Письма в

emissia.offline

2006

Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.

Электронное научное издание. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  #
0420600031 от 02.05.2006

ART  1037  

2006 г.


Еремина Татьяна Ивановна
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного права РГПУ им. А.И. Герцена

EreminaT
52@mail.ru

Награждения и поощрения учителей на государственной службе в начале XX века

В условиях реформирования системы российского образования новое звучание приобретает проблема правового статуса педагога. В этой связи возрастает интерес к исследованиям правового регулирования статуса учителя, в том числе – исследованиям практики представления учителей к государственным наградам в предшествующие периоды российской истории, в частности в начале прошлого столетия. Анализ нормативной базы и публикаций того периода показывает, что в начале XX века для учителей, находившихся на государственной службе в системе образовательных учреждений министерства народного просвещения, в качестве поощрения их профессиональной деятельности были предусмотрены награды, к которым относились пожалования чинов, званий, орденов и медалей.

1. Чинопроизводство

Производство в чины предоставлялось государственным служащим за отличия, «на пользу службе совершенные» [1,Ст.246]. Награждение чином осуществлялось на один класс выше того, в котором состоял награждаемый. Чинопроизводство учителей сопровождалось обязательным освещением этого награждения в печати. В каждом номере «Журнала министерства народного просвещения», «Известиях по народному образованию» того периода публиковались пространные списки представленных к награждению орденами, медалями, званиями учителей, в том числе учителей начальной школы, а также – списки представленных к повышению чина. Повышение чина влияло на положение учителя в обществе, обуславливало повышение его социального статуса.

Учителя приходских училищ, не пользующиеся по общему закону правом «на поступление в гражданскую службу», после 12 лет усердной и беспорочной службы могли получить чин чиновника четырнадцатого класса [2,Ст.400].  А учителя сельских училищ Кавказского учебного округа могли быть представлены к награждению чином четырнадцатого класса «по прослужении в сем звании десяти лет в пределах Кавказского округа»  [2,Ст.403].

К числу наград относился зачет в действительную государственную службу времени работы учителем «по вольному найму» без права на чинопроизводство [3].

2. Присвоение званий.

За успешное исполнение своих обязанностей в течение 12 лет учителя начальных училищ удостаивались звания «личного почетного гражданина». Этим званием награждались лица, не достигшие этого звания по чинам (звание давалось по достижению чина IX класса титулярного советника) и не принадлежавшие к сословиям потомственных почетных граждан, личных или потомственных дворян [1, Ст.156]. Звание личного почетного гражданина предоставляло определённые льготы. Так,  оно освобождало учителей из мещан, окончивших учительские семинарии, от уплаты  денежных сборов, положенных мещанскому сословию [4,С.980]. В соответствии с внесенными изменениями в статью 35 наградных правил от 1 августа 1898 года лица, получившие звание личного почетного гражданина, могли быть представлены, минуя установленную последовательность, к серебряной шейной медали на Владимирской ленте [5, л.151].

Домашние наставники, исполнявшие свои обязанности 25 лет и подготовившие за это время на менее трех молодых людей, принятых студентами в один из русских университетов, приобретали почетное звание «Заслуженный наставник» [6].

3. Награждение орденами

В Российской империи существовала четкая иерархия орденов из восьми позиций. Три начальные позиции в этой иерархической «лестнице» занимали орден святого Станислава (трех степеней), орден святой Анны (четырех степеней), орден Равноапостольного князя Владимира (четырех степеней). Именно этими орденами награждали учителей за «отличное усердие и особые труды» [7,Ст.1].

За успешную службу сроком не менее пятнадцати лет домашние наставники могли быть награждены орденом святой Анны третьей степени, домашние учителя – орденом святого Станислава третьей степени. За тридцатипятилетнюю выслугу домашние наставники и учителя могли быть представлены к награждению орденом святого Владимира четвертой степени [6]. При этом одной только выслуги определённых лет было недостаточно. Необходимы были выдающиеся отличия, описания которых требовались в поступающих в министерство народного просвещения наградных представлениях [5, л.157,169].

С получением каждого ордена и степени награжденному учителю предоставлялись определенные права и привилегии. Так, с 1900 года одновременно с вручением ордена Владимира третьей степени учителю предоставлялись права потомственного дворянина.

4. Награждение медалями и знаками отличия

Помимо правительственных наград, которые предоставляли определенные права, существовали награды, не дававшие привилегий. К ним относились: медали и знаки отличия беспорочной службы.

За отличную службу учителя могли быть удостоены золотыми и серебряными медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее и в петлице на лентах: Андреевской, Александровской, Владимирской, Аннинской, Станиславской. Так, учительницы и учителя начальных училищ за 10-летнюю «беспорочную и усердную службу» могли быть награждены серебряной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. Помимо этой награды на основании наградных правил по учебному ведомству они могли быть представлены и к другим медалям наряду с учительницами женских гимназий. Учительницы, принадлежащие к дворянскому сословию, представлялись сразу к золотой нагрудной медали на Аннинской ленте, минуя установленную постепенность в награждениях [4,С.983].

Для женщин был также установлен Мариинский знак отличия беспорочной службы «за долговременное рачительное исполнение обязанностей по службе». Им награждались учительницы, прослужившие от 15 до 20 лет. Прослужившие 25 лет получали знак первой степени [7,Ст.634,639].

Домашние наставники и учителя за 10-летнюю «усердную службу» могли быть пожалованы медалью на Александровской ленте для ношения в петлице. Для наставников назначалось  золотая медаль,  для учителей – серебряная [6].

Знак отличия беспорочной службы назначался за выслугу не менее 40 лет с момента получения первого классного чина, за следующие десятилетия службы, а также вышедшим в отставку [7,Ст.547].

В феврале 1913 года в связи с трехсотлетием царствования Романовых была учреждена юбилейная нагрудная медаль, право ношения которой предоставлялось в том числе и учебно-воспитательному составу обоего пола в средних и низших казенных учебных заведениях. Позднее это право было распространено и на другие категории учителей начальных училищ (ведомственных, общественных, частных), а также частных учебных заведений, пользующихся правами правительственных учебных заведений. Всем указанным лицам выдавалось свидетельство на право ношения медали, которая приобреталась ими за собственный счет [5,л.153,170].

В январе 1914 года в честь пятидесятилетия положения о губернских и уездных земских учреждениях был учрежден юбилейный серебряный нагрудный знак, право ношения которого предоставлялось в том числе и учителям начальных народных училищ, содержащихся на земские средства [5,л.153].

5. Плата за награждения

Учителя, награждённые знаками отличия, обязаны были платить определенный взнос за награды. Лишь в 1909 году учителя низших учебных заведений были освобождены от уплаты сбора за пожалование их золотыми медалями [8].

6. Порядок награждения

В 1912 году была установлена следующая постепенность в награждении медалями учителей: нагрудная серебряная медаль на Станиславской ленте, нагрудная золотая медаль на Аннинской ленте, шейная серебряная медаль на Владимирской ленте, шейная золотая медаль на Александровской ленте, шейная золотая медаль на Андреевской ленте [5,л.151].

В отношении представления к наградам существовали наградные нормы, различавшиеся для работников различных категорий. В первую категорию включали «лиц учёно-учебной службы в учёных учреждениях»,  высших и средних учебных заведениях. Из учителей приготовительных классов средних учебных заведений в эту категорию вносили только тех, кто имел высшее образование. Во вторую категорию включали лиц учебной службы, служащих в низших учебных заведениях, учителей приготовительных классов средних учебных заведений, не получивших высшего образования, а также директоров и инспекторов народных училищ. В третью категорию включали лиц, не пользующихся правами учебной службы (почетные попечители, почетные смотрители, делопроизводители и другие). Лица, служащие по найму (не утвержденные в занимаемых должностях) в эти списки не включались [5,л.166].

В случаях должностных или уголовных преступлений чины и ордена отнимались по судебному приговору.

Заключение

В свете вышеизложенного спорными представляются выводы некоторых исследователей о том, что для учителей начальной школы «отсутствовали почетные отличия, классы по «Табели о рангах», «поощрения или награждения учителей за работу обычно не практиковались» [9, 10]. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что в конце XIX - начале XX веков в России существовала законодательно определенная система награждений и поощрений учителей начальной и средней школы. Постепенность получения наград, связанная с выслугой определенного срока службы, а также предоставляемые на их основе права и привилегии позволяли награжденному учителю улучшить свое общественное и материальное положение.  Получая высокие награды, учитель ощущал, что его труд высоко оценивается государством.

Литература:

1. Свод законов Российской империи. Санкт-Петербург, 1896. Т. 3. Кн. 1.
2. Свод законов Российской империи. Санкт-Петербург, 1896. Т. 3. Устав о службе по определению от Правительства.
3. Известия по народному образованию. 1909. №1. С. 48.
4. Пругавин A.C. Законы и справочные сведения о начальном образовании. Санкт-Петербург. 1904.
5. Научный архив Российской академии образования (далее – НА РАО), ф. 19, оп. 1, д. 42.
6. Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц и правила получения первого классного чина, наград и пенсий. Сост. Г.Ф. Портненко. М., 1906, С.14.
7. Свод законов Российской империи. Санкт-Петербург. 1892. Т. 1. Кн. 8.
8. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 6 июня 1909 г., № 98, ст. 844.
9. Кузьмин К.В. Правовое положение сельского учительства России (1860-е-начало 1900-х гг.)/Летопись уральских деревень. Екатеринбург. 1995. 159c.
10.Сучков И.В. Учительство России на рубеже веков: материальное и правовое положение//Социум. 1995. №2. 25c.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного совета


Copyright (C) 2006, Письма в Emissia.Offline
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline".
E-mail:  emissia@mail.ru, emissia@front.ru  
Internet: http://www.emissia.50g.com/ , http://www.emissia.org/ ,  http://www.emissia.spb.su/ , http://www.emissia.al.ru/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList