Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2017

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2509

2017 г., выпуск № 4 (август)


Садовникова Вера Николаевна
аспирант кафедры педагогики, Тульский
государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, г. Тула
silentium6655@yandex.ru


Педагогическая составляющая деятельности режиссера: зарождение, становление, развитие (Россия, XIX век)

Аннотация
Статья посвящена вопросу зарождения и развития педагогической составляющей режиссерской деятельности. Определено, какие явления и процессы театральной сферы детерминировали перенос акцентов в деятельности режиссера на педагогическую составляющую работы с актерами. Рассмотрены взгляды деятелей театра на то, каким должен быть режиссер как педагог. Описано появление отдельных элементов системы профессиональной подготовки актера, выявлены причины формирования «студийной педагогики».

Ключевые слова
режиссер как педагог, педагогические функции режиссера, сценическая школа работы с актерами, студия.

_________

Vera N. Sadovnikova
Graduate student of the Department of Pedagogy, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University , Tula
silentium6655@yandex.ru


Pedagogical component of the director: origin, formation, development (Russia, XIX century)

Abstract
The article is devoted to the question of the origin and development of the pedagogical component of the director's activity. It is determined which phenomena and processes of the theatrical sphere determined the transfer of accents in the activity of the director to the pedagogical component of work with the actors. The views of the theater's actors on what the director should be like a teacher are considered. The appearance of separate elements of the professional training system of an actor is described, the reasons for the formation of "studio pedagogy" are revealed.

Key words
director as a teacher, pedagogical functions of a director, a stage school of work with actors, studio.

_________

В словаре Брокгауза и Эфрона отмечено, что «режиссер» происходит от французского «régisseur». Трактовка гласит: это лицо, руководящее актерами, игрой, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее декорациями, костюмами, словом и пр. Авторы словаря утверждают, что это дело режиссерского искусства, которое должно выпукло выдвинуть идею пьесы, осветить ее главные моменты, умело скрыть недостатки и слабые стороны как самого произведения, так и исполнения. Также указано, что все выдающиеся режиссеры как на Западе, так и в России раньше были актерами, например, Дюбуа-Давен (25 лет управлявший сценою Théâtre Français) или Кронек (режиссер Мейниннгенской труппы); Яблочкин, Е. Воронов и т.д. [1]

Наличие специального лица, занимающегося постановками и прочими вопросами жизни театра, было известно издревле, однако стоит разграничивать режиссуру и постановочное искусство. Постановочное искусство зародилось вместе с театром, но его функции первоначально выполняли драматурги (авторы пьес), а собственно режиссура является более поздним феноменом. В России понятие «режиссер» в первый раз встречается в источниках эпохи Елизаветы Петровны: речь идет о французской труппе, в русском языке тогда бытовал термин «директор спектакля». [2, с. 23]

В XVIII веке основными функциями режиссера являлись административные, к тому же ведущие актеры могли выполнять режиссерские обязанности. Стоит выделить, своего рода, «преимущество исполнителей главных ролей», когда ведущий актер мог влиять на принятие решений, по поводу исполнения ролей второго плана, указывать на ошибки и непосредственно вносить коррективы в репетиционный процесс. Постепенно в российском театре возникла должность режиссера, который руководил труппой актеров, но не касался творческих вопросов.

Важное влияние на изменение функций режиссера оказал уход из театра классицизма - когда разрушилась строгая регламентация поведения актера. Одним из ранних свидетельств появления в России «нового» режиссера является особое письмо Е. С. Семеновой от 23 февраля 1826 года в связи с предполагаемой постановкой «Андромахи» П. А. Катенина, в котором шла речь о необходимости привлечения к постановке спектакля особого лица, способного объединить все элементы представления и согласовать все творческие усилия. «Нужен, - считала Семенова, - человек, любящий театр, просвещенный, чувствующий силу игры, знающий драматическую часть и могущий отдать сам себе отчет в верности своих распоряжений». [3, с. 23] Велась речь о режиссере, который вырабатывал законы единства построения спектакля, об изучении роли. По задумке, такой режиссер должен был освободить ведущего актера от чрезмерной нагрузки, чтобы исполнение не зависело от случайностей.

Данное письмо обнаружило свою двойственность: идея «режиссера», который руководил постановкой спектакля, опиралась на эстетику классицизма, а в трактовке и пояснении шла речь о романтическом театре, где спектакль опирался на «первого» актера, все же остальные лица признавались маловажными и второстепенными. Такой подход нельзя признать режиссерским, но уместно говорить о предрежиссерской эпохе: постепенно начала складывалась благоприятная почва для становления режиссерского театра и приобретения режиссером новых функций.

Желание Семеновой найти и привлечь именно такой «тип» режиссера в театральную сферу не было новым, но было попыткой сделать его официальным лицом. В театре появилась плеяда «просвещенных дилетантов», не имевших реальных средств и полномочий воплотить в жизнь новые требования к режиссеру, к подобным энтузиастам можно отнести Ф. Ф. Кокошкина, возглавившего московскую сцену, П. И. Тюфякина, управлявшего дирекцией московских театров, и др. У данного «типа» режиссера перечень обязанностей включал в себя решение административных и творческих вопросов, а педагогический аспект оставался затронутым лишь фрагментарно. Особое место в ряду режиссеров той эпохи занял А. А. Шаховский, который существенно расширил перечень свои обязанностей, сделав большой шаг по направлению к появлению режиссерского театра.

А. А. Шаховский в беседе с писателем П. А. Смирновым, присутствовавшим на репетиции пьесы «Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь» и задавшим драматургу вопрос, почему он не поручает половину своих хлопот режиссеру, рассуждал о том, каким должен быть театральный режиссер: высокообразованным и сведущим во всех аспектах театральной жизни, улавливать потребности публики, учить и воспитывать актеров, являться безусловным авторитетом в театре. [4, с. 23]

Стоит отметить, что еще не существовало системы воспитания актера, обычно велась индивидуальная работа с ведущим актером постановки, а все остальные исполнители «подстраивались» под его игру.

Влияние на расширение функций режиссера оказали внутренние творческие изменения в театре: произошло изменение системы «амплуа», ставшей более разнообразной, дифференцировались исполнители трагедии и драмы, появилось амплуа «гримов». Изменения в системе амплуа влияли на режиссерскую целостность спектакля, так что резонно встал вопрос об изменении актерского подхода к игре. Существенную роль в осмыслении и решении этой проблемы в российском театре сыграл М. С. Щепкин. Он предложил новый подход к роли, утверждая, что актер должен уметь представлять характеры любого жанра. М.С. Щепкин из множества выдающихся деятелей культуры и искусства впервые сформулировал и частично систематизировал законы актерской профессии, реформировал весь педагогический процесс в подготовке будущего актера, определил и конкретизировал развитие театральной педагогики. [5, с. 169]

По словам современников, Михаил Семенович осуществлял контроль над коллективом актеров, руководил их подготовкой к спектаклю (вплоть до нанесения грима), считал важным выстраивать подробные репетиции, где тщательно прорабатывались все роли, чтобы ярче показать характер каждого персонажа. Сценическая школа для молодых актеров опиралась на сложившийся опыт, накапливая отдельные теоретические осмысления и постепенно складываясь в систему. Принципы работы с актерами (принципа ансамбля и принцип творческого общения), которые выдвинул М. С. Щепкин, постепенно стали широко использовать в своей профессиональной деятельности и другие.

Особенности работы режиссера того периода времени позволяют говорить о многообразии его обязанностей, но последовательная система работы режиссера, пути и способы работы с актерами вплоть до конца XIX века не были проработаны. Идея объединения руководства всеми сторонами театрального процесса возникла, но не находила окончательного оформления. По сути, режиссер оставался одним из участников театральной труппы, свободный от какой-либо роли и контролирующий актеров, правильность их работы. Если же актеры во время репетиций вполне справлялись со своими обязанностями, то в режиссере отпадала необходимость. Однако в последние десятилетия XIX века на почве интеллектуальных изысканий в театральной среде сложились условия для возникновения режиссерского театра.

В России начало собственно режиссерского театра было положено открытием в 1898 году Московского Художественного театра. МХТ основывался уже на принципах режиссерского театра, что потребовало иной организации коллектива (по сравнению с актерским театром) и подчинение творческого процесса режиссеру.

Возникновение МХТ было связано с попыткой вернуть театру его общественную значимость, а для серьезной реорганизации театральной деятельности Станиславскому и Немировичу-Данченко потребовался актер иного типа, обладающим высоким уровнем образования и определенными художественными и гражданскими идеалами. В связи с этим получила поддержку идея о введении обязательного образовательного ценза для актеров и режиссеров, в том числе известный театральный деятель и актер А. П. Ленский настаивал на отсечении большого количества актеров, не имеющих профильного образования. [4, с. 57]

Необходимо отметить роль Станиславского в появлении МХТа и формировании требований к актеру нового типа, т.е. системы профессиональной подготовки. Вс. Э. Мейерхольд описывал МХТ как «академию драматического искусства», а Станиславского не просто как режиссера нового типа и создателя режиссерского театра, а «режиссера-учителя», имеющего широкие педагогические функции и воспитывающего актеров. Станиславский пришел к режиссерскому театру через актерский, благодаря ему, разрозненная методика и элементы профессиональной подготовки актера стали превращаться в целостную систему.

Театры-студии сыграли важную роль в развитии русского театра. Зарождение театров-студий в России приходится на 10-20-е годы XX века. К. С. Станиславский и его единомышленники создавали Первую Студию МХТ как лабораторию для разработки принципиально новой актерской школы. [6, с. 28] Их появление имело целью: 1) профессиональную подготовку актера; 2) разработку принципов и методов воспитания актерского мастерства, а также «тестирование» в практической деятельности. Студии появились при МХТе отчасти случайно - в качестве экспериментальной лаборатории, именно в них разрабатывались и практически апробировались многие элементы профессиональной подготовки актера. Немаловажным фактором профессиональной подготовки начинающих актеров стало самоопределение и самоутверждение многих учеников этих студий как самостоятельных творцов.

Студия должна была явиться зародышем будущих провинциальных театров, руководимых принципами МХТ, «подготовлять новых актеров, давая молодым силам более случаев совершенствоваться, нежели мог им предоставить театр, где не часто сменявшиеся постановки сполна расходились между основными актерами труппы. Кроме того, имелось в виду изыскание новых методов постановки для тех пьес, которые по тем или иным причинам не входили в репертуар театра». [7, с. 254]

Каждая из студий имела особенности и характерные черты деятельности, которые проявлялись в многочисленных экспериментах и поисках путей и способов развития творческого потенциала актера. Первая студия просуществовала недолго (май-октябрь 1905 года), но именно тогда удалось выявить основные «правила» успешного и продуктивного существования подобного объединения: «учебная» группа должна быть однородной по своим творческим особенностям; необходимо выработать концепцию студии, то есть учебную программу; педагогическая составляющая должна преобладать над эстетической; учебный процесс нельзя соединять с театральными постановками. [8, с. 5-6]

Опыт студии «на Поварской» определил дальнейшее развитие и влияние студий на театральную сферу в России; например, 1-я студия МХТ под руководством Станиславского, а в дальнейшем Вахтангова и Сулержицкого и «экспериментальная студия» Мейерхольда и прочие. В каждой из них существовала своя учебная программа, но общим являлось: 1) постижение органики творчества и его сущности; 2) механизмов формирования творческих навыков и, как следствие, профессиональной подготовки актера. [8, с. 7-8]

Режиссерский театр, таким образом, вызвал к жизни новое явление - формирования авторских школ профессиональной подготовки актера. Педагогическая составляющая режиссерской деятельности приобрела особое значение. Работа режиссера с актерами выделилась в самостоятельную, значимую и неотъемлемую педагогическую функцию, которая начала свое активное развитие и совершенствование.

Литература

  1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / ред. Андреевский И. Е, Арсеньев К. К., Петрушевский Ф. Ф. - Спб.: изд-во Семеновская типолитография (И. А. Ефрон), 1890—1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/86623  [дата обращения: 20.04.2017].

  2. Ратов С. М. Роль режиссера в прошлом нашего театра / С. М. Ратов // Библиотека “Театра и искусства”. – 1905. - кн. XIII – XIV. - с. 23.

  3. Альтшуллер А. Я. Мнение актрисы Катерины Семеновой об улучшении драматических представлений / А.Я. Альтшуллер // Театр. - 1952. - №11. - с. 138-139.

  4. У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX – начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии/ Ред. кол.: С. В. Владимиров, Ю. К. Герасимов, Н. В. Зайцев и др. - Л., 1976. – 336 с.

  5. Игнатова И. Б., Борзенко Д. А. Педагогические воззрения М. С. Щепкина / И. Б. Игнатова, Д. А. Борзенко // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №2. - С.168-172

  6. Шевченко Е. П. Творческие принципы Е. Б. Вахтангова в практике современного театра-студии / Е. П. Шевченко // СИСП. - 2014. - №6 (38). - С.27-31

  7. Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX века. – М.: изд-во «Навона», 2014. – 560 с.

  8. Студийные течения в советской режиссуре 1920 – 1930-х годов: Сборник научных трудов / Ред.-сост. В. М. Миронова, отв. ред. Д. И. Золотницкий. - Л., 1983. - 134 с.

Рекомендовано к публикации:
Е.Ю.Ромашина, научный руководитель, доктор педагогических наук,
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Entsiklopedicheskiy slovar F.A. Brokgauza i I.A. Efrona / red. Andreevskiy I. E, Arsenev K. K., Petrushevskiy F. F. - Spb.: izd-vo Semenovskaya tipolitografiya (I. A. Efron), 1890—1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/86623  [data obrascheniya: 20.04.2017]

  2. Ratov S. M. Rol rezhissera v proshlom nashego teatra / S. M. Ratov // Biblioteka “Teatra i iskusstva”. – 1905. - kn. XIII – XIV. - s. 23.

  3. Altshuller A. Ya. Mnenie aktrisyi Katerinyi Semenovoy ob uluchshenii dramaticheskih predstavleniy / A.Ya. Altshuller // Teatr. - 1952. - #11. - s. 138-139.

  4. U istokov rezhissuryi: Ocherki iz istorii russkoy rezhissuryi kontsa XIX – nachala XX veka: Trudyi Leningradskogo gosudarstvennogo instituta teatra, muzyiki i kinematografii/ Red. kol.: S. V. Vladimirov, Yu. K. Gerasimov, N. V. Zaytsev i dr. - L., 1976. – 336 s.

  5. Ignatova I. B., Borzenko D. A. Pedagogicheskie vozzreniya M. S. Schepkina / I. B. Ignatova, D. A. Borzenko // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. - 2011. - #2. - S.168-172

  6. Shevchenko E. P. Tvorcheskie printsipyi E. B. Vahtangova v praktike sovremennogo teatra-studii / E. P. Shevchenko // SISP. - 2014. - #6 (38). - S.27-31

  7. Znosko-Borovskiy E. A. Russkiy teatr nachala XX veka. – M.: izd-vo «Navona», 2014. – 560 s.

  8. Studiynyie techeniya v sovetskoy rezhissure 1920 – 1930-h godov: Sbornik nauchnyih trudov / Red.-sost. V. M. Mironova, otv. red. D. I. Zolotnitskiy. - L., 1983. - 134 s.
     


Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100