Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2017

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2518

2017 г., выпуск № 5 (сентябрь)


Алмассуд Халед
аспирант, кафедра педагогики, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
Khaled963m@mail.ru

Психолого-педагогическая поддержка современного отцовства на основе идей этнопедагогики

Аннотация
В работе представлен сравнительный анализ репрезентации отцовства в традиционной культуре русского и арабского народов с позиций этнопедагогики, а также представлены результаты исследования отношения к отцовству в современной России и Сирии среди граждан мужского пола разных возрастных групп, с учетом которых была разработана программа психолого-педагогической поддержки отцовства на основе идей этнопедагогики.

Ключевые слова
отцовство, отношение к отцовству, этнопедагогический феномен, традиционная культура, психолого-педагогическая поддержка отцовства.

_________

Khaled  Almassud
Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Yaroslav-the-Wise State University of Novgorod, Velikiy Novgorod
Khaled963m@mail.ru

Ethnopedagogical phenomenon of fatherhood in national Russian and Arabic cultures

Abstract
The article describes the results of comparison study in representation of fatherhood in traditional Russian and Arabic culture, and describes the attitude to fatherhood of male citizens of modern Russia and Syria on the base of the research among males without children, fathers and their male children. The was results were used in elaboration of the program of psychological and pedagogical support of modern fathering.

Key words
fathering, fatherhood, paternity, patriarchy, modern fathering, attitude to fatherhood, traditional culture, ethnopedagogical phenomenon, pedagogical support.

_________

Новый исторический период глобальных технических и социальных перемен накладывает свой отпечаток на все социальные институты. Семья - не исключение. Становясь более открытой системой, в которой роли и обязанности, структура отношений широко варьируются, современная семья в то же время теряет стабильность, зачастую не выполняя отведенные ей функции, а иногда и вовсе разрушается, что подтверждает огромное количество разводов, неполных семей и не снижающееся число детских домов.

В данной ситуации становится актуальной задача поиска концептуальных основ, содержания и форм поддержки современной семьи, в целом и родительства, в частности. В этом вопросе все большую актуальность приобретают исследования проблематики отцовства, которое по мнению многих исследователей характеризуется такими кризисными тенденциями, как либерализация отцовства, «отсутствующее отцовство», мужской эскапизм, «инфляция образа отца» [1- 3]. Как пишет В.Д. Спасов: «Имея размытые представления о своей роли в семье, мужчина чувствует себя в ней лишним и в последствии, покидает» [4, с.3]. М.В. Бутаев отмечает, что «обесценивание роли отцовства в условиях кризиса института семьи инициирует риск потери гендерной идентичности и кризис маскулинности» [5, c.8].

В условиях «социальной неопределенности» современных отцов, на наш взгляд, представляет интерес обращение к многовековому опыту народной педагогики и культуры, в которой мужчины, являющиеся главами семейств, занимал лидерские позиции в жизни общины. В данной работе предпринята попытка исследования отцовства как этнопедагогического феномена с целью выявления его особенностей в той или иной культуре, а также адаптации народного педагогического опыта в организации психолого-педагогической поддержки современного отцовства.

В рамках исследования отцовства в культурах русского и арабского народов были рассмотрены различные исторические периоды, начиная со средневековья, однако основное внимание было уделено периоду XVIII-XIX веков, а конкретно – быт и со-циально-культурная жизнь крестьянской общины, которая являлась носителем рус-ской традиционной культуры во всём ее многообразии. Аналогичный период рас-сматривался в отношении арабской культуры, которая более того, характеризуется большей консервативностью и сегодня.

Первым этапом исследования стало изучение феномена отцовства с позиций этнопедагогического подхода, а также анализ репрезентации отцовства в культурах русского и арабского народов.

Будучи многогранным феноменом общественной жизни, отцовство может определяться как биологическая функция, социальная роль, психологическое образование На основе различных определений данного явления [6 - 8], с позиций этнопедагогического подхода можно рассмотреть отцовство как определяемую национальной культурой и историческим наследием систему представлений об отцовстве, отцовской позиции и деятельности по обеспечению и воспитанию ребенка, направленной на формирование эмоциональной и духовной связи с ребенком, передачу существующих ценностей, установок и накопленного социального опыта.
.
На основе междисциплинарного анализа отцовства с целью выявления его этнопедагогической сущности, были определены социально-культурные и психолого-педагогические аспекты, характерные для отцовства в культуре конкретного народа / социума, а также параметры анализа (табл. 1), которые использовались при изучении отцовства в культуре русского и арабского народов (XVII-XIX вв).

Таблица 1

Анализ отцовства в рамках этнопедагогического подхода
 

Аспекты

Параметры анализа

Социо-культурные

Содержание роли отца, ожидания, функции, стереотипы, господствующие в изучаемой культуре

Институциональные практики и социальная политика в отношении отцовства

Общественная, профессиональная занятость отца, экономическая состоятельность

Идеология отцовства и маскулинности, принятая в окружении

Типичная структура семьи (количество жен, детей, которых имеет и за которых ответственен отец), специфика и характер отношений между супругами, природа семейных отношений

Репрезентация отцовства в народном творчестве, фольклоре

Репрезентация отношения к отцовству в ритуалах, обычаях, этикете

Реализация мужского начала в господствующей религии, верованиях

Психолого-педагогические

Отцовская позиция

Стиль воспитания, тип семейных отношений

Характерные для данного общества методы и формы воспитания

Тип родительского авторитета

Содержание отцовского взаимодействия с детьми, объем контактов


В ходе параметрального анализа представлений о мужчинах и отцах в социуме и основной религии, существующих ритуалов и традиций, а также норм этикета и национального фольклора [9-15 и др.] были определены общие черты и различия в репрезентации отцовства в традиционной русской и арабской культуре. были определены следующие общие черты и различия в репрезентации отцовства в традиционной русской и арабской культуре (табл. 2):

Таблица 2

Характеристика отцовства в культуре русского и арабского народов XVII-XIX вв

 

Параметры сравнения

Русская культура

Арабская культура

Отношение к мужчине в социуме

Главенствующая позиция мужчины в управлении обществом, решении экономических и политических вопросов (в русской общине глава семьи – большак, управление общиной осуществлялось советом большаков)

Социальная и профессиональная занятость, основные функции мужчины

экономическое обеспечение семьи, представление интересов семьи, защита членов семьи

Представление мужчины-отца в главенствующей религии

Христианство. Отец - представитель Бога-отца в семье [9,10].

Ислам. Отец – транслятор воли Бога-мужчины в семье [11;12].

Специфика семейной структуры, отношений с супругами

патриархальная иерархическая структура семьи, подчиненная роль женщины и детей, многодетность, многопоко-ленность, одна супруга [10,13]

патриархальная иерархическая структура семьи, подчиненная роль женщины и детей, многодетность, многопоко-ленность, возможность многоженства

Образ отца в фольклоре

сумасбродный отец-царь, пожилой мудрый отец, отец-защитник, отец-мастер

Отец – глава семьи, защитник, воин, пожилой мудрый отец

Представления об отцовстве в традициях, этикете

обычаи и традиции, закрепляющие авторитет отца, почитание старших в приеме пищи, приветствии, прощании, получение родительского благословения

Обязанности отца по отношению к детям

Защита, финансовое обеспечение, формирование нравственных качеств, контроль поведения, влияние на основополагающие сферы жизни ребенка: организация обучения, религиозное воспитание, выбор супруга, помощь в организации самостоятельной взрослой жизни, обучение, социализация и воспитание мальчиков

Защита, финансовое обеспечение, формирование нравственных качеств, контроль поведения, влияние на основополагающие сферы жизни ребенка: организация обучения, религиозное воспитание, выбор супруга, помощь в организации самостоятельной взрослой жизни, обучение, социализация и воспитание мальчиков. Защита дочерей после замужества [11;14;12]

Особенности взаимодействия отцов с детьми

Эмоциональная сдержанность, создание атмосферы нравственного поведения и отношений в семье [10; 11]

Содержание, методы и формы воспитания

Пример, поручения, инструктаж, беседа, совместная трудовая деятельность (с сыновьями)

 

Проведенный анализ подтверждает сходство репрезентации института отцовства в обеих культурах. Специфическими чертами арабского отцовства являются возможность многоженства, обязанность отца защищать своих дочерей даже после замужества и более строгое разделение обязанностей отца и матери в хозяйственном плане, отличия в формах этикета и обрядах. Тем не менее данные отличия не являются, на наш взгляд, существенными.

На основе изученных источников можно заключить, что укреплению роли отца в культуре и общественной жизни арабского и русского народов способствовали такие факторы, как: главенствующая роль мужчины в основных религиях русского и арабского народа (ислам, христианство), общинный характер отношений в семье, четкая иерархическая структура семьи [10 - 12;15]; многодетность; сегрегация обязанностей на мужские и женские; послушание жены, принятие авторитета мужчины [11;16], опосредованный характер воспитания отец – мать – дети; материальная зависимость от отца.

Многие народные традиции не могут быть перенесены в современные условия, однако важным становится сохранение духовной связи отца и ребенка, духовного наставничества, а также идеи двусторонности воспитания, в которой позиция лидера накладывала ответственность на отца, формируя его нравственный облик. Также могут быть сохранены традиции этикета, возрождены практики совместного труда, приема пищи и др. Подобное наследие народной культуры и традиций воспитания, на наш взгляд, может и должно учитываться в организации психолого-педагогической работы с семьей, и отцами в частности.

В рамках следующего этапа работы был проведен сравнительный анализ отношения к современному отцовству среди респондентов России и Сирии. Констатирующее исследование включало в себя анкетирование молодых мужчин – студентов НовГУ, не имеющих детей (20 из них – студенты из арабских стран) с целью определения их отношения к будущему отцовству; исследование с мужчинами в возрасте 30-45 лет для выявления их отношения к отцовской роли и сопоставления современного отцовства с традиционными паттернами (2 группы по 120 человек в каждой из стран); анкетирование школьников (2 группы учеников 15-16 лет по 30 человек – сыновья испытуемых из основной выборки). В работе применялись «Опросник родительской идентичности» [12], а также авторские опросники.

Исследование подтвердило наличие положительной мотивации и ответственного отношения мужчин к отцовству. Результаты опросника родительской идентичности показали, что для мужчин в обеих странах остается близким традиционных взгляд на отцовство, при котором мужчина является кормильцем семьи. При этом были получены значимые различия в оценке роли мужчины в социуме и в браке. Отношения российских мужчин с супругами и женщинами в целом характеризуются большей демократичностью. В отцовском поведении они не склонны выбирать «власть и силу», больше склоняются к «заботе и привязанности», что подтверждает их ориентацию на новый тип отцовства.

Отношение к отцам у российских и сирийских школьников характеризуется положительными эмоциями, признанием родительского авторитета, однако значительная часть школьников (60% в РФ и более 40% в Сирии) не находит общих интересов с отцами, и не всегда получает достаточно внимания со стороны последних. Исследование отношения к отцовству среди студентов-выпускников подтверждает их желание стать отцами. 65% опрошенных готовится стать понимающими, любящими папами. Большинство респондентов отмечает невозможность полноценного воспитания и взросления ребенка без отца.

Результаты констатирующего исследования подтверждают значимость отцовской роли для респондентов, а также принятие как современных отцовских практик, так и традиционных взглядов на фигуру отца, что подтверждает возможность опоры на идеи этнопедагогики в организации педагогической работы с современными отцами.

На основе изученных отцовских практик, форм репрезентации отцовства и традиций, связанных с отцовской деятельностью, была разработана программа психолого-педагогической поддержки отцовства, направленная на создание условий для формирования у мужчин навыков ответственного, позитивного отцовства и ориентацию на воспитательную деятельность в семье.

Работа в рамках программы строится по трем направлениям: с отцами, матерями и детьми, которые создают одно целое – семью. Содержание программы можно разделить на информационный и операционально-деятельностный блоки, каждый из которых реализуется в работе с отцами, детьми и матерями одной семьи.

Таблица 3

Содержание программы психолого-педагогической поддержки отцовства на основе этнопедагогических идей

 

Информационный блок

Работа с отцами

Работа с матерями

Работа с детьми

- информирование психологических особенностях ребенка на разных возрастных этапах

- информирование о важности отцовского воспитания и присутствия отца для социализации и развития ребенка,

- информирование о современных исследованиях отцовства в рамках различных наук, типологиях отцовства, мерах поддержки отцовства в России

- знакомство с лучшими образцами отцовского воспи-тания в традиционной куль-туре народа

- информирование о важности отцовского воспитания и присутствия отца для социализации и развития ребенка,

- коррекция гендерных стереотипов, создание ценностного образа отца;

- информирование о современных исследованиях отцовства в рамках различных наук, типологиях отцовства, мерах поддержки отцовства

- знакомство с лучшими образцами материнского воспитания в традиционной культуре народа

- изучение стихов, сказок, фильмов, пословиц, посвященных отцовству, обсуждение их содержания,

- знакомство с особенностями жизни ребенка в народной культуре

Операционально-деятельностный блок

Работа с отцами

Работа с матерями

Работа с детьми

- развитие интереса к истории семьи, семейным традициям, биографии прародителей и предков;

- укрепление отношений с собственными отцами

- организация позитивного информационного влияния посредством общения с другими (успешными) отцами

- развитие воспитательных и коммуникативных умений отцов

- укрепление лидерской позиции отца в семье

- формирование ценностного отношения к супругу

- организация позитивного информационного влияния посредством общения с другими матерями

- развитие коммуникативных умений в общении с супругом

- развитие умения уступать, женского послушания

- формирование ценностного отношения к отцу

- формирование положительного образа отца в жизни семьи

 

Изучение традиций семейного воспитания, закрепленных в народной культуре прошлых поколений, перенесение их в современную воспитательную практику, позволит, на наш взгляд, сохранить баланс между современными демократическими тенденциями развития отцовства и лучшими его проявлениями в прошлом, обогатит воспитательную деятельность и общение отца с детьми, будет способствовать его осознанию отцовской роли и ее значения в жизни детей.

Литература

  1. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. [Электронный ресурс] URL: http://www.libma.ru/psihologija/muzhchina_v_menjayushemsja_mire [Дата обращения 01.09.2017]

  2. Игнатова О.В. «Кризис отцовства» как индикатор гендерной асиммет-рии // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. – № 2. – С.50-57.

  3. Хитрук Е.Б. Философские предпосылки формирования феномена «От-сутствующий отец» в современной культуре // Вестник Томского государствен-ного университета. 2013. – № 368. – С.54-59.

  4. Спасов В.Д. Философско-культурологический анализ феномена отцовства в европейской культуре: автореф. дисс. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2013. – 23с.

  5. Бутаев М.В Проблема отцовства в социальной философии: дисс. канд. философ. наук: 09.00.11/ Бутаев Максим Витальевич. – Саратов, 2013. – 144с.

  6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова - М.: Изд – во Института психотерапии, 2003. – 320 с.

  7. Смыслов Д.А., Доценко И.В. Отцовство как общественный и социально-психологический феномен // Ученые записки РГСУ.2011. – №7 (95). – С.133-139.

  8. Некрасов, С.Д., Рябикина, З.И., Тиводар А.Р. Определимся с понятием «Отцовство» / С.Д. Некрасов, З.Ию Рябикина., А.Р. Тиводар // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2013. №86. – С.1-11.

  9. Глазкова Т.В. Образ и роль отца в русской культуре // Культура культуры. 2016. №2 (10). [Электроный ресурс] URL: http://cult-cult.ru/character-and-role-of-father-in-russian-culture/ [Дата обращения 01.09.2017]

  10. Громыко М.М. О воззрениях русского народа / М.М. Громыко – М.: Паломник, 2007 – 528с.

  11. Abudabbeh, N. Arab Families: An Overview [Электронный ресурс] URL: http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic545407.files/Abudabbeh.pdf [Дата обращения 01.09.2017]

  12. Josef, S. Gender and Family in the Arab World [Электронный ресурс] URL: http://pogar.org/localuser/pogarp/gender/suad/gender.pdf [Дата обращения 01.09.2017]

  13. Миронов, Б.Н. Историческая социология России: Учебн. Пособие/ под общ. Ред. В.В. Козловского / Б.Н. Миронов – Спб.:Издательский дом С.-Петерб. Ун-та: Интерсоцис, 2009 – 536с.

  14. Ammar, H. Growing up in an Egyptian village (Silwa, Province of Aswan). London, 1954. P. 203–204.

  15. Борисенко, Ю.В. К проблеме исследования отцовства: русскоязычный вариант методики Caregiving and Breadwinning reflected Appraisal inventory (CBirai) //Психологическая диагностика. 2014. – № 1. – С.3-36.

  16. Российская семья: Энциклопедия – М.: Издательство РГСУ, 2008 – 624 с.

Рекомендовано к публикации:
М.Б. Калашникова, доктор психологических наук, научный руководитель работы,
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Kon I.S. Muzhchina v menyayuschemsya mire. [Elektronnyiy resurs] URL: http://www.libma.ru/psihologija/muzhchina_v_menjayushemsja_mire [Data obrashcheniya 01.09.2017]

  2. Ignatova O.V. «Krizis ottsovstva» kak indikator gendernoy asimmet-rii // Aktu-alnyie problemyi psihologicheskogo znaniya. 2010. – # 2. – S.50-57.

  3. Hitruk E.B. Filosofskie predposyilki formirovaniya fenomena «Ot-sutstvuyuschiy otets» v sovremennoy kulture // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2013. – # 368. – S.54-59.

  4. Spasov V.D. Filosofsko-kulturologicheskiy analiz fenomena ottsovstva v ev-ropeyskoy kulture: avtoref. diss. ... kandidata filosofskih nauk: 24.00.01 / Altayskiy gosudarstvennyiy universitet. Barnaul, 2013. – 23s.

  5. Butaev M.V Problema ottsovstva v sotsialnoy filosofii: diss. kand. filo-sof. nauk: 09.00.11/ Butaev Maksim Vitalevich. – Saratov, 2013. – 144s.

  6. Ovcharova R. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditelstva [Tekst] / R.V. Ov-charova - M.: Izd – vo Instituta psihoterapii, 2003. – 320 s.

  7. Smyislov D.A., Dotsenko I.V. Ottsovstvo kak obschestvennyiy i sotsialno-psihologicheskiy fenomen // Uchenyie zapiski RGSU.2011. – #7 (95). – S.133-139.

  8. Nekrasov, S.D., Ryabikina, Z.I., Tivodar A.R. Opredelimsya s ponyatiem «Ottsov-stvo» / S.D. Nekrasov, Z.Iyu Ryabikina., A.R. Tivodar // Nauchnyiy zhurnal KubGAU - Scientific Journal of KubSAU. 2013. #86. – S.1-11.

  9. Glazkova T.V. Obraz i rol ottsa v russkoy kulture // Kultura kulturyi. 2016. #2 (10). [Elektronyiy resurs] URL: http://cult-cult.ru/character-and-role-of-father-in-russian-culture/ [Data obrashcheniya 01.09.2017]

  10. Gromyiko M.M. O vozzreniyah russkogo naroda / M.M. Gromyiko – M.: Palomnik, 2007 – 528s.

  11. Abudabbeh, N. Arab Families: An Overview [Elektronnyiy resurs] URL: http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic545407.files/Abudabbeh.pdf [Data obrashcheniya 01.09.2017]

  12. Josef, S. Gender and Family in the Arab World [Elektronnyiy resurs] URL: http://pogar.org/localuser/pogarp/gender/suad/gender.pdf [Data obrashcheniya 01.09.2017]

  13. Mironov, B.N. Istoricheskaya sociologiya Rossii: Uchebn. Posobie/ pod obshch. Red. V.V. kozlovskogo / B.N. Mironov – Spb.:Izdatel'skij dom S.-Peterb. Un-ta: Intersocis, 2009 – 536s.

  14. Ammar, H. Growing up in an Egyptian village (Silwa, Province of Aswan). London, 1954. P. 203–204.

  15. Borisenko, Yu.V. K probleme issledovaniya ottsovstva: russkoyazyichnyiy variant metodiki Caregiving and Breadwinning reflected Appraisal inventory (CBirai) //Psihologicheskaya diagnostika. 2014. – # 1. – S.3-36.

  16. Rossiyskaya semya: Entsiklopediya – M.: Izdatelstvo RGSU, 2008 – 624 s.

 


Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100