Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2016

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2458  

2016 г., выпуск № 2 (апрель-июнь)

Левченко Александр Емельянович
доцент кафедры психологии, социальной работы и реабилитации, Луганский государственный университет им. Владимира Даля, г. Луганск

Резникова  Оксана Антольевна
педагог-организатор СШ №32, г. Луганск

Значение педагогического взаимодействия в развитии творческого потенциала учащихся

Аннотация
Авторы приходят к выводу, что в обучении творчеству важную роль играет интеракция «ученик - произведение искусства». Способность вызвать живой отклик в сознании человека - наиболее важная особенность искусства. Однако далеко не всегда ребенок готов сам вступить в такой диалог. В инициировании этого диалога очень важна роль учителя - фасилитатора.

Ключевые слова
интеракция, развитие творческого потенциала, метод, инициатива, духовное самосовершенствование.

Новые требования общества к результатам образовательной деятельности, создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высокого образовательного уровня, обеспечение возможностей постоянного духовного самосовершенствования личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации - вот задача деятельности учебного заведения.

Решение этой задачи требует проектирования таких педагогических методов и технологий, которые создают условия для творческого развития, формировали  готовность и потребность в творчестве. Это возможно, прежде всего,  на уроках изобразительного искусства. Использование методов интерактивного обучения - один из путей решения этих задач. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что обучение происходит при постоянном активном взаимодействии всех участников.

К теоретической основе введения интерактивных методов обучения можно отнести системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к построению дидактических процессов; теорию оптимизации педагогического процесса. Теоретические и практические разработки в этой области принадлежат В. Гузееву [1], А. Гину [2], А. Пометун, Л. Пироженко [3],  А. Фасоль [4].

Существуют различные подходы к определению интерактивного обучения. Одни ученые определяют его как диалоговое обучение: "Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога... (с компьютером, с человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалог обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика" [5, 6]. Другие исследователи полагают, что это "... учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся - это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве)..." [3; 7].

Так или иначе,  интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеющая целью  создание комфортных условий обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Рассмотрим их.

Интерактивные технологии в современной школе

Главная задача уроков изобразительного искусства - дать учащимся сведения о связи изобразительного искусства с жизнью, ознакомить их с различными его видами и особенностями художественно-образного языка, материалами, инструментами, стимулировать тягу к образному творчеству, учить наблюдать, анализировать и последовательно передавать это в своих работах.

Повышение эффективности обучения напрямую зависит от целесообразности подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных учебной теме методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Традиционное толкование термина «методы обучения» таков: это "упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач" [5].

На практике бывает трудно определить четкие границы между различными методами обучения: они пересекаются, дополняют друг друга, складываются в комплексный «пакет», систему приемов, с помощью которых педагог и ученики реализуют поставленные цели. Выбор методов обучения обусловлен: целями обучения; содержанием учебного материала и спецификой предметной области; темпом и сроком процесса обучения; стилем обучения и уровнем педагогического мастерства педагога; дидактическим и материально-техническим обеспечением процесса обучения; уровнем подготовки учащихся.

Универсальных рекомендаций по составу и применение методов обучения не существует. Поэтому учитель самостоятельно принимает решение об использовании того или иного метода на основе своего собственного опыта, учета особенностей психического состояния учащихся аудитории с целью максимальной эффективности процесса обучения.

При планировании конкретных уроков педагогу необходимо учитывать, что любой метод обучения должен в той или иной степени обеспечивать: активное участие учащихся в процессе обучения; установление обратной связи в системе «педагог-ученик»; возможность применения приобретенных навыков и знаний в реальных жизненных и учебных ситуациях; развитие целевых навыков поведения (самостоятельной творческой деятельности, работы в малых группах); мотивацию учащихся к повышению эффективности своей деятельности на занятиях и в реальных ситуациях; возможность получать знания на групповом и индивидуальном уровнях.

В процессе обучения наиболее целесообразно использование, в первую очередь, тех методов, при которых: у учащихся развивается желание к творческой, продуктивной работе; ученики стремятся к активным действиям, достигают успехов и мотивируют собственное поведение; отрабатываются модели поведения, необходимые для успешной профессиональной или предпринимательской деятельности. Этим требованиям наиболее соответствуют интерактивные методы обучения (ИАМО).

ИАМО предусматривают как фронтальную работу учащихся, так и работу малыми группами. Правила организации интерактивного обучения:

  • В работу должны быть вовлечены (в той или иной степени) все ученики;

  • Активное участие учащихся в работе должно поощряться;

  • Учащиеся должны самостоятельно разработать и выполнять правила работы в малых группах;

  • Учеников при использовании ИАМО не должно быть более 30 человек. Только в этом случае возможна продуктивная работа в малых группах;

  • Учебная аудитория должна быть подготовлена к работе в больших и малых группах.

Практика показывает, что при использовании ИАМО, ученики запоминают 80% того, что высказывали сами; 90% того, что делали сами. Улучшается не только запоминание материала, но и его идентификация, использование в повседневной жизни. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и тому подобное.

Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные.

Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от двух до шести человек), вторые - совместную работу и взаимообучения всего класса. При обсуждении в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты, выступление при фронтальной работе - 1 минута.

Групповые методы:

1. Работа в парах. Ученики работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мнениями и позволяет быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях является бъемными по времени или невозможными (обсудить произведение, рисунок, вообще информацию, вывести итог урока, события и т.д., взять интервью друг у друга, проанкетировать партнера). После этого один из партнеров сообщает перед классом о результатах.

2. Работа в тройках. В тройках лучше проводить обсуждения, обмен мнениями, подведение итогов или наоборот, выделение непохожих мыслей.

3. Сменяемые тройки. Все тройки класса получают одно и то же задание, а после обсуждения два из трех членов тройки переходят в другие тройки и знакомят членов новых троек с достоянием своей.

4. 2 + 2 = 4. Две пары отдельно работают над упражнением в течение определенного времени (2-3 минуты), обязательно доходят к общему решению, затем объединяются и делятся приобретенным. Как и в парах, необходим консенсус. После этого можно либо объединить четверки в восьмерки, или перейти к групповому обсуждению.

5. Работа в малых группах. Существенным здесь является распределение ролей: "спикер" - руководитель группы (следит за регламентом при обсуждении, зачитывает задание, определяет докладчика, поощряет группу к работе), "секретарь" (ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их вынесении), "посредник" (следит за тем, как поощрять группу к работе), "докладчик" (четко выражает мнение группы, сообщает о результатах работы группы). Возможно выделение экспертной группы из сильнейших учеников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют информацию.

6. Аквариум. В этом методе одна микрогруппа работает отдельно, в центре класса, после обсуждения излагает результат, а остальные группы слушают, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление группы и собственные достижения.

Это - эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, побуждает участников проявлять свое воображение и творчество, достигаемый путем свободного выражения мнений всех участников и помогает находить несколько решений по конкретной теме.

Фронтальные методы:

1. Большой круг. Ученики сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

2. Микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро поочередно высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу воображаемый «микрофон».

3. Незаконченные предложения. Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика - это продолжение незаконченного предложения типа "можно сделать такой вывод ...", "я понял, что ...".

4. Мозговой штурм. Суть этой технологии заключается в том, что все ученики по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мысли по поводу проблемы. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний. Учитель на уроке называет проблему, которую надо решить, и приглашает  принять участие в ее обсуждении, которое организуется по следующим этапам:   проблемный вопрос записывается на доске или бумаге, чтобы во время работы эта запись была перед глазами; все участники штурма, думая о проблеме, выдвигают идеи по решению. Идеи могут быть любыми, даже фантастическими.

5. Анализ дилеммы (проблемы). Ученики в кругу обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее, потому поливариантна). Каждый говорит варианты, состоящие в результате выбора. Лучше давать задания выбора с личностным смыслом (например, "стоит быть архитектором, если все дома одинаково серые?").

6. Мозаика. Это метод, сочетающий и групповую, и фронтальную работу. Малые группы работают над различными заданиями, после чего переформировываются так, чтобы в каждой новой группе были эксперты из каждого аспекта проблемы (например, каждая первичная группа анализировала одну картину Айвазовского, после переформирования первая новая группа должна обобщить тематику всех обработанных картин, вторая - идейную нагрузку, третья - образы, четвертая - эмоции).

Модели педагогического взаимодействия

Интерактивные технологии по В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [8]. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определенные модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивной, интрактивной и интерактивной.

В экстрактивном режиме ученик выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от учителя - субъекта к объекту обучения (ученику). Такой режим является основой пассивной (субъект - объектной) модели взаимодействия, он не вызывает субъектной активности ребенка.

В интрактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения. Интрактивний режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность ученика и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий.

В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. К интерактивным технологиям обучения в современных вузовских пособиях по педагогике относят технологии учебной дискуссии, мозгового штурма, проектной деятельности, дидактической игры и др.

Ключевой задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; сочетание теории и практики; обращение к личному опыту учащихся, поддержка их активности, поощрения творчества; взаимное обогащение опыта участников диалога; облегчения восприятия, усвоения, взаимопонимания.

Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающий через себя учебную информацию, то в интерактивном - роль помощника в работе, активизирует взаимонаправленных потоки информации. При этом ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта, учитель преподает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В качестве организатора-фасилитатора, он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение задач, подготовку мини - презентаций и т.д.). В качестве консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывают его активную деятельность.

Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечения осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализации педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе. Такое обучение соответствует современным требованиям к учебному процессу. Тем не менее, в массовой школьной практике, интерактивные технологии сравнительно редко применяются в обучении изобразительному искусству (ИИ).

При планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства в средней школе необходимо учитывать, что в отличие от других предметов, содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что заставляет отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих задач.

При обсуждении с учащимся его работы, учитель становится слушателем, а не только транслятором знаний. В этом случае диалог "учитель - ученик" должен включать в себя обсуждение с учеником композиционного построения работы, общения с ним, как с художником, ведь отступления от композиционных правил могут быть преднамеренными, выражают художественный замысел, а можетбыть и метапредметность задуманного. Благодаря этому ученик осознает свою значимость и творческую способность видения картины мира или его изменения хотябы на бумаге.

В интеракции "учитель - группа учащихся (аудитория)" организуется беседа с учениками, в ходе которой каждый ученик озвучивает свои предложения по выполнению практической части урока. По сути, дети защищают свой вариант исполнения картины учителю, так же участвует в обсуждении, но в процессе создания участия не берет.

Диалог носит доброжелательный характер, дети учатся аргументировано и обоснованно предлагать идеи и воспринимать конструктивную критику, становясь рядом с учителем создателями учебного процесса. Таким образом, ученики становятся более заинтересованными в процессе обучения и учатся работать в команде.

При работе в парах "ученик - ученик" возможно совместное рисование одной работы, где дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, составляют различные варианты, выбирают лучший (например, в компоновке и включении в рисунок отдельных деталей), а в в конце урока защищают свой рисунок перед классом.

Модель интеракции "ученик - аудитория" может использоваться при изучении теоретического материала. В начале новой темы одному из учеников дается задание подготовить теоретический материал, например, историю построения, а также ряд вопросов, отвечая на которые, класс должен будет проанализировать известность предложенного материала, а ученик, знает ответы на свои вопросы и может корректировать линию рассуждения одноклассников, давать подсказки. Дальнейшее развитие диалога "ученик - аудитория" может происходить как создание классом идей по использованию данной техники рисования.

Модель интеракции "ученик-компьютер" открывает возможности использования графических редакторов с использованием интерактивных панелей для рисования (при наличии всего необходимого в материальной базе школы). Современные компьютерные программы интерактивные, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать способы организации информационных потоков, дозировать поступающую информацию, помогая в ее обработке.

Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, часто воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открытыми перед ними изобразительными возможностями. Это не значит, что все уроки ИИ надо проводить в компьютерном классе (мы считаем, что достаточно одного в течение четверти), или компьютерные программы сегодня способны полностью заменить в учебном процессе традиционные способы изображения действительности. Однако вряд ли кто будет отрицать, что владение технологиями электронных изображений сегодня востребовано ничуть не меньше, чем владение традиционными техниками ИИ.

Наконец, в обучении ИИ важную роль играет интеракция "ученик - произведение искусства". Способность вызвать живой отклик в сознании человека - наиболее важная особенность искусства. Однако далеко не всегда ребенок готов сам вступить в такой диалог. В инициировании этого диалога очень важна роль учителя - фасилитатора, который не просто разъясняет идейное содержание картины, ее композиционные особенности, цветовое решение и т.д., но помогает ученикам проникнуть в замысел художника, сопереживая, домысливая и интерпретируя смысл изображенного, становясь соучастником творческого процесса.

Литература

  1. Гузеев В.В. Интерактивные приёмы // Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М., 2001. — С. 21-52;

  2. Гін А. Безкровна атака: Технологія проведення навчального мозкового штурму: [Цікава і проста форма навчальної діяльності] / А. // Завуч (Перше вересня). — 2000. — №8. — С. 7-8;

  3. Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Науково-методичний посібник / О. Пометун, Л. Пироженко. – К. : Видавництво А.С.К., 2004. – 192 с.;

  4. Фасоля А.М. Урок в умовах особистісно-зорієнтованого навчання / А.М. Фасоля // Українська мова і література. – 2003. - №46.

  5. Активні та інтерактивні методи навчання / Укладач Кравчина О.С. – К. : ЦІППО АПН України, 2003. – 32 с.;

  6. Гейко І. Використання інтерактивних форм і методів навчання. З досвіду роботи / І. Гейко //Тема. – 2004. — № 3/4. – С. 229-232;

  7. Крамаренко С.Г. Інтерактивні техніки навчання, як засіб розвитку творчого потенціалу учнів / С.Г. Крамаренко / Відкритий урок. — 2002. — № 5-6. — С. 7-10;

Статья подготовлена на основе материалов доклада на Международной научно-практической конференции «Психологические и социальные проблемы XXI века:теория, практика, перспективы, 19-20 мая 2016г.  Луганский государственный университет им. Владимира Даля, г. Луганск

Рекомендовано к публикации:
Е.С.Заир-Бек, доктор педагогических наук, Член Редакционной Коллегии

____________

Aleksander E. Levchenko
Associate Professor of psychology, social work and rehabilitation, Vladimir Dahl Luhansk State University, Lugansk

Oksana A. Reznikova
Teacher-organizer of school №32, Lugansk

The value of pedagogical interaction in the development of creative potential of pupils

Abstract
The authors conclude that in teaching creativity plays an important role Interaction "student - a work of art." The ability to trigger a lively response in the human mind - the most important feature of art. However, not always the child himself ready to enter into such a dialogue. The initiation of this dialogue is very important the role of the teacher - facilitator.

Keywords
interaction, development of creativity, technique, initiative, a spiritual self-improvement.

Literature

  1. Guzeev V .V. Interaktivnye priemy // Guzeev V. V. Pedagogicheskaya tekhnika v kontekste obrazovatelnoy tekhnologii .M. 2001. S. 21-52
  2. Gin A. Bezkrovna ataka: Tekhnologya provedennya navchalnogo mozgovogo shturmu [TSkava prosta forma navchalno d yalnost ] A //Zavuch Pershe veresnya. 2000. 8. S. 7-8
  3. Pometun O. Suchasniy urok nteraktivn tekhnolog navchannya Naukovo-metodichniy pos bnik //O. Pometun, L. Pirozhenko, K. Vidavnitstvo// A S K. 2004. 192 s
  4. Fasolya A. M. Urok v umovakh osobist sno-zor ntovanogo navchannya // A. M. Fasolya. Ukra nska mova l teratura. 2003 - 46
  5. Aktivn ta nteraktivn metodi navchannya / Ukladach Kravchina O .S.-  K.: TS PPO. APN Ukrain.i 2003. 32 s
  6. Geyko I. Vikoristannya interaktivnikh form i metodiv navchannya. Z dosvidu roboti/ Geyko //Tema.- 2004. # 3/4 .- S. 229-232
  7. Kramarenko S. G. Interaktivni tekhniki navchannya yak zasib rozvitku tvorchogo potentsialu uchniv / S. G. Kramarenko / Vidkritiy urok. 2002. 5-6.- S. 7-10
     

Copyright (C) 2016, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100