Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2017

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2549

2017 г., выпуск № 8 (декабрь)


Фадеева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Омский государственный технический университет, г. Омск
o11155@mail.ru


Некоторые подходы к конструированию содержания опережающего образования в современных социокультурных условиях

Аннотация
Статья описывает изменения современной студенческой аудитории, обосновывает риск попадания будущих выпускников вуза по ряду оснований в маргинальную группу. В исследовании представлены попытки зарубежной теории и практики обосновать реформирование содержания образования в рамках развития глобального образовательного пространства, описано понятие «глобальные компетенции», «компетенции 21 века», проанализированы общие подходы к проектированию опережающего характера образования зарубежом. В заключении обосновывается, что некоторые фундаментальные теории обучения советской педагогической школы обладают ресурсом конструирования смысла, накопления образовательного опыта, формирования академических и социальных навыков и умений при использовании возможностей информационных образовательных программ.

Ключевые слова
проектирование, опережающий характер образования, глобальные компетенции, конструкция смысла.

_________

Olga A. Fadeeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Omsk State Technical University, Omsk
o11155@mail.ru

Some approaches to designing the content of advanced education in modern sociocultural conditions

Abstract
The article covers the changes of a contemporary students’ audience, explains the possibility for undergraduates to enter the marginal group by a number of reasons
The research describes the foreign pedagogy theory and practice attempts to implement changes in the educational content as a global educational environment development. The article covers the definitions of «global competences», «competences of 21 century», analyses the general approaches to the construction of education abroad. In conclusion it is stated that some fundamental educational theories of Soviet pedagogical school possess the resource of meaning construction, educational experience reflection, acquisition of academic and social skills with the help of digital educational tools
.

Key words
construction, anticipating changes education, global competencies, meaning construction.

_________

Процессы информационно – коммуникативной революции, трансформации современного социокультурного пространства, изменение структуры деятельности традиционных профессий и появление новых, привели к тому, что высшее образование не обеспечивает потребности рынка в специалистах, способных осуществлять нововведения контекстуального характера в динамично развивающемся обществе. Глобализация рынка труда и прогнозы его развития свидетельствуют о необходимости выпускников уметь продуктивно работать с коллективами, группами, отдельными людьми разного этнокультурного и социокультурного происхождения [1]. Усложнение деятельности высококвалифицированных специалистов, освоение международных рынков компаниями определяют требования межотраслевой коммуникации к выпускникам. Это предполагает не только владение иностранными языками в сфере профессиональной коммуникации, но и освоение стандартов, знание процессов в разных странах и основ межкультурной коммуникации. Кроме того, современная социокультурная ситуация в России и в мире характеризуется необходимостью работать в условиях высокой неопределенности,  увеличения информационного потока, в постоянно меняющихся условиях труда, что связано с необходимостью уметь принимать профессиональные решения в короткие сроки, уметь конструировать личностные и профессиональные смыслы.

С другой стороны, необходимость предприятий и организаций конкурировать в меняющихся экономических условиях и обеспечивать своим сотрудникам формирование новых компетенций и сертифицировать их образовательный опыт для освоения новых, в том числе, международных рынков, обеспечило появление корпоративных институтов, адаптирующих персонал компании к меняющимся условиям и обеспечивающих реализацию стратегического развития компаний. Более того, развитие информационных технологий создало условия для разработки сетевых образовательных платформ, следствием чего является появление рынка образовательных альтернатив.

Таким образом, глобальные социокультурные изменения, в том числе, рынка труда, изменившие профессионально-квалификационную структуру современных профессий, появление рынка сетевых образовательных альтернатив для освоения компетенций, обусловили необходимость поиска новых оснований модернизации высшего образования.

В рамках настоящей статьи мы попытаемся обосновать подходы к конструированию содержания опережающего образования в современных социокультурных условиях 21 века. Современное высшее образование России реализуется в условиях глобального социального конструктивизма, характеризующегося, в том числе, изменением геополитического и геокультурного пространства, распространением ценностей массовой культуры, ориентацией на развлечение (инфонтейнмент), а также конкуренцией образования с развлекательными цифровыми технологиями за внимание студентов. Изменения процесса, форм и механизмов передачи знания, разработка новых подходов к организации пространства высшего образования обусловлены не только технологическими изменениями, но и качественными изменениями студенческой аудитории: низкой мотивацией к традиционной форме обучения, низким уровнем сформированности социальных умений и навыков, восприятие сети Интернет как основного информационного ресурса, склонность к проектной работе, в том числе, в рамках удаленного доступа [2, с.27].

Данные кардинальные изменения студенческой аудитории и невозможность структуры высшего образования опережать изменившиеся запросы общества, а не воспроизводить прошлые практики, способствуют некоторой маргинальности современных выпускников российских вузов: полученное в вузе образование и профессиональные компетенции не востребованы на рынке труда [3].

Современные маргинальные группы представляют собой социальные группы, не обладающие устойчивыми статусными позициями и находятся за пределами существующей социальной структуры, либо на низших ее ступенях [4].  Выпускники попадают в маргинальную группу: по социально-демографическому признаку (утрата идентификации со студенчеством и невключенность в профессиональное сообщество), по профессиональному признаку (наличие диплома об высшем образовании и неспособность применить знание в реальных условиях профессии, отсутствие опыта профессиональной деятельности), по признаку «постспециалистов» (деквалифицикация и депрофессионализация в силу структурного кризиса профессиональных областей, невостребованности на рынке труда; изменений в профессионально-квалификационной структуре регионов.

Таким образом, современное высшее образование, ориентируясь на реформирование и поиск новых моделей трансляции знаний и опыта, мультикультурность, вариативность, нелинейность, не учитывает потребность студенческой аудитории в освоении «высших ценностей» (существующих наравне с ценностями информационного, потребительского общества массовой культуры), не обладает опережающим характером, обеспечивающим будущим выпускникам умение применить фундаментальные знания в меняющихся условиях среды и реализовать нововведения контекстуального характера.

Среди российских проектов по разработке концепций опережающего образования наиболее известен «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив (российской независимой некоммерческой организацией, созданной Правительством Российской Федерации) [1]. В Атласе представлены результаты исследований того, как какие компетенции и профессии будут востребованы в социокультурных условиях глобального будущего.

Одной из попыток решения вопроса о реформировании высшего образования за рубежом является появление теории «глобальных компетенций» (global competence), а также разработка содержания понятия «глобальные навыки» (global skills). Несмотря на то, что термин «глобальнее компетенции» впервые был употреблен в докладе Совета культурных обменов Госдепартамента США в 1988 г. [5, с. 267], в зарубежной и отечественной науке не выработано четкого определения данного понятия [6]. В современной науке компетенция понимается как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации [5, с. 268].

«Глобальная компетенция» (global competence) представляет собой знания, умения, навыки и готовность к профессиональной и личной жизнедеятельности в глобальном мире [6, с.31]. По нашему мнению, данное понятие затрагивает аспекты понятия «поликультурная компетентность», выступающей как интегративное личностно-профессиональное качество, позволяющее осуществлять межкультурное взаимодействие в поликультурном пространстве, но не заменяет его. Разработка критериев освоения глобальной компетенции связана с выделением показателей оценки сформированности умений ее компонентов: знаний о культурном разнообразии, навыков критического и аналитического/сравнительного мышления, умений сотрудничать с коллегами разного социокультурного происхождения и т.д.

Так, существует программа образовательной оценки PISA (Организация экономического сотрудничества и развития), которая наряду с изучением академических достижений учащихся (математика, чтение, наука), оценивает степень освоения «глобальных компетенций»: «способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия»; «осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей» [7]. Степень освоения компетенций оценивается по результатам выполнения заданий теста и ответов на вопросы анкеты.

Таким образом, «глобальные компетенции» в рамках тестирования программы PISA определяют «ориентировочные, «навигационные» навыки», навыки и умения.

Попыткой проектирования опережающего содержания образования зарубежом (в условиях средней школы) является некоммерческое образовательное партнерство «Партнерство по развитию умений 21 века» (Национальная Ассоциация по образованию США, Министерство образования США, Корпорации Эппл (Apple Computer, Inc.), Делл (Dell Computer Corporation), Микрософт (Microsoft Corporation) и др.)). Его деятельность пропагандирует разработку и реализацию технологий обучения на основе образовательной концепции «4C» («The Four Cs»). Согласно концепции, базовыми навыками и умениями, определяющими личностно – профессиональную востребованность в XXI веке являются: навыки и умения критического мышления («critical thinking», коммуникативные навыки и умения («communicative skills»), навыки и умения сотрудничества («collaboration»), креативность («creativity»). Концепция «4C» является учтена в образовательных стандартах, принятых к реализации в 43 штатах США (Common Core State Standards (CCSS)), которые в отличие от ФГОС России, были приняты только в 2002 г. Несомненным условием реализации данной концепции является использование технологий, интегрирующих формирование академических и социальных навыков и умений (технологии критического и рефлексивного мышления), усиленных ресурсами информационных образовательных программ(Portfolios, WebQuests, Guizzes, Wiki, Google site, Digital Storytelling, ePortfolios, and SoftChalk LessonBuilder [8, с. 30]. Зарубежные исследования подходов к проектированию образования опережающего характера представлены в таблице 1.

Таблица 1

Зарубежные подходы к проектированию образования опережающего характера

Образовательные организации и фонды

«Обновленное образование»
Education ReImagined)Фонд Нелли Мэй
(Nellie Mae Foundation)

«Партнёрство 21 века» («P21»)
Фонд Хьюлета
(Hewlett Foundation)

Программы фонда «Основное знание»
Институт Фордхама (
Fordham Institute)

1

2

3

4

Теории прогрессивного обучения

Личностно- ориентированное обучение с элементами индивидуализированного

Углубленное (deep learning) обучение

Проблемное обучение

Поисковое обучение

Содержательно – ориентированное

(content- centered learning) обучение, теория социального обучения

(освоение дискурса понятий, конструирование социальных процессов)

Концептуальные идеи

Создание условий для включения интересов и познавательных потребностей в обучение, средовой подход

Модель «4 С»

Стандартная образовательная программа

Индивидуализация образовательной программы (индивидуальный образовательный маршрут)

Учащийся самостоятельно выбирает сферу накопления образовательного опыта

Учащийся частично самостоятелен в выборе образовательного опыта

Учащийся самостоятелен в выборе скорости освоения программы

Таким образом, институциональный аспект зарубежных исследований проектирования образования опережающего характера представлен некоммерческими организациями, финансирующими исследования и проекты, реализуемые, в основном, в средней школе. Содержательный аспект их исследований отражает направленность на реализацию и конструирование личностных ресурсов личности (учет познавательных интересов личности, выбор скорости освоения программы, ее содержания).

Российская педагогическая наука и высшее образование могут быть представлены пространством воспроизведения и конструирования смыслов деятельности как личности (ее ресурсов), так и общества в целом. Таким ресурсом во времена тотального конструктивизма являются некоторые фундаментальные теории обучения советской педагогической школы, которые, несомненно, должны быть адаптированы к современным социокультурным реалиями и информационно- технологическим возможностям (теория проблемного обучения М.И. Махмутова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теория системомыследеятельности Г.П. Щедровицкого и т.д). При этом цифровые технологии (ISpringSuite8, Digital Storytelling, ePortfolios, SoftChalk, LessonBuilder) могут сопровождать данный процесс в «конструировании» «нового» знания и накоплении образовательного опыта студента [8, с. 35]. Разработка содержания опережающего высшего образования определяется не только новым предметным знанием, зависимым от технологий (что является признанием конечности выбора), но и необходимостью обучения умениям целенаправленного выбора стратегии решения проблемы, «соединения» нового знания с ранее изученным, отслеживания собственные стратегии смыслотворчества при освоении образовательной программы вуза и конструировании смысла будущей профессиональной деятельности и собственной жизни.


Литература

  1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – М., 2015. – URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf. – [Дата обращения 01.12.2017]

  2. Подольская Е.А. Выпускник вуза в современном социокультурном пространстве. - Харьков: НУА, 2010. – 416 с.

  3. Галсанамжилова, О. Н. К вопросу о структурной маргинальности в Российском обществе // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том IX. № 4, 2006. – С. 160-169.

  4. Конышева К. В. Маргинальное положение выпускников высших учебных заведений на рынке труда // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. – С. 300-302.

  5. Hunter W. D. Global Competencies // Journal of Studies in International Eeducation.- Vol. 10, № 3, 2006. - Р. 267–285.

  6. Осколова Т.Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности // Образование и наука. №1(110), 2014. – С. 29-43.

  7. Хавенсон Т.Е., Керша Ю.Д. Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы // Современная аналитика образования - №1(9), 2017- С. 7-29.

  8. Fullan M., Langworthy M. A Rich Seam: How New Pedagogies Find Deep Learning. – Pearson, 2014. – 99p.

Рекомендовано к публикации:
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Atlas novykh professiy [Elektronnyy resurs]. – M., 2015. – URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf. – [Data obrashcheniya 01.12.2017]

  2. Podol'skaya Ye.A. Vypusknik vuza v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve. - Khar'kov: NUA, 2010. – 416 s.

  3. Galsanamzhilova, O. N. K voprosu o strukturnoy marginal'nosti v Rossiyskom obshchestve // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. - Tom IX. № 4, 2006. – S. 160-169.

  4. Konysheva K. V. Marginal'noye polozheniye vypusknikov vysshikh uchebnykh zavedeniy na rynke truda // Obrazovaniye cherez vsyu zhizn'. Nepreryvnoye obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya. - 2014. – S. 300-302.

  5. Hunter W. D. Global Competencies // Journal of Studies in International Eeducation.- Vol. 10, № 3, 2006. - R. 267–285.

  6. Oskolova T.L. Globalizatsiya i vyssheye obrazovaniye: put' k mirovomu grazhdanstvu ili utrata natsional'noy identichnosti // Obrazovaniye i nauka. №1(110), 2014. – S. 29-43.

  7. Khavenson T.Ye., Kersha YU.D. Sravnitel'nyy analiz rezul'tatov testov PISA i TIMSS v Rossii i stranakh Yevropy // Sovremennaya analitika obrazovaniya - №1(9), 2017- S. 7-29.

  8. Fullan M., Langworthy M. A Rich Seam: How New Pedagogies Find Deep Learning. – Pearson, 2014. – 99p.

 


Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100