| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
Аннотация Ключевые слова _________ Valentina V. Maksimova
Abstract Key words _________ Этап перехода от индустриального к постиндустриальному обществу характеризуется значимыми изменениями в предметной обеспеченности человеческого быта. Активное развитие дизайна началось в конце XX - начале XXI в.в.. Прогресс современного социального общества во многом обусловлен именно достижениями дизайна. Этот факт качественно изменяет роль дизайнера в современном обществе и, вместе с тем, несравненно усложняет и широкий спектр дизайн-образования. Научное осмысление дизайн-образования применительно ко всем уровням российского образования, как культурно-эстетического и дизайн-технологического феномена в значительной степени обеспечит дальнейшее развитие и становление этой развивающейся образовательной области. Само возникновение понятия «дизайн» обусловлено становлением особого вида деятельности. По мнению многих исследователей в области истории дизайна [1],[2],[3], профессия дизайнера возникла именно тогда, когда в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования начали не только преподавать основы дизайна, но и готовить специалистов, соответствующих требованиям общества. Именно в это время происходит эволюционирование дизайна как ремесла к профессии «дизайнер» (в России – это 20-ые годы прошлого столетия), т.е. появляются первые дипломированные специалисты – дизайнеры. Постепенно начинают складываться научные школы, со временем профессия «дизайнер» становится востребованной и модной, что поставило специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий [4]. Слово «дизайн» впервые появилось в Европе, а понятие «дизайн» как вид деятельности пропагандировалось в конце XIX века. В Англии design вошло в обиход еще в XVI веке, то есть со времён В. Шекспира [5, с. 167.]. В переводе с английского дизайн означает план, проект, замысел. В Италии в эпоху Возрождения и позже desegno обозначало различного рода чертежи, рисунки, проекты, эскизы. Уточнение и раскрытие сущности понятия «дизайн-образование» требует обращения к истинному содержанию понятию «дизайн», трактовки которого и по сей день являются объектом научных дискуссий. По мнению В.Г. Глазычева [6] дизайн – явление западной культуры, так как существует убеждение, что о западном дизайне известно всё, однако чёткого и однозначного понимания сущности понятия «дизайн» в зарубежной научной мысли до настоящего времени не существует. Достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще – продукт этой деятельности (вещь или система вещей), в некоторых случаях – организацию деятельности как единой целое. При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной научной и художественной литературе, наибольшей чёткостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [6, с. 14]. Как уже отмечалось выше, к настоящему времени сложилось множество частных трактовок понятия «дизайн», при этом различные области знаний трактуют это понятие по-разному. Поэтому для уточнения сущности дизайн-образования, следует остановиться на некоторых наиболее распространенных и устоявшихся в науке трактовках понятия «дизайн»:
Многие исследователи (Г.А. Горбунова, В.Л. Глазычев, И.А. Львова и т.д.), рассматривают дизайн с точки творческого проектирование и проектной деятельности. Другие исследователи (Н.В. Воронов, И.А. Лыкова и т.д.) трактуют дизайн как средство эстетического преобразования вещей. Рассматривая это понятие разносторонне, можно согласиться, что во многом это действительно так, однако важно отметить, что проектирование материальных объектов может быть связано с формированием как эстетического, так и технического восприятия действительности. Следует отметить, что стремительное развитие современных технологий способствует расширению установленных границ дизайнерской деятельности и, как следствие, оказывает влияние на способы получения знаний о дизайне и на развитие собственно дизайн-образования. В этой связи возрастает значимость дизайн-образования в структуре образования не только профессионального, но и общего. Ключевым аспектом процесса становления дизайн-образования является развитие проектирования. Проектирование позволяет осуществлять постепенный переход от производственной деятельности к самостоятельной области творчества со своими специфическими задачами и профессиональными методами, а сущность дизайн-образования можно рассматривать в контексте формирования и развития проектной культуры, основой которой является способность к рефлексивному отражению действительности. . В этой связи дизайн-образование в ближайшем будущем может рассматриваться в качестве обязательной и составной части системы общего образования, так как оно предполагает освоение функциональных методов познания, необходимых во всякой деятельности [3]. Как следствие, проблематика дизайн-образования предполагает всестороннее системное исследование всех направлений дизайна и дизайнерской деятельности (архитектурный, индустриальный, ландшафтный, графический дизайн, фитодизайн, дизайн среды, арт-дизайн, Web-дизайн и др.) для выделения инварианта дизайнерской деятельности, разработки критериев эффективности дизайн-образования, а также научно-обоснованного проектирования методической системы обучения дизайну для общего образования.
Рекомендовано к публикации: Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |