видение педагогической проблемы и способов её решения, основанное на:

  • осмыслении социальной потребности в ином качестве образования человека,

  • своеобразном понимании сущности человека и особенностей его индивидуального развития,

  • предположении о возможности конструирования оригинальной педагогической системы, адекватной возрастным и индивидуальным закономерностям развития,

  • потребности реализовать авторский замысел в конструктивном преобразовании ближайшего социума педагогическими средствами.

Создатели педагогической альтернативы проходят череду последовательных этапов: ситуация "запуска" как биографическое событие в жизни педагога, анализ образовательной проектной ситуации, прогнозирование образовательного процесса, конструирование образовательного пространства на основе собственного педагогического опыта, экспертиза проекта как обоснование его автономности.

При этом гуманитарная экспертиза как форма коллективной рефлексии является непременным условием мониторинга педагогического проекта и предполагает систематическое отслеживание, изучение и оценку:

  • показателей, отражающих витальные качества субъектов образования и характеризующих восприятие самих себя и отношение к собственной жизни (жизненный ресурс, личностный иммунитет, рефлексивность, смыслотворчество);

  • показателей восприятия субъектами образования окружающего мира и выражения активности в предметной деятельности и общении (критическое мышление, эмоционально-эстетическая отзывчивость, личностное участие, позитивная самореализация);

  • показателей, отражающих качества обучающего (духовность, альтруизм и профессиональная зрелость).

Другим аспектом образовательной действительности выступает субъективно воспринимаемая и оцениваемая образовательная среда, образовательный выбор и образовательные маршруты конкретных людей. Образовательная действительность здесь предстаёт в логике индивидуального восприятия и интерпретации человеком своего жизненного опыта и наличной ситуации бытия, живого движения и предметного действия:

  • с одной стороны, это восприятие и оценка образовательной среды с позиции обучаемого: положительный персонифицированный образ учреждения, в котором происходит обучение; разнообразие форм участия в образовательных институтах формального, неформального и информального секторов; положительная оценка возможностей образовательной среды и эффективности учебной деятельности; позитивные планы и ожидания в сфере образования; изменение критериев и способов оценки успешности учебной деятельности в сторону целостного и индивидуального отслеживания особенностей развития, то есть постоянная рефлексия, отслеживание собственных познавательных действий, желаний и отношений; совершенствование умений и навыков самообразования;

  • а с другой стороны, восприятие и оценка образовательной среды с позиции педагога: положительный персонифицированный образ учреждения - места работы; личная сопричастность с происходящим в образовательном учреждении, когда положение дел напрямую связано с собственным выбором педагога, его профессиональной зрелостью и индивидуальной ответственностью; событийный подход к педагогическому проектированию; положительная оценка возможностей образовательной среды и эффективности собственной профессиональной деятельности; позитивные планы и ожидания в профессиональной сфере; оптимальное использование возможностей самообразования.

Представленные суждения позволяют сделать обобщение, что гуманистическая педагогика выступает в роли многоаспектного механизма изменения образовательной действительности, призванного содействовать индивидуальному развитию и личностному становлению субъектов образования через:

  • расширение их образовательных потребностей и осознание возможностей самосовершенствования;

  • создание условий, отражающих признание за ними способности и права делать осознанный и ответственный выбор собственного образовательного пути,

  • автономность учебного заведения и практикующего педагога по конструированию образовательного процесса в логике нравственных императивов;

  • общественную самоорганизацию по изменению малого социума педагогическими способами на основе позитивной самореализации участников образовательного процесса.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян , доктор педагогических наук, член Редакционного совета


 


Copyright (C) 2007, Письма в Emissia.Offline
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline".
E-mail:  emissia@mail.ru, emissia@front.ru  
Internet: http://www.emissia.50g.com/ , http://www.emissia.org/ ,  http://www.emissia.spb.su/ , http://www.emissia.al.ru/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList